Ссылки для упрощенного доступа

Патриотизм по закону и по науке: кем будут воспитывать "граждан в Республике Татарстан"


По мнению Сидорова, перед татарстанской властью стоит невыполнимая задача, так как, отмечает он, Россия перестала быть федерацией. На фото Рустам Минниханов. Архивное фото
По мнению Сидорова, перед татарстанской властью стоит невыполнимая задача, так как, отмечает он, Россия перестала быть федерацией. На фото Рустам Минниханов. Архивное фото

11 декабря 2023 года Рустам Минниханов подписал ранее принятый Госсоветом республики закон "О патриотическом воспитании граждан в Республике Татарстан". Эксперт по федеративным отношениям в России Харун Сидоров считает, что закон в нынешних путинских реалиях невозможно будет воплотить в жизнь.

"Патриотизм" в Татарстане теперь будет "по закону", над чем еще в ходе обсуждения этой идеи иронизировал Ркайл Зайдулла — депутат Госсовета Татарстана, регулярно выступающий с позиций защиты здравого смысла и национальных интересов республики.

— Возможно, законы тоже нужны в настоящее время, но это не то чувство, которое регулируется. Нужно ли издавать закон, чтобы любить маму? — задавался тогда риторическим вопросом парламентарий.

Впрочем, это напрямую зависит от того, какое содержание вкладывается в эту "любовь". Так, глава татарстанского "Яблока" Руслан Зинатуллин в ходе обсуждения тогда еще законопроекта заявил, что документ призван обеспечить внедрение милитаристских практик под видом патриотического воспитания. А сами инициаторы этого закона не скрывали, что он нужен, чтобы дать отпор проискам врагов. Например, председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин обосновывал необходимость его принятия "большим нажимом" на молодых россиян со стороны "недружественных стран". А представитель "Росмолодежи" Ксения Разуваева в ходе обсуждения законопроекта утверждала, что молодежь является главным объектом информационной войны, ведущейся со стороны Запада.

Однако даже если предположить, что все это — и "нажим", и "информационная война" — имеет место, то явно применительно к России в целом, а не Татарстану как таковому.

Напомним, российский закон о патриотическом воспитании приняли еще в сентябре 2020 года. В Татарстане такого закона не было, но это не значит, что в нем не проводилась политика так называемого "патриотического воспитания" или что она юридически не регулировалась на республиканском уровне. В частности, была принята и реализовывалась программа "Патриотическое воспитание молодежи Республики Татарстан на 2019-2025 годы", но, видимо, этого оказалось мало — и потребовался целый закон.

Впрочем, тут Татарстан явно последовал по стопам других регионов, в том числе соседних. Так, аналогичный закон в Башкортостане приняли в июне этого года, в Чувашии — в июле прошлого года, зато в Пермском крае — в июне 2018 года, в Алтайском — в мае 2016-го, а в Московской области — в марте 2015 года.

Москва до сих пор живет без подобного закона, ограничиваясь программами вроде той, что ранее приняли в Татарстане. В Чечне же указом главы республики в октябре 2021 года утвердили целую "Единую Концепцию духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики". И это, пожалуй, единственный региональный акт, не просто воспроизводящий положения вышеуказанного российского закона, а имеющий собственную идеологическую специфику. В частности, в нем указано, что целями государственно-воспитательной политики в Чечне являются "привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей и убеждений, отражающих сущность чеченского менталитета", а также "воспитание ...глубоко верующего, ответственного, креативного, инициативного и компетентного гражданина России".

Идеологический вектор нового татарстанского закона — это попытка воспитать "граждан в Республике Татарстан" патриотами как России, так и республики, уважающими их конституции. К слову, показательна формулировка названия закона — "граждан в Республике Татарстан". Это и не "граждане России, живущие в Татарстане", что превращало бы его просто в место жительства, но и не "граждане Республики Татарстан", о которых уже давно забыли, хотя конституцией республики как раз предусматривалось такое положение.

В теории не так-то просто понять и найти баланс между общероссийским и татарстанским патриотизмом, что продемонстрировало недавнее выступление "татарстанского Киселева" Ильшата Аминова. Он, напомню, пытался отстаивать особую идентичность татар, апеллируя к российской конституции, но противостоя при этом той интерпретации российского патриотизма, которая становится в России доминирующей. И которая не предусматривает за татарами права не только на свое государство (как это закреплено в татарстанской и пока даже в российской конституциях), но и на отдельную от русских нацию в составе "многонационального народа России".

Новым татарстанским законом предусматривается "научное и методическое сопровождение системы патриотического воспитания, разработка и внедрение программ, методик" в этой сфере, "подготовка специалистов". Иначе говоря, "патриотическое воспитание" теперь должно будет осуществляться не только по закону, но и по науке. Как в свое время и коммунистическое — в стране, в которой существовал "научный коммунизм".

Результат предыдущей попытки хорошо известен. Чем закончится эта — покажет время.

Харун (Вадим) Сидоров, докторант этнологии Карлова Университета (Чехия), эксперт по национальным движениям народов России в целом и Волго-Уральского региона в частности.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь

XS
SM
MD
LG