Ссылки для упрощенного доступа

Губернаторы из инкубатора: за обновлением региональной власти угадывается рука Кириенко


Осенняя серия отставок руководителей субъектов федерации, видимо, близится к концу. Это самая масштабная и самая быстрая серия назначений в регионах после Перестройки. За неполный месяц сменилось одиннадцать, за неполный год — девятнадцать глав регионов. Еще у девяти губернаторов сроки полномочий заканчиваются в 2018 году, и продление контракта с Кремлем большинству из них не гарантировано.

Теперь глав регионов меняют скопом в режиме спецоперации — иногда по несколько в один день, иногда день за днем. В Российской Федерации окончательно побеждает модель корпоративного управления регионами, с начальниками в центре и жестким подчинением на местах. И в этом угадывается рука главного архитектора такой модели — Сергея Кириенко, руководившего долгое время крупнейшей российской госкорпорацией. В Сколково, в номенклатурных списках которого – 162 кандидата, будущих губернаторов "выращивают" почти как в инкубаторе. Пресс-секретарь президента страны открыто называет это "ротацией губернаторского корпуса". Причем губернаторский корпус — это и главы республик, и губернаторы областей.

В случае с Дагестаном и вовсе апробируется вариант "генерал-губернаторства"

Управлять регионами отправляют чиновников из центра, зачастую не имевших опыта руководства территориями и не связанных с регионом, вообще. Кандидатуры от местных элит уходят в прошлое, в том числе и в национальных республиках. На этом фоне Татарстан, Якутия, Чечня выглядят как осколок старой модели с ее преемственностью, клановым консенсусом и относительной самостоятельностью. Очевидно, что шансов сохранить эту модель передачи власти становится всё меньше. В случае с Дагестаном и вовсе апробируется вариант "генерал-губернаторства".

Выборы глав регионов сведены к ритуалу инициации, лишь подтверждающему решение Кремля. Заметим, что ни один старый глава региона не передал власть новому главе после истечения положенного срока полномочий и проведения выборов. В каждом регионе назначенец Кремля участвовал в избирательном процессе уже, будучи временно исполняющим обязанности. К тому же легкие победы на выборах во многом обеспечиваются за счет исключения сильных оппонентов. Между тем, по Конституции России, назначение глав регионов не входит в перечень полномочий президента. По сути, Кремль уже давно отыграл свое решение 2012 года о выборности глав регионов. В этом смысле и формальная федерация, и ритуал выборности выгодны центру лишь как возможность перекладывания ответственности за неустроенность жизни на власти регионов.

В целом новое поколение губернаторов имеет меньший политический вес, слабее встроено в региональную политику, не имеет влияния на местных силовиков, ориентировано не на местные элиты и запросы населения, а на федеральные группы интересов. Многие не имеют опыта управления в условиях нехватки денег, постоянного обивания порогов федеральных ведомств, большого регионального долга, снижения реальных доходов населения. Мощных политиков и настоящих региональных менеджеров среди глав субъектов федерации становится всё меньше. Кремлю нужны абсолютно послушные губернаторы, которые не могут позволить себе критиковать сложившиеся бюджетные отношения, действия федерального центра. Несогласие с Москвой, а тем более любая попытка фронды совершенно не позволительны.

***

Для Татарстана самый главный риск — интерес федеральных элитных групп к активам региона

Вместе с тем, экспертами многие отставки прогнозировались ещё в начале года. Так, в Поволжье первыми кандидатами на вылет были и губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, и губернатор Самарской области Николай Меркушкин. В рейтинге устойчивости губернаторов, подготовленном месяц назад компанией "Минченко и консалтинг", они были среди шестнадцати наиболее вероятных кандидатов на скорую отставку. И, действительно, по десяти губернаторам такой прогноз уже сбылся.

В качестве критериев устойчивости губернаторов экспертами установлено 9 показателей: от привлекательности активов и наличия мегапроектов до качества управления и степени конфликтности в регионе. Так, например, для Татарстана самый главный риск — интерес федеральных элитных групп к активам региона, расширяющийся внутриэлитный конфликт и угроза противостояния с одной из федеральных элитных групп (Политбюро 2.0).

У главы Чувашской республики Михаила Игнатьева, имеющего низкий рейтинг устойчивости, отмечается отсутствие флагманских проектов и своего уникального позиционирования. Имидж безликого губернатора-функционера в конечном счете может стать отрицательным фактором. Глава Башкортостана среди прочих факторов неустойчивости имеет скорый срок окончания полномочий, что также часто служит причиной досрочной отставки. Но конфликтность в Башкортостане оценена ниже, чем в Татарстане.

Главным фактором назначений, по мнению экспертов, является поддержка кандидатуры одной из федеральных элитных групп — Дмитрия Медведева и его союзников; коалиции Сергея Чемезова, Виктора Золотова, Юрия Чайки и Антона Вайно; группы Вячеслава Володина; группы Сергея Собянина. Поволжье, "зачищенное" уже наполовину, стало объектом интересов и группы Володина, и группы Чемезова. Пока перевес на стороне Володина. Помимо саратовской вотчины, среди "людей Володина" эксперты указывают на новых руководителей поволжских регионов — главу Удмуртии Александра Бречалова, главу Марий Эл Александра Естифеева, губернатора Кировской области Игоря Васильева. Что интересно, новый ВРИО губернатора Самарской области Дмитрий Азаров оказался лоялен обеим конкурирующим группам. В Нижегородской области при выдвижении Глеба Никитина ожидаемо победила коалиция Кириенко и Чемезова.

Традиционно сильны позиции Сергея Чемезова и в Татарстане. Неслучайно строительством мусоросжигательного завода в Казани займутся именно ростеховские структуры. Мощнейшие активы в Татарстане заставляют стороны иметь теплые отношения друг с другом. И в этом смысле смена власти в Татарстане на настоящий момент невыгодна коалиции Чемезова-Вайно-Кириенко.

В целом, еще более пятидесяти глав регионов находятся в зоне умеренного риска, где также не исключены досрочные отставки. Среди них в Поволжье — глава Чувашской Республики Михаил Игнатьев (имеет наименьший рейтинг устойчивости), затем за ним следуют губернатор Пензенской области Ивана Белозерцев, глава Башкортостана Рустэм Хамитов, глава Ульяновской области Сергей Морозов. Среди попавших в зону умеренного риска оказывается и вновь переизбранный губернатор Саратовский области Валерий Радаев, и президент Татарстана Рустам Минниханов, "шансы на вылет" имеет даже и свежий глава Удмуртии Александр Бречалов, а также губернатор Оренбуржья Юрий Берг.

***

Политтехнологии позволят лишь продлить "эффект медового месяца"

По традиции меняют не всех потенциальных отставников, часть кандидатов на вылет остаются на прежних постах еще некоторое время. Но серия отставок, это еще не весь сезон. Зритель еще не увидел силового сценария, арестов и посадок. И в преддверии выборов нельзя исключать появления среди губернаторов ритуальной жертвы для электората. Вполне возможен и вариант внезапного повышения в связи с кадровыми изменениями на федеральном уровне. Так, последняя отставка губернатора, произошедшая на Псковщине, связана именно с повышением некогда самого молодого губернатора России — Андрея Турчака.

Конечно, со стороны общества есть запрос на обновление кадров на местах, свежие медийные образы, борьбу с коррупцией. "Молодые технократы" могут эффектно ответить на этот запрос, а федеральный центр может подтянуть ресурсы на несколько дорог, школ и больниц. Политтехнологии позволят лишь продлить "эффект медового месяца", что и необходимо для весенних выборов президента и осенних выборов губернаторов в 2018 году.

Кстати, на фоне частых выборов в обиход может вступить старый аргумент об усталости людей от них и необходимости экономии бюджетных средств. И тогда страна может де-юре возвратиться к практике назначения губернаторов. Де-факто это мало чего изменит. Пока есть право федеративного центра на увольнение глав регионов вместо механизма региональных "импичментов", страна больше будет походить на унитарное государство, нежели на федерацию.

Сегодня нет ни одного яркого примера, когда назначенный губернатор превратил бы бедный регион в цветущий сад. Интересно, что главы, отправленные недавно в отставку, были такими же назначенцами Кремля, некогда представленными публике, как успешные управленцы. Выходит, что с большинством из них ошиблись. Тогда, где гарантия, что нынешние кадровые решения Кремля будут лучше предыдущих?

Регион — это не бизнес-корпорация, здесь гораздо больше субъектов управления, а в работе с разными социальными группами нет привычной вертикали. Рисков в работе губернатора становится всё больше, а самостоятельности — всё меньше. Федеральный десант в регионы неминуемо приведет и к переделу региональных рынков, и к обрушению привычных схем распределения денежных потоков на местах. При этом в условиях острого бюджетного дефицита регионов, любая, на первый взгляд, малозначимая неудача может стать причиной для большого недовольства "варягами" и усилением подковёрной борьбы на местах и в федеральном центре.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG