Ссылки для упрощенного доступа

Что ожидает Россию в 2024 году: рост насилия и потребления алкоголя 


Иллюстративный кадр
Иллюстративный кадр

Социологи предпочитают не делать прогнозы, понимая, насколько сложной является социальная реальность и как много факторов влияют на происходящее. Однако опираясь на существующие тенденции, можно строить вероятные сценарии в отношении будущего. В 2023 году в России продолжали расти потребление алкоголя и число убийств. По мнению колумниста "Idel.Реалии", социолога Искандера Ясавеева, этот рост будет продолжаться вследствие войны с Украиной, а самым опасным местом в России будет домашнее пространство.

Одна из тенденций последних лет — рост потребления алкоголя. В России в 2023 году, как и в 2022-м, увеличились объемы розничных продаж крепкого алкоголя. Об этом свидетельствуют данные, публикуемые Федеральной службой по контролю за алкогольным и табачным рынками (Росалкогольтабакконтроль). В качестве крепкого алкоголя ведомство учитывает алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта более 9%, за исключением пива и вин.

Росалкогольтабакконтроль заявляет, что рост розничных продаж алкоголя означает не увеличение его потребления в целом, а сокращение потребления нелегально произведенной продукции, то есть "обеление рынка". Однако это утверждение не подтверждается какими-либо данными и поэтому выглядит сомнительным. Правильнее, на мой взгляд, относиться к объемам розничной продажи алкоголя как к индикатору изменений в его потреблении, но учитывать, что эти изменения могут быть большего или меньшего масштаба из-за потребления нелегально произведенного алкоголя.

Анализ ежеквартальных данных Росалкогольтабакконтроля показывает, что в 2022 году в России в розницу было продано крепкого алкоголя на 6,2% больше, чем в 2021 году. В 2023 году рост продолжился, и за три квартала — с января по сентябрь 2023-го — в стране официально продали на 3,5% больше крепкого алкоголя, чем за тот же период в 2022 году.

Данные Росалкогольтабакконтроля позволяют отслеживать изменения продаж алкоголя не только в России в целом, но и в субъектах федерации. Например, в Татарстане продажи крепкого алкоголя выросли в 2022 году на 7% по сравнению с 2021 годом. Рост продолжился и в 2023-м, но не такими темпами. За три квартала 2023 года увеличение продаж крепкого алкоголя составило 2,2% по сравнению с январем–сентябрем 2022 года.

В Башкортостане продажи крепкого алкоголя в 2022 году выросли на 6,1%, а за три квартала 2023 года — на 3,2%.

Какие предположения, касающиеся будущего, можно строить на основании этой тенденции? Вероятно, этот рост продолжится. Вне всяких сомнений, на потребление алкоголя влияет вооруженный конфликт России и Украины.

Значительный рост в 2022 году с его шоковыми событиями 24 февраля и 21 сентября (начало мобилизации) подтверждает эту связь. В 2023 году увеличение потребления алкоголя замедлилось, но не прекратилось. В свою очередь, существует прямая связь между потреблением алкоголя и насильственной преступностью, домашним и сексуализированным насилием.

Результаты исследований свидетельствуют о связи между потреблением алкоголя и более высокой вероятностью домашнего насилия. Алкогольное опьянение как фактор фигурирует в большинстве случаев такого насилия. Соответственно, рост потребления алкоголя может способствовать расширению домашнего насилия.

Каковы масштабы домашнего насилия в России, определить сложно из-за латентности этого явления. Социологические исследования дают неполную картину из-за чувствительности темы домашнего насилия и частого стремления тех, кто подвергается насилию, скрывать происходящее. Между тем, согласно данным "Левады-Центра", полученным в 2019 году, 24% респондентов знали о применении физической силы (побои, удары) в семьях среди своего окружения, включая свою собственную семью.

Согласно другому опросу "Левады-Центра", проведенному в 2020 году, 36% опрошенных женщин ответили утвердительно на вопрос: "Знаете ли Вы случаи насилия над женщинами со стороны их супруга/партнера, которые происходили бы с Вашими близкими, знакомыми, людьми из Вашего окружения?".

Масштабы домашнего насилия в России, вероятно, будут продолжать расти вследствие роста потребления алкоголя. В дальнейшем к этому фактору добавится насилие со стороны возвращающихся с войны участников боевых действий.

Исследование Ресула Сежура и Джозефа Сабиа, представленное в статье "Когда война приходит домой" (2016 год), показывает, что само нахождение в зоне боевых действиях, независимо от того, участвовали военнослужащие в непосредственных боестолкновениях с противником или нет, значительно повышает вероятность домашнего насилия и жестокого обращения с детьми. Этот эффект, имеющий долгосрочный характер, связан, согласно Сежуру и Сабиа, со стрессом, вызванным участием в боевых действиях, и потреблением алкоголя.

Росту домашнего насилия в отношении женщин не только со стороны участников боевых действий, но и в целом в обществе, может способствовать также так называемая "военная маскулинность", подчеркивающая роль мужчин как защитников и воинов. Войны обычно сопровождаются ростом жестокости и агрессивной гетеросексуальности.

Если масштабы домашнего насилия и их рост оценить трудно из-за латентности этого явления, то об увеличении насилия в обществе в целом можно судить по числу убийств. Изменение числа убийств — один из достаточно надежных показателей изменений преступности с криминологической точки зрения. Убийства регистрируются правоприменительными органами с гораздо большей полнотой по сравнению с другими видами преступлений.

Что происходит с числом убийств в России в настоящее время? В 2000-е и 2010-е гг. число убийств, регистрируемых в России, из года в год уменьшалось. Если в 2001 году было зарегистрировано 33,6 тысяч убийств и покушений на убийство, то в 2021-м — 7332. Однако в 2022 году эта двадцатилетняя тенденция сокращения числа убийств прекратилась, в стране было зарегистрировано 7628 убийств, на 4% больше, чем в 2021-м.

Этот рост продолжился в 2023 году. По данным, ежемесячно публикуемым МВД России, увеличение числа убийств в январе 2023 года составило 7% по сравнению с январем 2022-го, в январе–феврале 2023-го — 14% по сравнению с январем–февралем предыдущего года, за первые три месяца 2023 года — 18% по сравнению с первыми тремя месяцами 2022-го, за январь–апрель 2023 года — 15% по сравнению с тем же периодом в 2022-м.

Однако в июне 2023 года произошла с трудом объяснимая аномалия. В этом месяце МВД РФ зарегистрировало в шесть раз меньше убийств по сравнению с предыдущим месяцем и в семь раз меньше среднемесячного показателя за предыдущие пять месяцев.

  • в январе 2023-го зарегистрировано 813 убийств и покушений;
  • в феврале — 719;
  • в марте — 862;
  • в апреле — 752;
  • в мае — 679;
  • в июне — 112.

С криминологической точки зрения число убийств само по себе так меняться не может. Между тем в результате июньского "сокращения" числа убийств показатели за первое полугодие 2023-го стали ниже значений первого полугодия 2022 года, о чем МВД России не преминуло отчитаться. Трудно не увидеть здесь манипуляцию со статистикой посредством изменения практики учета преступлений. МВД, очевидно, стремится избежать критики в свой адрес и создать иллюзию контроля над преступностью.

Учитывая аномальность статистических данных об убийствах, можно утверждать, что фактическое число убийств в России возросло в 2022–2023 годах и, вероятно, будет продолжать расти, являясь частью общего роста насилия в воюющей России.

Такой рост соответствует гипотезе "легитимации насилия", сформулированной Дэном Арчером и Розмари Гартнер. Согласно ей, война нормализует насилие в обществе, что приводит к послевоенному росту уровня убийств. Иногда этот рост начинается уже в период войны.

Недавнее исследование Жанет Стаматель и Самуэля Романса, основанное на том же массиве данных о преступности в более чем 110 воевавших и невоевавших странах, который использовали Арчер и Гартнер, подтвердило вывод о послевоенном росте убийств. Кроме того, подтвердилось, что такой рост является более значительным в победивших странах по сравнению с побежденными и что он тем больше, чем больше число погибших на войне.

Следует добавить, что между алкоголем и насильственной преступностью существует прямая связь. По подсчетам криминолога Якова Гилинского, в России в состоянии алкогольного опьянения совершается 70–80% убийств, 75–80% случаев причинения тяжкого вреда здоровью, 70–80% изнасилований.

Таким образом, на основе тенденций 2022 и 2023 годов, а также существующего научного знания о влиянии войны на общество можно предполагать, что Россию в 2024-м ожидает дальнейший рост потребления алкоголя и насилия. При этом самыми опасными местами по-прежнему будут не "общественные места", а квартиры и дома, в которых происходит большая часть насилия.

В 2022 году в общественных местах, включая улицы населенных пунктов и дороги между ними, было совершено только 11% всех зарегистрированных убийств и 21% случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью. Наибольшую опасность в России представляют не незнакомцы на улицах, а супруги или партнеры в ситуации домашнего насилия, а также те, с кем потребляется алкоголь и чье поведение вследствие него становится непредсказуемым.

Очень хотелось бы, чтобы предположения о таком росте стали "саморазрушающимися пророчествами", то есть способствовали определению растущего потребления алкоголя и насилия в России как проблемы и действий по изменению положения дел. Начиная с прекращения вооруженного конфликта с Украиной, проблематизации домашнего насилия и осуществления программ защиты от него и заканчивая мерами, ограничивающими доступность алкоголя.

НЕ ТОЛЬКО ЖЕНСКОЕ ДЕЛО. Жертвой домашнего насилия может стать любой член семьи

Проблема домашнего насилия — это не только проблема женщин, но и мужчин и всего окружения. На это указывают не только кейсы, которые "Idel.Реалии" собрали в своем недавнем проекте, но эксперты.

В первой главе мы рассказываем о сыновьях, которые воспитывались в семье насильника. Во второй главе мы собрали случаи, в которых жертвы насилия не хотят больше создавать семьи, что как раз идет вразрез с аргументом властей о традиционных ценностях, прикрываясь которым органы власти отказываются от законодательного решения вопроса. Насилие над женщиной часто становится препятствием для нее самой, а иногда и ее окружения в профессиональном развитии. В таких случаях страдает не только жертва, но и общество, которое лишается профессионала. Именно такой кейс приведен в третьей главе.

"Idel.Реалии" обратились к опытным экспертам (главы 4, 5, 6, 7) самых разных взглядов. Все они едины в одном — с насилием надо бороться, однако методы борьбы они видят по-разному.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG