В России набирает обороты общегосударственная кампания по принудительному внедрению "национального" мессенджера Max. Несмотря на заявления властей, что его установка — сугубо добровольное дело, независимые СМИ и пользователи соцсетей рассказывают о принуждении студентов вузов, учащихся школ и родителей воспитанников детских садов. На Max поголовно переходят сотрудники государственных и муниципальных структур, а также многие компании. Мессенджер принудительно внедряют в домовых чатах, где размещается информация от управляющих компаний. "Idel.Реалии" собрали информацию из регионов Поволжья.
Max — российский кроссплатформенный мессенджер, который технологическая компания VK запустила в 2025 году через свою "дочку" ООО "Коммуникационная платформа". Его официально позиционируют как "национальный мессенджер" и пиарят на государственном уровне — одновременно с блокировкой или "замедлением" Telegram, WhatsApp и других иностранных мессенджеров.
Власти России делают упор на удобство: на то, что в одном приложении россиянам будут доступны привычные чаты и звонки, доступ к госуслугам, цифровой ID и электронная подпись, платежи, мини-приложения и сервисы для бизнеса, а также коммуникация граждан с госорганами и образовательными учреждениями. Многие эксперты считают MAX небезопасным и незащищенным мессенджером, подконтрольным властям.
Башкортостан
Один из башкортостанских активистов, отслеживающий внедрение мессенджера Max, на условиях анонимности сообщил "Idel.Реалии", что "фактов принуждения к установке накопилось уже достаточно".
— Один из жителей Уфы заявил мне, что его старших детей в школе обязали установить Max в "детском" чате, — рассказал собеседник. — Ещё раньше классный руководитель в этой школе обязала всех родителей установить Max в родительском чате. А в детском саду, куда ходит младший сын этого жителя, без Max ребенка нельзя поставить и снять с питания.
Активист также отметил, что в городе Туймазы, по его данным, установить Max обязали всех преподавателей в медицинском колледже и в магазинах "Пятерочка".
— Периодически приходят сообщения из компаний — так, в Max перевели рабочий чат сотрудников уфимского филиала косметической компании ООО "Натура Сиберика", — уточнил собеседник.
Он также привел сообщение одного из студентов Башкирского медицинского университета: "Преподаватели перешли на Max все. Со студентов установить мессенджер требуют уже месяца два, но никаких санкций для нескачавших пока нет, в моей группе не скачал никто".
Такие же сообщения, по словам активиста, поступали к нему из Уфимского автотранспортного колледжа, Татарской гимназии, детского сада №26 Уфы и других учреждений.
— Примечательно, что руководители образовательных учреждений создают группы и чаты в Max, но в итоге туда почти никто не переходит — учащиеся продолжают общаться в привычных Telegram и WhatsApp, — заключил собеседник редакции.
В проекте по защите трудовых прав "По собственному желанию" (изначально был создан при поддержке "ОВД-Инфо", в сентябре стал самостоятельным проектом") сообщили "Idel.Реалии", что к ним поступили два обращения из башкортостанских вузов:
- "Попросили скачать Макс, грозят недопуском к экзаменам и неполучением диплома, просят сказать причину нескачивания приложения. Утверждают, что в Макс будут находиться наши зачетные книжки, студенческие билеты, и без регистрации мы не сможем окончить вуз".
- "Наша группа получила оповещение о необходимости создания группового чата. Это было сообщение, направленное кураторам и пересланное в наш чат старостой. В общих чертах оно не ссылалось ни на какие локальные постановления, только на письмо Минобрнауки (от 10.11.2025 № МН-19/1447 "О проведении мониторинга"). Оно не содержало никаких угроз и вообще не было адресовано непосредственно нам (кураторы должны создать чаты групп и предоставить их цифровые ID, а также загрузить их в нашу электронную среду обучения). Одногруппники отреагировали саркастически или с возмущением. Мы решили, что пока это всё будем игнорировать, староста согласился принять потенциальный огонь на себя".
На недовольство жителей принудительным внедрением нового мессенджера был вынужден отреагировать даже Совет по правам человека (СПЧ) при главе Башкортостана.
"По словам председателя Совета Зульфии Гайсиной, некоторые муниципалитеты восприняли задачу слишком прямолинейно — писали башкортостанские издания. — Они просто приказывают учителям перенести в новый сервис абсолютно всё: рабочую переписку, родительские чаты и даже документооборот".
Татарстан
В середине декабря издание "Гроза" сообщало, что в Химическом институте Казанского федерального университета планируют ввести пропуски в здание через Max.
"Старостам института рассказали на собрании, что с января 2026 года для студентов института введут электронный студенческий, электронную зачетку и QR-код для входа в институт в мессенджере Max", — уточнило издание.
В татарстанском сообществе во "ВКонтакте" "Поборы в школах и детсадах. Новости мира" за последние месяцы появился целый ряд возмущенных публикаций на тему внедрения Max.
"Захватил МАКС/МаХ и садики, — написал анонимно один из пользователей. — Теперь просят отмечаться там по утрам. И всю информацию будут писать туда. Воспитателей своих обожаем, но переходить никуда не собираюсь. Ни памяти в телефоне у меня нет на это, ни желания".
Другой анонимный автор сообщил, что школа, где учится его ребенок, находится в 15 километрах от их населенного пункта — в поселке Новый Тукаевского района Татарстана. По словам комментатора, детей туда отвозит школьный автобус, но вся информация о его прибытии или отмене размещается лишь в MAX
"Надо разбудить ребенка в 5:30, простоять в холоде на улице, чтобы узнали, что автобуса сегодня не будет, — возмутился автор. — Директор вопрос отказалась решать; сказали — устанавливайте max".
"Видела много постов на тему МАХ, у нас учитель туда же, — пожаловалась жительница Казани. — Написала, чтобы все родители зарегистрировались. Я отказалась и прямо сказала учителю, что делать этого не буду, прошу всю информацию присылать другими способами. На что учитель ничего не ответила, но теперь через ребенка пытается сделать так, чтобы я скачала данное приложение. Информацию присылает только в данное приложение; соответственно, до меня информация никакая не доходит".
Паблик "Казань Online" 25 сентября привел слова заместителя министра oбpазoвaния и науки Тaтaрстaнa Paмиcа Мyзипoва, который в ответ на обращения родителей заявил, что "иcпoльзoвaть учителем инocтpaнные меccенджеpы пo paбoте зaпрещaетcя зaкoнoм, a единcтвенным poсcийским месcенджеpoм, полнocтью отвечaющим тpебoвaниям безопаcнocти, является Max".
— В рaмкаx cлужебной деятельнoсти, oбщaяcь дpyг c дpугoм, c родителями, педaгoгичеcкие рaбoтники мoгyт использoвать только егo, — заявил Mузипoв.
В ноябре казанское издание "Бизнес Online" сообщало, что на Max перевели медиков Республиканской клинической больницы, а также все онлайн-коммуникации с пациентами платных услуг РКБ.
Марий Эл
Один из активистов в Марий Эл на условиях анонимности сообщил "Idel.Реалии", что, по его данным, Max активно внедряют в Медицинском институте Марийского госуниверситета.
— Знакомый студент рассказал, что мессенджер заставляют ставить всех поголовно, вызывают по одному к декану, — сказал он. — Говорят, что скоро все информирование по учебному процессу переведут в Max. При отказе устанавливать мессенджер заставляют писать объяснительные, угрожают фактическим отстранением от учебного процесса из-за невозможности получения информации. Понятно, что студенты очень недовольны.
Мордовия
Уехавший из Мордовии в США эмигрант Иван Мысенко (ранее он занимал пост главы Центра организации закупок республики) рассказал "Idel.Реалии", что в последний месяц он поговорил с несколькими оставшимися в республике знакомыми о том, как в образовательных учреждениях внедряют Max.
— В итоге получается, что в школе очень многое зависит от классного руководителя, а по линии профессионального образования — от директора, — сказал Мысенко. — В детских садах более жесткий контроль по установке Max: мне рассказали о нескольких случаях, когда принудительно заставили мам установить мессенджер, так как общение родителей с воспитателями производится только там. Ну, а дети, как говорят мои знакомые, всё же противятся так называемому "цифровому загону" и пользуются тем, чем удобнее.
Пермский край
В середине ноября проект "Пермь 36,6" сообщил, что "принудительный перегон в госмессенджер проходит повсеместно".
"По нашей информации, несколько недель назад все школы Прикамья отключили от "Сферума" и перенесли всё в Max, — сообщал проект. — Также начинается перевод в Max всех домовых чатов".
"Пользователи жалуются, что сразу после регистрации в госмессенджере им начинают приходить СМСки от мошенников и поступать нежелательные звонки", — добавили в "Пермь 36,6".
На этой неделе "Пермь 36,6" опубликовал сообщение анонимного подписчика, который написал, что "в школе в Новых Лядах активно пытаются навязать детям новый мессенджер [Max]".
"Но учащиеся не очень-то и торопятся туда переходить, из всей школы человек 10-20 наверное только перешло", — добавил подписчик.
"Людей принуждают устанавливать Max угрозами"
В ноябре проект "По собственному желанию" опубликовал петицию, в которой констатировал, что давление на учащихся по установке Max "носит системный характер и затрагивает студентов и сотрудников образовательных учреждений".
"Людей принуждают устанавливать Max угрозами, унижениями и созданием искусственных препятствий к обучению", — отметили активисты.
— В одном из колледжей Екатеринбурга администрация устроила показательный "разбор", — привели один из наиболее вопиющих примеров авторы петиции. — Студентам объявили, что установка Max — "обязательное требование", а отказ — "дисциплинарное нарушение". Заведующая отделением не просто угрожала отчислением: она написала на доске образец заявления об отчислении по собственному желанию и под диктовку заставила студентов переписать его. Затем она собрала подписанные заявления и сказала, что "даёт время подумать".
Активисты заявили, что такое принуждение является "нарушением права на образование, автономии вузов и тайны переписки". Они отметили, что "общественная огласка — единственный инструмент, который может остановить практику принуждения, защитить студентов и работников и показать, что нарушение прав не останется незамеченным".
От Генпрокуратуры РФ и Рособрнадзора активисты потребовали проверить законность действий образовательных организаций, "связанных с навязыванием установки и использования Max студентам и работникам".
— С 14 августа по 26 декабря мы получили 51 обращение из высших и средних учебных заведений из 20 регионов с жалобой на принуждение к регистрации в мессенджере Max, — рассказали "Idel.Реалии" в проекте "По собственному желанию". — Еще 28 обращений мы получили из школ и детских садов и шесть — из государственных учреждений. Причем с принуждением к установке Max учителя, школьники и их родители столкнулись раньше, чем студенты и сотрудники вузов и ссузов.
В проекте отметили, что на принуждение студенты и сотрудники образовательных учреждений "реагируют по-разному":
— Кто-то устанавливает для галочки, "чтобы отстали". Например, скачивает мессенджер на старый и ненужный телефон. Есть и те, кто делает это добровольно и ничего плохого в этом не видит. Но кто-то принципиально отказывается устанавливать Max и обращается к нам за советом, как сделать это грамотно и наиболее безопасно для себя. Для таких мы в ходе кампании выпустили инструкции. <…> Мы также подготовили шаблоны отказов от использования Max для студентов и преподавателей. В целом за время кампании мы проконсультировали более 70 человек: студентов, преподавателей, школьников и учителей, которых принуждали устанавливать Max.
В проекте уточнили, что им практически ничего не известно о ситуациях, когда угрозы привели к реальным нежелательным последствиям.
— Однако двух наших доверителей — сотрудников бюджетных учреждений — руководство постоянным давлением и угрозами вынудило уволиться, — сообщили активисты.
Проект "По собственному желанию" присоединился к коалиции "Фронт против Max", в которую входят независимые медиа, профсоюзы, правозащитные и активистские проекты, выступающие против навязывания мессенджера в образовательных учреждениях.
— Вместе мы документируем известные нам случаи принуждения и разрабатываем правовые инструменты для тех, кто столкнулся с давлением, — заключили в проекте.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram.