Ссылки для упрощенного доступа

Война постучалась в двери Татарстана. Потери теперь не только репутационные


Все больше регионов России оказываются втянуты в войну с Украиной
Все больше регионов России оказываются втянуты в войну с Украиной

Первые сообщения об атаке беспилотников в Татарстане появились утром 2 апреля. По данным местных жителей, взрывы произошли на территории особой экономической зоны "Алабуга", где собирают БПЛА. Президент республики Рустам Минниханов практически сразу подтвердил атаку. По его словам, БПЛА атаковали предприятия в Елабуге и Нижнекамске. Прошлым летом татарстанский политолог Руслан Айсин рассказал, что запуск сборки иранских дронов на территории Татарстана, которые применяются в войне против Украины, приведет к репутационным последствиям для республики. Сейчас же он констатирует, что дело этим не ограничилось.

Украинские дроны долетели до ОЭЗ "Алабуга" и города Нижнекамска. Есть подозрение, что это были переоснащенные легкомоторные самолеты.

Главное управление разведки Министерства обороны Украины признало свою ответственность за серию атак беспилотных летательных аппаратов на территории Республики Татарстан, сообщает РБК-Украина. Согласно источникам издания в украинских спецслужбах, эту операцию спланировали и исполнили именно украинские разведчики.


Второй вопрос: как этим воздушным таранам удалось преодолеть расстояние в 1 300 км, если брать исходную точку линию украинской границы? Есть вариант запуска с территории Казахстана. Расстояние — меньше 500 километров (если по воздуху). Граница в свыше 7 000 км между Россией и Казахстаном практически прозрачная (это самая длинная в мире непрерывная сухопутная граница между двумя странами — 7 598,8 км — "Idel.Реалии"). Закрыть ее всю нереально.

Распространяемая в Telegram-каналах информация, что беспилотники, атаковавшие объекты в Татарстане, были запущены с территории Казахстана, не соответствует действительности, заявило Минобороны республики.

Там назвали подобные данные "инсинуациями", которые направлены на дискредитацию Казахстана, призвали не реагировать на слухи и доверять официальным источникам информации.


Не исключено, что на территории России действовали диверсионные группы, которые собрали и запустили эти боевые дроны/самолеты. Точное попадание в цель поражает.

Никакая система российской РЭБ или ПВО не смогла преградить им воздушный путь. Естественно, в памяти всплывает история Матиаса Руста — германского юноши восемнадцати лет, который совершил перелёт на легкомоторном самолете из Гамбурга через Рейкьявик и Хельсинки в Москву 28 мая 1987 года. Более того, он демонстративно приземлился на Красной площади, спокойно пролетев более тысячи километров. С тех пор, видимо, мало что изменилось.

В прошлом году на страницах издания "Idel.Реалии" я рассуждал, почему именно Татарстан был выбран в качестве полигона для сборки боевых иранских БПЛА. Получилось четыре причины:

  • Идеологическая. Неизменно повязать Татарстан кровью. Для этих же целей Москва активно способствовала созданию так называемых национальных добровольческих батальонов из жителей республики России, дабы придать войне интернациональный лик, характер. Что не только "русский мир" воюет против Украины, но и представители других наций. На этом делался особый акцент. Татарстан, как и Кавказ, всегда рассматривался Москвой как зона повышенной опасности, потенциального сепаратизма, где всегда были живы и сильны идеи национальной суверенности и политической идентичности.
  • Географическая. Татарстан находится в глубине территории России. И, возможно, по замыслу планировщиков, украинские дроны не достигнут этих земель. Слишком далеко. Набережные Челны переведут на полувоенное положение, обнесут системами ПРО и ПВО, напичкают агентами и соглядатаями. Однако нет никакой гарантии безопасности. Мы же помним, атаки беспилотников на Энгельс в Саратовской области. Были повреждены стратегические бомбардировщики дальней авиации Ту-160 и Ту-95 МС. Они участвовали в нанесении ракетных ударов по территории Украины. Саратовская область — это юг Поволжья, к слову. Сейчас украинские вооруженные силы оснащены еще лучше, чем в конце прошлого года.
    Как видно, в этой части прогноз оказался верным. Не прошло и года, а Киев нашел неблизкий путь к "Алабуге".
  • Инфраструктурная. Татарстан известен своим мощным промышленным потенциалом. В "Алабуге" до войны располагались производственные филиалы многих ведущих автомобильных и технологических гигантов. Там создана надлежащая база, то есть не надо возводить многое с нуля.
    Есть инженерная школа. Плюс специалисты, работающие в татарстанских конструкторских бюро и сотрудники казанского авиационного и вертолетного заводов, в случае надобности могут быть привлечены или откомандированы для работы. То есть легко сложить производственную и инженерную цепочку. Тем более, что все они под колпаком контрразведчиков из ФСБ; и не надо лишний раз выстраивать сызнова эту деятельность контроля.
  • Кооптационная. В Казани более пятнадцати лет функционирует генконсульство Ирана. За это время Тегеран смог наладить тесное сотрудничество с Татарстаном во многих сферах: гуманитарной, экономической, технической, деловой. В том числе по линии нефтяной промышленности. "Татнефть" давно работает в Иране, реализует ряд совместных проектов. Имеется немалое количество специалистов-ирановедов и знатоков персидского языка на базе вузов и исследовательских центров.

Все это вкупе создает проекцию безболезненной интеграции двух систем по линии сотрудничества в военно-промышленной сфере.

Татарстан в шоке от произошедшего. До сей поры война для жителей республики была где-то там, на периферии, в Белгородской, Курской областях. Но Татарстан ощущал себя в относительной безопасности. Дескать, до линии боевого соприкосновения далеко, наши рубежи защищены, воздух надежно прикрыт. Но выяснилось, что это не так. Война растягивает свои щупальца все дальше и дальше на восток.

Москва втянула всех в эту преступную бойню. И руководство Татарстана и в риторике, и на практике поддерживает линию Путина: "Все для фронта, все для победы!"

Татарстан из некогда прогрессивного инновационного региона, озабоченного привлечением инвестиций из развитых стран, много вкладывавший в свой имидж — по сути, в одночасье превратился в имперский придаток Москвы, его военно-промышленный и кадровый ресурс. И все потуги улетучились в трубу. Я уж не говорю про затоптанную политическую субъектность.

Для команды Минниханова — это удар политический. Психологический. Потому что доверие к его правительству со стороны населения изменится. Люди потеряли ощущение безопасности. Удвойте это чувство на реакцию обывателя на странный теракт в Подмосковье 22 марта, от которого еще долго будут отходить. И без того люди, погруженные в коллективную депрессию из-за войны, усиления репрессий, беспросветного будущего, экономического кризиса, разгула преступности, переживания беспомощности пред лицом этой бюрократической машины, еще больше погрузятся в неуравновешенность и стресс.

А пропасть между верхами и низами расширяется с неимоверной скоростью. Одни говорят, что все хорошо, "СВО идет по плану", другие — им не верят. Этот разрыв рано или поздно должен стать фактором масштабного кризиса в отношениях государства и общества.

Получается, что сейчас Татарстан должен будет перейти в режим прифронтовой территории. Опять усилят проверки, профилактические мероприятия, будут раскручивать истерию шпиономании и подозрительности. Силовики захотят использовать эту ситуацию для того, чтобы максимально укрепить свои позиции, выбить дополнительные бюджеты. Не исключено, что по примеру других регионов начнут выявлять фейковые диверсионно-подрывные группы из числа молодежи, противников войны и путинской системы.

Минниханов вынужден будет этот тренд поддерживать, давать больше власти силовикам, даже если он этого не хочет. Такой подход, конечно же, подтачивает его политическое и административное влияние.

А кто в состоянии перечить силовой корпорации сейчас, когда "страна на осадном положении и кругом враги"? Так что разгул их деятельности в республике обеспечен. Тем паче, что в октябре этого года Казань примет саммит стран БРИКС, а в июне пройдет международное мультиспортивное мероприятие "Спортивные игры стран БРИКС" . Соответственно, надзор и контроль за республикой Москва усилит в разы.

Только дронам все равно. У них человеческой рефлексии нет, им все равно, сколько там людей в военной форме на земле. Они функционируют в в механическом режиме "Только небо, только ветер..."

Руслан Айсин — татарский активист, публицист и политолог, ныне проживающий в Турции. Публикуется на страницах различных татарстанских и российских изданий в качестве эксперта по национальным вопросам и положении ислама в России. Минюст России считает его "иностранным агентом", с чем сам публицист не согласен.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG