Ссылки для упрощенного доступа

"Отправили на мясо": участковый из Казани судился с МВД и Минобороны — и в позе "ласточки" уехал в Бахмут


Бахмут в 2023 году, иллюстративное фото
Бахмут в 2023 году, иллюстративное фото
Казанец Александр Ермаков несколько лет судился с МВД из-за незаконного, по его мнению, увольнения. Через суд он добился восстановления на службе — вот только узнал об этом, находясь уже в воинской части под Ростовом. Контракт с Минобороны РФ участковый подписал, чтобы не потерять стаж, но в итоге юрист, представляющий интересы Ермакова, потерял самого Александра. Командир части проигнорировал все рапорты полицейского, а когда тот обратился в гарнизонный суд, его связали "ласточкой" и отправили в Бахмут. Именно там в начале октября Ермаков встретил свой сорок первый день рождения. Он нашёл способ передать несколько коротких сообщений — после этого связь с участковым вновь оборвалась.


— Возможно, последнее моё видео, — с этих слов начинает своё обращение Александр Ермаков. — Сегодня меня направляют после обеда, часов в пять-шесть, в зону проведения "СВО" (так российские власти требуют называть войну в Украине"Idel.Реалии"), куда я ехать отказываюсь в связи с решением Верховного суда РТ.

Александр Ермаков, скриншот из видеообращения
Александр Ермаков, скриншот из видеообращения

Ролик записан участковым на мобильный телефон в сентябре 2023 года и предназначен нескольким адресатам. Один из них — юрист Ильнур Хамидуллин, представляющий интересы Александра Ермакова последние несколько лет.

Участковый Шрёдингера

Ильнур Хамидуллин находится в США, где ожидает политического убежища (его историю "Idel.Реалии" уже рассказывали), и может свободно комментировать обстоятельства дела. По его словам, есть люди, которые продолжают помогать Ермакову в России, поскольку сам Хамидуллин уже не может лично представлять интересы своего доверителя в судах. Это те самые другие адресаты, которым предназначено видеообращение, но их имена юрист предпочитает не называть.

Хамидуллин рассказывает, что представляет интересы Ермакова с лета 2021 года. Старший участковый казанского отдела полиции "Гагаринский" не сработался с начальством — и его уволили по дискредитирующим основаниям.

Как следует из материалов дела (есть в распоряжении "Idel.Реалии"), на Ермакова за короткий срок наложили шесть дисциплинарных взысканий, которые, по словам участкового, были "закономерным следствием травли". В его иске говорится, что травлю "устроили конкретные лица из числа руководства УМВД Российской Федерации по городу Казани за активную деятельность истца, направленную на соблюдение трудовых прав и гарантий сотрудников полиции в указанном подразделении".


В одном случае на Ермакова наложили взыскание за то, что он "передвигался" по зданию отдела полиции без маски и перчаток, в другом — из-за того, что участковый "имел неуставного цвета футболку под летним костюмом", а "молния" куртки расстегнута до середины нагрудного кармана". Кроме того, взыскания накладывали за "низкую раскрываемость" и "отсутствие на рабочем месте" (то есть непосредственно в отделе полиции). В первом случае Ермаков возражал, что руководство не учитывало время, которое он провёл на больничном и в отпуске; во втором, что его отсутствие в отделе зафиксировали в тот момент, когда он обходил свой участок. В итоге весной 2021 года полицейского уволили, когда он находился на больничном.

— У него немного оставалось до выхода по выслуге лет. Чтобы не терять пенсию и другие бонусы, он, пока мы судимся, решил пойти в Минобороны. Заключил контракт ещё до войны — в 2021 году. Сидел где-то в части под Самарой, кажется, а когда Россия вторглась в Украину, его перевели в Ростов-на-Дону, — описывает ситуацию Хамидуллин.

По его словам, им с Ермаковым пришлось пройти настоящую судебную эпопею, дойдя до Шестого кассационного суда в Самаре. Эта судебная инстанция вернула дело в апелляцию (то есть в Верховный суд РТ), которая 3 июля 2023 года подтвердила незаконность увольнения участкового и постановила "восстановить Ермакова в должности".

Решение Верховного суда Татарстана вступило в силу незамедлительно. Но из воинской части 13637 Ермакова домой никто не отпустил.

Участковый успел подать несколько рапортов (часть из них он отправил почтой с описью вложения, поскольку их не хотели принимать), пожаловаться в Военную прокуратуру Новочеркасского гарнизона и Военную прокуратуру Южного военного округа. Все обращения Ермаков начал рассылать в июле. Везде, по словам Хамидуллина, его просто проигнорировали.

На видео участковый рассказывает, что он оказался в подвешенной ситуации.

— Я являюсь действующим сотрудником полиции — решение суда вступает в силу незамедлительно, то есть я не могу ему противиться. Но по независящим от меня обстоятельствам я не могу просто взять и уехать в Казань, так как на меня подадут в розыск по СОЧ — "Самовольное оставление части", статья 337 УК РФ, — подытоживает Ермаков.

Последнюю жалобу полицейский подал в Новочеркасский гарнизонный военный суд 5 сентября. Ильнур Хамидуллин предполагает, что из-за этого командование части и решило отправить Ермакова в Бахмут.

Ильнур Хамидуллин
Ильнур Хамидуллин

— Видимо, [поступили так,] чтобы он слишком не умничал. К тому же это давало возможность гарнизонному суду сказать, что заявитель в зоне СВО, и на этом основании приостановить дело, — делится своими предположениями юрист.

По словам Хамидуллина, видеообращения Ермаков начал записывать ещё с лета — на тот случай, если его "заберут".

— "Придержите на случай, если со мной что-то случится вдруг", — говорил он нам. — Я посчитал, что наступил как раз такой случай, — говорит юрист.

Во второй половине сентября связь с Ермаковым резко оборвалась. Замолчали оба телефона участкового.

"Как после Курской битвы, по трупам бежишь"

Ермаков вновь вышел на связь 24 сентября. Несколько текстовых сообщений с неизвестного номера Ильнур Хамидуллин получил около полуночи по нью-йоркскому времени. По московскому было семь утра.

"Я в Бахмуте, на Украине, в зоне СВО. Меня насильно на Украину отправили, связали, "ласточку" сделали, по беспределу "упаковали", чтобы больше в военный суд не ходил. В зиндане (подземная тюрьма"Idel.Реалии") пару дней держали, ходил в туалет и кушать в так называемой камере в подвале военной комендатуры посёлка Мироновский", — описывал обстановку Ермаков. В "зоне СВО", уточнил мужчина, он находится с 21 сентября.

Оба телефона, по словам участкового, у него изъяли сотрудники военной полиции по указанию начальника 3-го Армейского корпуса подполковника Лихачёва.

Даже короткое сообщение Ермакова оставляет впечатление, что Россия продолжает использовать под Бахмутом тактику "мясных штурмов".

"Сейчас всё нормально, чуть на штурм с комбатом не ушёл. Мужики, которые остались, охраняли меня, выводили на улицу, сказали, что после штурма от их роты из 100 человек в живых осталось вместе с ранеными 12 человек, остальные 200 (то есть "двухсотые", погибшие"Idel.Реалии"). Как после Курской битвы, по трупам бежишь", — пишет полицейский, только что выпущенный из зиндана.

Рассказ Ермакова соотносится с данными из открытых источников. В сводках и репортажах за вторую половину сентября упоминается одна из частей 3-го Армейского корпуса — 72-я бригада, которая совершала контратаки в попытках остановить наступающие силы Украины под Бахмутом и несла тяжелые потери.

Участковый числится миномётчиком 72-й бригады.

Последнее сентябрьское сообщение от Ермакова выглядит так: "Страшно баба Яга летает, птичка. Телефонов у меня пока что нет".

"Бабой Ягой" военные прозвали квадрокоптеры с большой грузоподъёмностью, которые сейчас активно используют ВСУ. Как утверждается, один такой беспилотник может нести до трёх минных или термоснарядов.

Как сложится судьба его доверителя, Ильнур Хамидуллин не знает. Юридически, считает он, шансов изменить что-то, несмотря на решение Верховного суда РТ, ничтожно мало — военные игнорировали этот документ с самого начала. Иначе Ермакову не пришлось бы обращаться в Новочеркасский гарнизонный военный суд.

Кстати, последний, по словам Хамидуллина, не стал откладывать рассмотрение дела из-за нахождения Ермакова в "зоне СВО", а попросту вынес решение — "в удовлетворении отказано". Такая строчка появилась на сайте суда в начале октября. Причин отказа Хамидуллин пока не знает. Мотивировочная часть на сайте суда пока не опубликована.

— Если бы он знал, что будет война, то не пошел бы в Минобороны РФ. Просто не хотел терять стаж. А сейчас уже не о стаже речь — живым бы остаться. Его же бросили в Бахмут, где опять самая мясорубка. Отправили на мясо, — подытоживает Ильнур Хамидуллин.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG