Ссылки для упрощенного доступа

Новые потемкинские деревни. Руслан Айсин — о бюджетной политике Москвы на фоне дефицитных бюджетов Татарстана и Башкортостана


14 декабря президент России Владимир Путин провел свою 20-ю прямую линию. Граждане задавали главе государства вопросы, среди которых были и те, которые связаны с регионами Поволжья. В своем выступлении Путин коснулся проблем недавно аннексированных Россией украинских территорий: Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областей. Российский президент отметил, что в бюджете России на "новые" (аннексированные — "Idel.Реалии") регионы ежегодно предусмотрено больше триллиона рублей. При этом, по словам Путина, они сами заплатили в бюджет 170 миллиардов рублей. Татарстанский политолог Руслан Айсин выражает сомнение в адекватности такой бюджетной политики с учетом того, что относительно развитые Татарстан и Башкортостан приняли свои бюджеты на следующий год с дефицитом.

Прямая линия Владимира Путина всегда превращается в какое-то дурно пахнущее шоу. Обставлены они как общение Вседержителя царя с народом и отсортированными журналистами. В последние годы никаких тебе остро политических вопросов комфортно восседающему диктатору, все согласовано и отмерено. Есть уже и заготовленные образцы ответов. Но The Show Must Go On (шоу должно продолжаться) при любой погоде. Особенно накануне так называемых выборов президент РФ.

Внимание привлекла одна цифра, озвученная Путиным. Говоря о недавно аннексированных Россией Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областей Украины, "вечный президент" отметил, что этим территориям предусмотрены ежегодные финансовые вливания из Москвы в размере больше триллиона рублей. Путин также отметил, что украинские регионы вернули в бюджет России 170 миллиардов рублей.

Естественно, эти деньги не доходят туда, куда они формально направляются. Это большая коррупционная схема. Все остальное уходит на укрепление военных рубежей аннексированных территорий. Путину люди не важны. Он играет в большого геополитика.

Один триллион рублей против 170 миллиардов. Занятная статистика, как и многое в путинской России. Москва вовсе не собирается "благоустраивать" аннексированные территории по-настоящему. Она привыкла обычно городить потемкинские деревни, бутафории. Кстати, понятие о "потемкинских деревнях" берет свое начало от истории, когда по указанию князя Г. Потёмкина были построены липовые дома и поселения вдоль маршрута Екатерины II во время её поездки в 1787 году в Северное Причерноморье — территории современной Украины, которые были отвоеваны у Османской империи.

Как тут не вспомнить кадры оккупированного Мариуполя, где для красивого фасада и телекартинки возвели цветастый район как символ "мирной оккупационной жизни", но за этим зияла разруха и разбомбленные российской армией остовы зданий. Жизнь ушла оттуда. Но пришла "вымученная жизнь", как сказал когда-то немецкий классик.

Так что тут Путин строго следует традиции 250-летней давности. Имперской традиции, что важно.

Однако рассмотрим еще один аспект. Многое же познается в сравнении. Две крупнейшие и сильнейшие в экономическом плане республики Поволжья — Татарстан и Башкортостан приняли бюджеты на 2024 год с дефицитом.

Это регионы-доноры. Их доит Москва. Мало того, что Кремль забирает значительную часть доходов двух нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих, промышленно развитых республик, так он еще и заставляет их оплачивать колониальную войну против Украины. Кстати, вследствие аналогичной захватнической войны шестнадцатого века татары и башкиры попали в зависимость от империи. И вот работает принцип: проигравший платит дважды!

В конце XVIII века русский писатель и историк князь Михаил Щербатов в своем трактате предложил разделить народы империи на шесть категорий в соответствии с их образом жизни, налогообложением, воинской повинностью и религиозной принадлежностью:

  • Русские и нехристиане, которые платят подушную подать и поставляют рекрутов.
  • Русские и нехристиане, которые платят налоги, но не поставляют рекрутов.
  • Христиане, не являющиеся православными русскими.
  • Все виды казаков и других военных поселенцев.
  • Башкиры и другие дикие народы, практикующие ислам.
  • Калмыки и другие кочевые идолопоклонники.

Именно этот подход Щербатова заложил основу эпохальной классификации нехристианских подданных Российской империи, составленной Михаилом Сперанским в 1820-е годы.

Минуло 200 лет, а по сути модель та же, неустаревающая. Путин тянет всех в глубинную архаику. Он пытается выстроить то, что в том же девятнадцатом веке философ Чаадаев определил как отпадение России от цивилизации. Николай I объявил его сумасшедшим. На него писали доносы министры и интеллектуалы. А издатель Надеждин назвал его "пророком, предсказывающим назад". В том смысле, что, описав историю России, Чаадаев не оставляет каких-то надежд на выход из исторического тупика. Оказался прав.

Но выход из тупика есть: обрести народам России свободу!

Руслан Айсин — татарский активист, публицист и политолог, ныне проживающий в Турции. Публикуется на страницах различных татарстанских и российских изданий в качестве эксперта по национальным вопросам и положении ислама в России. Минюст России считает его "иностранным агентом", с чем сам публицист не согласен.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь

XS
SM
MD
LG