Топ-пастырь: какие пути привели Феофана в Казань

Пять темных историй, которые ставят в вину митрополиту

Митрополиту Феофану пока везёт: хотя православные в Татарстане ропщут на него всё чаще, нет никаких признаков, что почва уходит у него из-под ног.

Впервые недовольство паствы митрополитом Казанским и Татарстанским перешло в публичную плоскость весной 2016 года. В мае в газете "Московской комсомолец Поволжье" было опубликовано письмо верующих патриарху Кириллу – оригинал с множеством десятков подписей под ним "делегация" из Татарстана доставила в Москву. Передавались жалобы Кириллу на Феофана и во время июльского визита Патриарха Московского и Всея Руси в Казань. Очередной скандал с участием Феофана вспыхнул этой осенью и, кажется, вновь разрешился в его пользу. Оппонент Феофана - настоятель Богородице-Успенского монастыря в Свияжске игумена Силуан (Хохиашвили) - отстранен от должности. Митинг противников Феофана, назначенный на 30 октября, в итоге отменен по непонятным причинам. Правда, новых сторонников продолжает собирать размещенная две недели назад на ресурсе change.org петиция с просьбой "призвать митрополита к порядку". На момент сдачи материала она насчитывала 2993 голоса.

Если учесть, что "выездным" он стал еще при Брежневе, неудивительно, что многие считают Феофана агентом компетентных органов

По крайней мере, в Татарстане Феофану уже удалось продержаться дольше, чем в Симбирской митрополии. Там он правил год и полтора месяца, в Казани – год и три с половиной месяца. В отличие от своего предшественника на посту митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия Феофан за свою церковную карьеру вообще довольно много успел поездить по стране и миру. А если учесть, что "выездным" он стал еще при Брежневе, неудивительно, что многие считают Феофана агентом компетентных органов.

"Idel.Реалии" изучили досье на Феофана и убедились, что его имя фигурирует в скандалах не впервые.

СКАНДАЛ С МОНАХИНЕЙ

1977г. - определением Священного Синода Феофан (Ашурков) направлен в Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме, где нес послушание до 1982 года. С Иерусалимом связан первый скандал с участием Феофана. Скандал – тихий, внутрицерковный, но отголоски его, тем не менее, дошли до наших дней.

Вот как описывает эту историю диакон Андрей Кураев:

"Из журналов Священного Синода:

Слушали:

доклад преосвященного митрополита Минского и Белорусского Филарета, председателя Отдела внешних церковных сношений, о Русской духовной миссии в Иерусалиме.

Постановили:

архимандрита Николая (Шкрумко) в связи с истечением срока командировки освободить от обязанностей начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме;

игумена Феофана (Ашуркова), в связи с истечением срока командировки, освободить от обязанностей члена Русской духовной миссии и направить в Троице-Сергиеву лавру для продолжения иноческого послушания.

16.07.1982

Начальника Миссии вместо епископства тогда на три года сослали в Почаев, а игумена Феофана на тот же срок вернули простым монахом в Лавру.

Зато репутация у нового казанского митрополита точно не голубая, и в Казани он птичек погоняет

Одновременно из Иерусалима отозвали монахиню Горненского монастыря Варвару Третьяк в её родной киевский Покровский монастырь (её опала была дольше: лишь через через 6 лет её назначат толгской игуменьей). Причем официальная её биография говорит, что она поехала учиться в Московскую регентскую школу - хотя и до этого была прекрасным регентом. То есть классическая операция прикрытия: иерусалимским сестрам сказали, что она в Киеве; киевским - что она в Москве. А она в эти годы занималась самым настоящим, трудным и самым святым женским делом...

Зато репутация у нового казанского митрополита точно не голубая, и в Казани он птичек погоняет. Если разрешат..."

Если вчитаться между строк, то сложится следующая картина. Игумена вернули из длительной командировки за связь с монахиней, закончившуюся, как можно понять, беременностью. Архимандрита вернули на Родину за то, что допустил это.

Игумена вернули из длительной командировки за связь с монахиней, закончившуюся, как можно понять, беременностью

В братстве Троице-Сергиевой лавры Феофан пробыл до сентября 1984 года, после чего был направлен в Экзархат Центральной и Южной Америки в Аргентину, где служил секретарём данного экзархата.

В СССР Феофан возвращается в марте 1987 года. Следующие этапы карьеры:

1987-1989 гг. - нёс послушания в ОВЦС (Отдел внешних церковных сношений, с 2000 г. – связей) Московского Патриархата.

1989-1993 гг. - Экзарх Патриарха Московского при Патриархе Александрийском и всея Африки (Египет).

1993-1999 гг. — заместитель председателя ОВЦС Московского Патриархата, митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла.

ДЕЛО - ТАБАК

Именно с ОВЦС был связан табачный скандал, разразившийся в девяностые. Напомним, этим термином обозначают события, связанные с беспошлинным ввозом в Россию подакцизных товаров структурами, близкими к РПЦ. По данным российской таможни, меньше чем за год в страну было ввезено 18 млрд беспошлинных сигарет (это 6,6% отечественного рынка табачной продукции в 1996 году).

Феофан, хотя и оставался в тени, всплыл как минимум в одной публикации журналиста "МК" Сергея Бычкова, который как раз и раскрутил табачный скандал

Как известно, под шквал обвинений тогда попал митрополит Кирилл (Гундяев), возглавлявший ОВЦС Московского патриархата с 1988 по 2009 гг.

Феофан, хотя и оставался в тени, всплыл как минимум в одной публикации журналиста "МК" Сергея Бычкова, который как раз и раскрутил табачный скандал. Правда, непосредственно на сайте газеты статью "Грехи табачного митрополита" обнаружить почему-то не удалось. Она имеется на ресурсе CompromatWiki.

Паломнический бизнес принес Феофану квартиру на Старом Арбате в элитном доме, коттедж на Николиной Горе, престижную иномарку

В статье, вышедшей, судя по всему, в первой половине нулевых, Феофану приписывается роль специалиста по финансам. Так же там упоминается темная история с паломническим отделом, развязкой которой тоже стал скандал. Якобы накануне визита Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Иерусалим вдруг выяснилось, что деньги за паломников в Израиль не перечислялись уже полгода. Впрочем, Феофан, пишет Бычков, исправился и быстро замял скандал. Паломнический бизнес, утверждается в публикации, принес Феофану неплохие дивиденды: квартиру на Старом Арбате в элитном доме, коттедж на Николиной Горе, престижную иномарку...

ЮБИЛЕЙ С РАЗМАХОМ

Недоброжелатели Феофана рассматривали это его назначение епископом Магаданским и Синегорским как ссылку, предположительно связанную с деятельностью в ОВЦС. А вот назначение его спустя три года, в мае 2003-го, епископом Ставропольским и Владикавказским было воспринято ими уже как добрый знак для Ашуркова. В Ставрополе Феофан пробыл до 2011 года. Причем скандалы начали сотрясать епархию с 2007 года.

Местное духовенство оказалось настроено против Феофана и попросило Синод "вернуть его обратно на Колыму".

Во всех крупных или курортных городах арх. Феофан возводит себе роскошные резиденции, и даже в несчастной Южной Осетии, еще не оправившейся от войны, он построил себе целый дворец

"Два года назад в своем обращении мы писали об астрономических суммах, потраченных арх. Феофаном на празднование своего шестидесятилетнего юбилея. Но чартерные самолеты из Москвы, астрономические суммы за банкет и перекрытие центральных улиц Ставрополя меркнут перед масштабами строительства, развернутого Ашурковым по всей епархии. Во всех крупных или курортных городах арх. Феофан возводит себе роскошные резиденции, и даже в несчастной Южной Осетии, еще не оправившейся от войны, он построил себе целый дворец", - цитирует обращение Ставропольского духовенства издание "Век".

При этом оппоненты Феофана ставят ему в вину "прогибание" перед властью, и хамство по отношению к духовенству, стоящему ниже его по рангу:

"Постоянные издевательства над священниками, особенно рукоположенными при Владыке Гедеоне, вымогание у них денег на фоне многомиллионных потемкинских деревень – это и есть наша епархиальная жизнь. Повторим, что о благочестии пастырей правящий архиерей Ставропольской епархии еп. Феофан (Ашурков) судит лишь по величине взносов в епархиальную казну".

Это всё кругом моё! Эти храмы все мои! А вы здесь все никто! Вы тут все вместе взятые – временное явление! Я, я здесь хозяин!

Публикация в "Открытой газете" подливает масла в огонь, описывая ряд других скандалов с участием Феофана.

"...руководство РПЦ получило еще одно коллективное письмо по поводу Феофана – на этот раз от духовенства неканонической Южноосетинской (Аланской) епархии, которое требовало "применить самые строгие адекватные санкции в отношении епископа Феофана, поведение которого совершенно не соответствует не только епископскому сану, но и званию рядового гражданина".

Поводом стало вызывающее поведение епископа на праздновании 15-летия независимости Южной Осетии: он-де грубил и панибратствовал с местными архиереями, а также (видимо, в крепком подпитии) позволил себе разоблачительную эскападу: "Это всё кругом моё! Я, русский архиерей, здесь хозяин! Эти храмы все мои! А вы здесь все никто! Вы тут все вместе взятые – временное явление! Я, я здесь хозяин!".

Но "самую серьезную критику, - пишет "Открытая", - вызвал его [Феофана] амбициозный проект перестройки трагически известной школы №1 Беслана в православный центр. Ведь хорошо известно, что из 364 погибших во время бесланского теракта 178 были мусульманами.

Кроме того, Ашурков намеревался оборудовать в горах Северной Осетии некий "реабилитационный центр" для матерей Беслана – были собраны огромные суммы денег от спонсоров, но ни единого кирпичика в основу будущего центра не легло".

Именно после этого, считает обозреватель газеты, "несчастные матери, разуверившись в епископе, перелетели под крыло скандально известного "воскрешателя" Григория Грабового".

ЦЕРКОВНАЯ ЧЕТВЕРТИНА

В марте 2011 года Феофан становится архиепископом Челябинским и Златоустовским. Этой очередной епархии на его пути тоже не обходится без скандала.

Зимой 2012-го ресурс URA.ru публикует выдержки из письма "некоего гражданина, назвавшегося настоятелем одного из южноуральских храмов".

фото - Ura.ru

А еще он любит демонстративно жертвовать на строительство или ремонт храма свои личные деньги. А потом, через церковную кассу, эти деньги возвращает себе!

В письме критикуется финансово-экономическая политика нового владыки:

"Он [Феофан] обложил все приходы высокой ставкой. При Иове (предшественнике Феофана – ред.) мы отдавали епархии 10%, сейчас - 25. Не отчитывается перед нами, куда идут эти деньги... А еще он любит демонстративно жертвовать на строительство или ремонт храма свои личные деньги. А потом, через церковную кассу, эти деньги возвращает себе!"

В письме упоминается, как под Новый год в храме Александра Невского Феофан пустил по кругу свой клобук, предварительно положив в него немаленькую сумму: "На нужды храмов!". В URA.ru утверждают, что нашли еще как минимум одного свидетеля этой сцены.

Клобук-то, между прочим, украшен золотым крестиком в бриллиантовой оправе. Уж очень смешно там смотрелись мятые десятирублевки!

"Батюшки просто растерялись, когда Феофан пустил клобук по рядам. Что могли из карманов выгребали, в том числе и те, что в сельских приходах служат. Клобук-то, между прочим, украшен золотым крестиком в бриллиантовой оправе. Уж очень смешно там смотрелись мятые десятирублевки! Кто-то в рядах робко пытался спросить, а будет ли отчет? Но на него цыкнули: "Ты что? Владыке не доверяешь?", - цитирует ресурс слова очевидца.

ПЫШНАЯ ВСТРЕЧА ПАТРИАРХА

30 мая 2014 года Феофан возглавляет Симбирскую митрополию. Это самая короткая "остановка" в его карьерном маршруте.

"С его приездом в Ульяновск цены на церковные требы и продукцию взлетели кратно, люди стали возмущались от таких поборов. Если раньше, к примеру, каждый приход в регионе сам закупал крестики, иконки и прочую продукцию, пытаясь найти подешевле, то с приездом Феофана в поставки всего этого были поставлены на поток, причем лишь строго через Епархию. Несмотря на, казалось бы, оптовую закупку, цены на всё взлетели. Епархия под руководством Феофана, накручивала стоимость на первоначальном этапе, а потом требовала еще и с каждого прихода от продаж порядка 20-25% возврата. То же самое произошло с церковными требами: отпеть покойника, крестить новорожденного – на всё это была установлена новая, более дорогая такса" - пишет ресурс ulnovosti.ru.

фото - ulnovosti.ru

С его приездом в Ульяновск цены на церковные требы и продукцию взлетели кратно, люди стали возмущались от таких поборов

По этой причине, пишет сайт, приходы едва сводят концы с концами.

Феофану обычно ставят в заслугу визит патриарха Кирилла в Ульяновск. Однако и тут не обошлось без скандала. "Заштатный клирик РПЦ священник Димитрий Свердлов", как называют его СМИ, поделился у себя в блоге пикантной подробностью:

"дополнительная информация, которая не вошла в новости:
с каждого настоятеля собрали по 160 000 руб. на визит его святейшества

[upd] во избежание перевозбуждения в каментах:

мне, лично, всё равно. у меня нет ни злорадства от того, что вскрылся "грязный" факт. ни злобы. факт, просто нейтральный факт, который может помочь несведущим составить представление о системе. опять же, во избежание болезненных разочарований.

потому что, например, когда ты входишь в храм помолиться, а упираешься в лавку - не разочаровывайся: так надо. когда твой духовник внезапно, посреди полного здоровья, как говорится, начинает у тебя выцыганивать деньги - не удивляйся: так надо.

так – надо".

Другие блогеры умножили эту сумму на количество приходов, сообщает ресурс Vlasti.net, подытоживая: "при наличии в Ульяновской епархии РПЦ 145 приходов, общая сумма собранных "на визит" средств составила примерно 23 миллиона рублей".

Впрочем, как считают Ulnovosti.ru, именно визит в Ульяновск Кирилла и положил в итоге конец владычеству Феофана в Симбирской митрополии.

"...во время приезда в Ульяновск ульяновским православным удалось передать патриарху РПЦ Кириллу "челобитную", в которой они излили всё свое негодование по поводу деятельности Феофана, в том числе и коммерческой. Говорят, якобы после этого в регион из РПЦ нагрянула проверка, многие из фактов, указанных в письме, нашли свое подтверждение".

Феофан ведёт себя как топ-менеджер, а не как пастырь. Причем – топ-менеджер, явно рассчитывающий выжать все соки.

Впрочем, перевод в Казанскую епархию для Феофана является не ссылкой, а скорее повышением.

Так что, можно сказать, патриарх Кирилл убил своим решением сразу двух зайцев. И нижайшую просьбу исполнил, и одновременно отправил Феофана в более "хлебный" регион, который к тому же и к Москве поближе будет.

Недовольные Феофаном татарстанцы жалуются в общем на то же, на что и прихожане в других регионах. Феофан ведёт себя как топ-менеджер, а не как пастырь. Причем – топ-менеджер, явно рассчитывающий выжать все соки.

Услышит ли патриарх Кирилл мольбы татарстанцев? В ближайшее время - вряд ли. В конце концов, не стоит забывать, кто в девяностые был его замом в ОВЦС.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.​