Ссылки для упрощенного доступа

Европарламент и ПАСЕ за деколонизацию России


Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ). Архивное фото
Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ). Архивное фото

Полномасштабное вторжение России в Украину заставило европейские институты, такие как Европарламент и ПАСЕ, ужесточить риторику. Теперь они не только осуждают агрессию Москвы, но и затрагивают тему деколонизации России и освобождения народов, находящихся под ее контролем, отмечает эксперт по федеративным отношениям, кандидат юридических наук Харун (Вадим) Сидоров. Своим видением он делится в новой колонке.

Резолюция Европарламента 2024/2988(RSP) от 23 января 2025 года и доклад Комитета по политическим вопросам и демократии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) №1606 от 28 января с проектом соответствующей резолюции на этой неделе продолжили оставаться одной из главных тем обсуждений в среде деколониальных движений. И это абсолютно логично, так как европейские институты продолжают официально определять Российскую Федерацию в качестве колониальной империи и уже недвусмысленно говорят о праве подчиненных ей народов на отделение от нее.

За последний год ЕС зашел на этом пути куда дальше, чем США в годы Холодной войны. В свое время российская имперская пропаганда (как "красная", так и "белая") создала настоящий жупел из совместной резолюции Сената и Конгресса США (Публичный закон 86-90) от 1959 года о ежегодном проведении в этой стране "Недели порабощенных наций" ("Captive Nations Week"). К числу таких наций, порабощенных Москвой, в этой резолюции были отнесены также народы союзных республик самого СССР и даже Идель-Урала и Казакии. Из чего сторонники "единой и неделимой" разных окрасов делали вывод, что Белый дом официально взял курс на "расчленение Большой России" в виде СССР и даже ее метрополии в виде тогдашней РСФСР — ныне РФ.

Если внимательно ознакомиться с текстом этой резолюции, станет очевидно, что в ней говорится лишь о солидарности с данными нациями в общем виде и о заинтересованности США в том, чтобы они сохраняли стремление к освобождению и независимости. Это позволило многочисленным национальным эмиграциям получить определенную поддержку в период Холодной войны, но вместе с тем после ее завершения это никак не помешало президенту США Джорджу Бушу-старшему поддержать стремление Михаила Горбачева сохранить обновленное Союзное государство, в том числе уговаривая руководство Украины остаться в нем и не провозглашать независимость. И сегодня ни один официальный документ США не предписывает поддержку стремлений к отделению от Российской Федерации каких-либо ее частей; более того — как известно, Белый дом не раз заявлял, что не ставит перед собой цели смещения существующего в России режима.

На этом фоне серия актов, принятых за последний год европейскими институтами, отличается куда большей решимостью и определенностью.

Так, примерно год назад — 26 февраля 2024 года — в связи с гибелью Алексея Навального Европейский парламент принял Резолюцию 2024/2579(RSP), которая гласит, что "любые устойчивые изменения в Российской Федерации требуют ее деимпериализации, деколонизации и рефедерализации государства и ясного разрыва с имперским прошлым России".

Менее чем через месяц ПАСЕ пошла еще дальше (кстати, проект резолюции ее комитета и в этот раз отличается большей решимостью по сравнению с резолюцией Европарламента) и в принятой 17 апреля Резолюции зафиксировала, что "режим Владимира Путина связал себя с империалистической идеологией русского мира", что "Российская Федерация является федерацией только формально", что "коренные народы, национальные и этнические меньшинства в Российской Федерации принудительно русифицируются" в рамках политики "устранения национального и этнического разнообразия внутри РФ". И, наконец, в качестве политического вывода — что "деколонизация Российской Федерации является необходимым условием для утверждения демократии в РФ".

Эти прошлогодние резолюции, очевидно, и стали тем политико-правовым плацдармом, отталкиваясь от которого европейские институты недавно озвучили новые, еще более радикальные выводы.

Европейский деколониализм против кремлевского "антиколониализма"

Так, Европарламент, повторив утверждения об империалистическом характере политики России, вдохновляемой исторически-ревизионистской и реваншистской идеологией русского мира, в качестве осуждаемых проявлений этой политики в один ряд с агрессией против Украины (с 2022 года), военной агрессией против Грузии в 2008 году, оккупацией Крыма и войной на Донбассе в 2014 году поставил "войну против Чечни".

То есть речь идет не о войне против "незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики Российской Федерации", как это преподносится Кремлем, и даже не о войне "российских сил со сторонниками независимости Чечни", как это можно было бы преподнести более-менее нейтрально, а именно о войне России против Чечни. Это вполне вписывается в логику признания Верховной Радой Украины в 2022 году Чеченской Республики Ичкерия оккупированной Россией страной. Что закономерно, учитывая упоминание в данной резолюции Европарламента другого решения Верховной Рады, от 2 мая 2023 года — об осуждении "рашизма".

Логика такой формулировки становится вполне очевидной в свете второго из недавно озвученных актов — заявления Комитета и проекта резолюции ПАСЕ. В нем, помимо утверждения о том, что длительный мир возможен, только если "Российская Федерация откажется от своих империалистических амбиций и осуществит деколонизацию", содержится призыв к "государствам — членам Совета Европы и международным партнерам стремиться к имплементации Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятой резолюцией 1514 (XV) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1960 года, в Российской Федерации, начиная с осуждения массовых нарушений прав человека и прав коренных народов РФ".

Это уже поистине революционный призыв. Но перед тем, как показать, почему, напомню, что в том числе и эту Декларацию ООН Кремль пытался использовать, продвигая среди партнеров по БРИКС свой дискурс "антиколониализма". Комментируя эти попытки, я тогда писал, что "если обратиться к базовому тексту Декларации 1960 года, можно заметить, что он не о "современных неоколониальных практиках, от которых продолжают страдать независимые государства", как пытались представить, например, первый заместитель постоянного представителя России при ООН Дмитрий Полянский. Он как раз о колониализме классическом, заключающемся в "подчинении народов иностранному игу и господству", в отказе им в реализации "права на самоопределение", в том числе под предлогом их "недостаточной политической, экономической и социальной подготовленности или недостаточной подготовленности в области образования", который характеризуется неприемлемым".

В этой связи неудивительно, что на фоне спекуляций Кремля о "неоколониализме Запада" как достаточно размытом понятии, ЕС решил обратиться к той же самой Декларации ООН 1960 года применительно к самой России. Ведь в указанной Декларации ООН прямо говорится, что: "..2. все народы имеют право на самоопределение; в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие; 3. недостаточная политическая, экономическая и социальная подготовленность или недостаточная подготовленность в области образования никогда не должны использоваться как предлог для задержки достижения независимости; 4. любые военные действия или репрессивные меры какого бы то ни было характера, направленные против зависимых народов, должны быть прекращены, с тем, чтобы предоставить им возможность осуществить в условиях мира и свободы свое право на полную независимость".

Комментируя попытки Кремля перевести стрелки со всего этого на некий экономический "неоколониализм" и уже намечавшиеся тогда подходы ЕС о необходимости деколонизации России, я писал, что "если сопоставить подходы к колониализму у ЕС с одной стороны и у Кремля — с его "ближайшими единомышленниками" — с другой, можно легко заметить, что, в отличие от первого, в фокусе вторых вообще нет прав народов, подчиняющихся их правительствам. Почти во всех странах ЕС с автохтонным мультиэтническим населением представители недоминирующих народов пользуются официальной широкой автономией (каталонцы, баски, валлоны, фламандцы) и/или могут свободно создавать этнические и регионалистские партии, выступающие за таковую, а то и за полную национальную независимость. У "антиколониалистов" — вроде России — их нет".

И вот мы видим закономерное развитие европейского подхода — представители институций ЕС начинают прямо называть Россию колониальной империей и призывать ее дать контролируемым ей народам право самим обсуждать и выбирать свое будущее. В этом контексте особенно важно то, что в соответствии с данной Декларацией ООН, "любые военные действия или репрессивные меры какого бы то ни было характера, направленные против зависимых народов, должны быть прекращены, с тем, чтобы предоставить им возможность осуществить в условиях мира и свободы свое право на полную независимость".

Говоря проще, самый минимум, который может требоваться от России в рамках пожеланий к ее демократизации и деимпериализации, — это прекращение репрессий против национальных и регионалистских движений контролируемых ей народов и территорий и предоставление им возможности свободно вести свою деятельность, включая агитацию за независимость. Именно так это происходит в большинстве стран Европы, в которых легально ведут свою деятельность, а иногда и побеждают на местных (региональных) выборах и формируют местные (региональные) органы власти сторонники независимости Шотландии, Северной Ирландии, Каталонии, Страны Басков, Фландрии и т.д.

К слову, это могло бы стать не только долгосрочной целью, но и политическим инструментом уже в ближайшем будущем. Так, во вброшенном (предположительно, Кремлем) в медиа якобы мирном плане Трампа по завершению российско-украинской войны содержались пункты о допуске к будущим выборам в Украине "партий, выступающих в защиту русского языка и за мирное сосуществование с Россией". Что ж, если такие требования будут обсуждаться всерьез, абсолютно симметричным ответом могло бы стать требование проведения реальных свободных выборов в самой России с допуском на них не только общероссийских противников курса Кремля, но и национальных и регионалистских движений.

Скажем прямо, неочевидно, что как первое, так и второе сможет стать реальностью в ближайшем будущем. Однако за последний год именно европейские институты заложили концептуальный, правовой и политический фундамент той долгосрочной политики по отношению к российскому империализму и союзникам по борьбе с ним, которая могла бы сформировать внешнеполитическую стратегию новой Европы в ближайшие десятилетия.

Харун (Вадим) Сидоров, кандидат юридических наук, докторант этнологии Карлова Университета (Чехия), эксперт по национальным движениям народов России в целом и Волго-Уральского региона в частности.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG