Ссылки для упрощенного доступа

Слово из трёх букв подстегнуло фантазию: эксперты заподозрили активистку из Казани в "дискредитации" Красной Армии


В листке с надписью "Нет войне", размещённом у Вечного огня, полиция и эксперты углядели "признаки отрицания факта использования Вооруженных Сил РФ (а равно и Красной Армии) в целях защиты интересов РФ (СССР)".
В листке с надписью "Нет войне", размещённом у Вечного огня, полиция и эксперты углядели "признаки отрицания факта использования Вооруженных Сил РФ (а равно и Красной Армии) в целях защиты интересов РФ (СССР)".

В короткой фразе "9 wая" (именно так, с перевёрнутой "м") усмотрели "признаки негативной оценки Красной Армии", "обесценивание дня воинской славы", "унижение чести и достоинства ветеранов Великой Отечественной войны и оскорбление памяти погибших в ходе неё представителей Красной Армии". Это дословные выдержки из заключения специалистов, подписанного экспертом-лингвистом и экспертом-психологом, которое легло в основу уголовного дела о "дискредитации" армии, возбужденного против казанской активистки Зульфии Ситдиковой. Подробнее — в материале "Idel.Реалии".

"Idel.Реалии" неоднократно рассказывали историю 46-летней жительницы Казани Зульфии Ситдиковой, которую силовики преследуют с 2022 года. Летом прошлого года её оштрафовали за "дискредитацию" армии, а 28 апреля 2023 года Ситдикову и другую активистку — Веру Отрешко — задержали в парке Урицкого. Женщин задерживали с применением силы и наручников девять сотрудников полиции; активисток продержали в отделе несколько часов и изъяли у них телефоны.

Ещё три мобильных телефона и личные вещи у Ситдиковой забрали после обыска в квартире 16 мая — в рамках уголовного дела о "дискредитации" российской армии (часть 1 статьи 280.3 УК РФ), возбуждённого против другого татарстанца. Позже эти следственные действия в квартире активистки Верховный суд республики признал незаконными.

Тем не менее 18 июля силовики вновь обыскали квартиру активистки, а саму Ситдикову доставили на допрос в Следственный комитет. В отношении нее возбудили уголовное дело по статье 280.3 Уголовного кодекса РФ — "дискредитация" Вооруженных сил РФ.

В РОЛИ ОСКОРБЛЁННЫХ "ПРЕДСТАВИТЕЛИ КРАСНОЙ АРМИИ"

Как выяснил корреспондент "Idel.Реалии", "дискредитацию" армии силовики усмотрели в двух плакатах. Один из них — с наклеенными на ватман красными буквами "9 waя" — у Ситдиковой изъяли 28 апреля в парке Урицкого. Демонстрацию второго — с надписью "Нет войне" — силовики тоже приписывают женщине: по версии следствия, 19 апреля этого года именно Ситдикова разместила его у вечного огня в Парке Победы.

Обе фразы на плакатах изучили эксперт-лингвист и эксперт-психолог АНО "Казанский межрегиональный центр экспертиз". И каждой из них в итоге посвятили отдельное "заключение специалистов" (копии имеются в распоряжении редакции). Именно эти заключения позволили Следственному комитету возбудить уголовное дело в отношении Ситдиковой.

В лозунге "Нет войне" эксперты усмотрели (далее — дословная цитата) "признаки отрицания факта использования Вооруженных Сил Российский Федерации (а равно и Красной Армии) в целях защиты интересов Российской Федерации (СССР) и её граждан, поддержания мира и безопасности".

Но ещё больше неожиданных ассоциаций вызвала у экспертов короткая фраза "9 waя" (причём цифра и буквы на ватман в этом плакате, как стало известно корреспонденту "Idel.Реалии", наклеивались каждая по отдельности). Лингвист усмотрела в ней "признаки негативной оценки деятельности вооруженных сил СССР (Красной Армии) в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., негативной оценки дней воинской славы и памятных дат, связанных с защитой России (праздника 9 Мая)". В заключении сказано, что "такой способ подачи информации может расцениваться как оскорбление памяти защитников РФ".

Психолог же в свою очередь углядела в той же фразе "признаки информации, направленной на создание отрицательной эмоциональной оценки и отрицательной смысловой установки, негативного стереотипа в отношении представителей Красной Армии (вооруженных сил СССР, участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.) и их деятельности, обесценивание дня воинской славы и памятной даты, связанной с защитой России (День Победы 9 мая), унижение части и достоинства ветеранов Великой Отечественной войны и оскорбление памяти погибших в ходе неё представителей Красной Армии".

ПРИРАВНЯЛИ ВОЙНУ К "СВО" И ОТРИЦАЮТ СКОРБЬ

"Idel.Реалии" опросили специалистов в областях филологии, социологии и юриспруденции с целью выяснить, какие ассоциации вызывают два этих коротких лозунга у них, и — главное — как они относятся к подобным выводам.

— На мой взгляд, это полное разрушение института лингвистической экспертизы. Специалисты видят то, что необходимо оперативникам и следователям, — возмущается социолог Искандер Ясавеев. — Как можно, например, в слове, соотносимом с 9 мая, увидеть всё, что написал специалист, я не понимаю. 9 мая — это дата окончания страшной войны, принесшей неисчислимые бедствия и страдания людям, а не просто День Победы. Это очень тяжелый день, действительно, "праздник со слезами". А сейчас празднование Победы полностью вытесняет понимание, какой бедой была та война.

По словам Ясавеева, он бы "рассматривал плакат с лозунгом "9 WАЯ" как актуальное напоминание об изначальном значении этой даты".

— Никакой дискредитации ни Красной Армии, ни тем более современных Вооруженных Сил я как поисковик и участник поискового движения России здесь не вижу. Тем более, на мой взгляд, нет здесь никакого унижения чести и достоинства ветеранов, — резюмировал социолог.

По мнению юристки "ОВД-Инфо" Елены Липатовой, вменяемая Зульфие Ситдиковой "дискредитация Красной Армии" не просто удивительна, но и "не соответствует никаким правовым стандартам".

— Существует мнение, что Россия, наравне с другими бывшими советскими республиками, является правопреемником Советского Союза и "наследует" права и обязательства бывшего СССР. Однако совершенно точно, Россия не является "продолжением" или "продолжателем" СССР — таких правовых оснований просто не существует, хотя подобные термины и используются в некоторых договорах России с другими странами. Россия — отдельное современное государство. Такое применение закона о дискредитации, которое отождествляет Вооруженные Силы РФ и Красную Армию, Россию и СССР, является непредсказуемым и непонятным для граждан. А, значит, не соответствует критерию "качества закона", — резюмирует Елена Липатова, добавляя, что вмешательство в право на свободу выражения мнения недопустимо.

Кандидат филологических наук и независимый исследователь, лингвист, с 2009 года неоднократно проводившая исследования текстов для судов, Татьяна Шахматова напоминает, что в России после 24 февраля 2022 года начали массово наказывать тех, кто называет действия России в Украине войной. Добавив в свои выводы "Красную Армию" и "Великую Отечественную войну", эксперты по сути сделали то же самое — приравняли "СВО" к войне, говорит Шахматова.

— Первое, что бросается в глаза — это настойчивая постановка экспертами знака равенства между понятием "война" и "специальная военная операция". Очевидно, эксперты не до конца определились — идёт ли речь о войне вообще или они рассматривают войну строго контекстуально — как СВО. Во втором случае придётся признать, что эксперты сами нарушают закон, приравнивая "войну" и "специальную военную операцию", — объясняет филолог.

По мнению Шахматовой, "помимо чисто логической мешанины, в заключении экспертов есть и существенная методологическая неточность, которая прямо влияет на качество выводов".

— Предложения типа "нет войне" являются односоставными безличными предложениями, то есть субъект в таких предложениях отсутствует и не подлежит определению. А адресат обозначен чётко — "война", а не действия Вооружённых сил Российской федерации, Красной Армии или какой-то другой армии. Как эксперты вписали в это короткое предложение с чётко обозначенным адресатом протеста ещё один адресат, по выводам, представленным в исследовании, понять невозможно, — сетует независимый исследователь.

Татьяна Шахматова подозревает, что исследовательская часть в заключении отсутствует "не напрасно", поскольку при таких выводах она должна напоминать "что-то вроде игры в ассоциации или вольное лирическое эссе".

В случае с "9 waя" эксперты, как считает филолог, упустили из вида более очевидные ассоциации, которые рождает подобная игра слов.

— Предположим, что эксперты трактовали присутствие буквы W как намёк на английское слово "war" (война). Какие интерпретации можно извлечь из такого соседства? 9 мая — день, который в СССР и в России традиционно считается днём окончания Великой отечественной войны. Праздник победы непосредственно связан с контекстом войны — и это тоже вряд ли вызовет возражения. "Праздник со слезами на глазах" — это не только радость, но и скорбь, боль утраты. Отрицать общую скорбь в этот день кажется само по себе кощунственным. Мне сложно представить себе, какими ассоциациями в данном случае воспользовались эксперты, — резюмирует Шахматова.

В ДЕЛЕ О "ДИСКРЕДИТАЦИИ" СМЕНИЛСЯ СЛЕДОВАТЕЛЬ

Адвокат Зульфии Ситдиковой Рим Сабиров рассказал "Idel.Реалии", что следователь, ведущий уголовное дело, принял решение о проведении непосредственно психолого-лингвистической экспертизы — причём в том же АНО "Казанский межрегиональный центр экспертиз", заключение специалистов которого сделало возможным возбуждение уголовного дела.

— Я заявил отвод данной экспертной организации. Фактически следствие собирается получить те же самые выводы. Я не знаю, сколько экспертов существует в этой организации, и утверждать, что запрос следствия попадёт к тем же самым экспертам, не могу. Но все мы понимаем, что если эти эксперты работают в одной организации, то все они находятся в служебной зависимости, взаимосвязи между собой, а ранее в ходе подготовки заключений были предупреждены об уголовной ответственности за предоставление заведомо ложного заключения . Поэтому, если даже материалы запроса попадут к другому эксперту, я считаю, здесь никакой объективности не будет, — объяснил позицию защиты Сабиров.

По словам адвоката, в целом про АНО "Казанский межрегиональный центр экспертиз" ему известно немного, но он заметил, что, судя по запросу в интернет-поисковике, они часто дают свои заключения по различного рода "экстремистским" делам и материалам.

— Я бы сказал, что это экспертная организация, с которой у правоохранительных органов уже налажен поток дел, которые они именно к ним направляют. В их объективность я не верю. На это меня наталкивает и то обстоятельство, что в заключениях специалистов, с которыми дали ознакомиться защите, полностью проигнорировано методическое письмо ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России "Об особенностях комплексных психолого-лингвистических судебных экспертиз информационных материалов, связанных с публичной дискредитацией использования Вооруженных Сил РФ". Минюст ориентирует правоприменителей на то, что нужно разграничивать негативную оценку целей — это и есть, по мнению государственных экспертов, дискредитация — от негативной оценки самого факта использования вооруженных сил. В качестве примера в этом письме приведена фраза "Нет войне", которую Минюст не относит к дискредитации, — говорит Сабиров.

Ещё одна странность заключения специалистов по плакату "Нет войне", по мнению адвоката, состоит в том, что их даже не спрашивали, содержится ли в этой фразе "дискредитация Красной Армии" — однако лингвист с психологом почему-то решили порассуждать и на эту тему тоже.

Адвокат ходатайствовал о направлении материалов дела на психолого-лингвистическую экспертизу в другую экспертную организацию — Средне-Волжский региональный центр судебной экспертизы Минюста РФ. Какое решение примет по этому поводу следствие, пока неясно. Всё осложняется тем, что следователь, который вёл это дело, перевёлся, сетует Сабиров. С августа к расследованию дела Ситдиковой должен приступить уже другой следователь.

Сама Зульфия от комментариев по своему делу пока воздерживается.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG