Ссылки для упрощенного доступа

"Очередная запретиловка". Руслан Айсин — о новом законопроекте по "защите" русского языка от иностранных заимствований


Елена Ямпольская является соавтором федерального законопроекта об обязательном использовании русского языка. Парламентарий намерена очистить русский от иностранных заимствований.
Елена Ямпольская является соавтором федерального законопроекта об обязательном использовании русского языка. Парламентарий намерена очистить русский от иностранных заимствований.

Депутаты Госдумы РФ хотят принять закон об обязательном использовании русского языка для его "защиты" от иностранных заимствований. Такой подход вызвал реакцию в Татарстане — местный парламентарий заявил, что с принятием этого документа из использования в коммерческой сфере будут исключены языки других народов и государственные языки республик в составе России. Руслан Айсин называет новую законодательную инициативу очередной "запретиловкой".

В России продолжают искать внутренних врагов и бороться с ветряными мельницами. Это стало уже сутью политического бытия путинского режима, который живет в напряженном графике перманентного запретительства: запрещают уже по второму и третьему кругу. По-другому такой тип системы, движущийся в тоталитаризм, существовать не может.

Одним из объектов нападений является язык. Москва пытается найти форму аналитического языка для описания пространства постимперии. Все-таки это конструкт, который Кремль создает на наших глазах: "русский мир", "империя", "великая держава", "защитница традиционных ценностей", "миссианство" и так далее.

Для этого запрещаются нерусские языки, они изымаются из активных политических и интеллектуальных сфер. Бытовой язык не формирует субъектность; он — "осевший" в ил, упокоенный, не ставит "политическое" в центр борьбы. Не секрет, что язык имеет идеологическое измерение, а путинская система перешла в стремительную фазу унификации всего и вся. Тоталитарная полицейщина не приемлет рядом с собой альтернативы, инаковости, которая потенциально может бросить ей вызов.


Собственно, поэтому политика Москвы направлена на исключение нерусских языков из публичного поля. В школах теперь уже невозможно полноценно изучать родной язык, сдавать ЕГЭ; профильные вузы, где готовили специалистов-педагогов, низвели до самых минимальных значений. Дескать, нет социального заказа! А откуда ему взяться, если в школах родной язык понижен до уровня факультатива и по сути не входит в обязательную учебную программу.

Но и это не все. Депутаты Госдумы хотят принять закон об обязательном использовании русского языка для его защиты от иностранных заимствований, как гласит пояснительная записка. Ну вот очевидная глупость, выдающая на корню всю абсурдность такого рода запретиловок. Нет аутентичных языков, где бы не было заимствований — тем более в русском, который входит в семью индоевропейских языков: а уж тюркизмов там немало! Где этот стандарт "чистоты языка"? У Пушкина, который нашпиговал "литературный" лексикон французскими словами? Представляю, как тяжело вздыхают сейчас лингвисты-профессионалы.

В той же пояснительной записке к законопроекту уточняется, что русский язык "подлежит обязательному использованию в коммерческом обозначении", в том числе в названиях жилых комплексов, на транспорте, в больницах, на спортивных объектах и т. д.

Это неожиданно вызвало возмущение у Госсовета Татарстана. Глава комитета парламента РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Айрат Зарипов заявил, что с принятием этого документа из использования в коммерческой сфере будут исключены языки других народов и государственные языки республик в составе РФ.

— Ряд предлагаемых изменений ограничивает использование не только иностранных слов, но и государственных языков республик в составе Российской Федерации, языков народов России, — отметил он на заседании Госсовета.

Сам законопроект концептуально Зарипов и его коллеги по депутатскому корпусу поддержали.

Что интересно, два соавтора этого законопроекта — депутаты Госдумы Максим Топилин и Елена Ямпольская — представляют в нижней палате российского парламента Татарстан. Известно, что их включили в партийный избирательный список "Единой России" решением из Москвы. Вот так. Сидят в Думе якобы агенты-законоведы от Татарстана и при этом наносят ему политический и имиджевый ущерб. Это, кстати, тоже форма колониальной практики контроля.

Возмущение татарстанских парламентариев понять можно. В случае принятия законопроекта в таком виде коммерческие предприятия могут ссылаться на него и игнорировать использование нерусских языков в практике информирования потребителя. Это относится к вывескам, информационным стендам, документообороту и так далее. Это еще один механизм выдавливания языков из публичной сферы.

Правда, депутат Елена Ямпольская ответила на негодование коллег из Татарстана, что права языков народов России защищены Конституцией и законодательством РФ, поэтому авторы законопроекта о защите русского языка не могли их нарушить.

Однако веры ее словам нет. Не впервой власть говорит одно, а делает прямо противоположное. Тем более, когда дело касается такой политизированной сущности, как язык.

Руслан Айсин — татарский активист, публицист и политолог, ныне проживающий в Турции. Публикуется на страницах различных татарстанских и российских изданий в качестве эксперта по национальным вопросам и положении ислама в России. Минюст России считает его "иностранным агентом", с чем сам публицист не согласен.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь

XS
SM
MD
LG