Жизнь после театра

"Кто же, если не я?" Тамара Манаева не пропускает ни одного митинга "Справедливой России"

Активистка "Справедливой России", 78-летняя Тамара Манаева, которую за критику в свой адрес глава Чувашии хотел обвинить в дестабилизации обстановки в республике, рассказала о себе. После успешной оперной карьеры бывшая "Кармен" занялась политикой. Старую и новую истории своей жизни Тамара Манаева рассказывает, как будто все произошло буквально "вчера".

15 апреля 2019 года Тамару Манаеву пригласили в центральный аппарат МВД Чувашии, где ее попросили дать объяснения. В этот же день пенсионерка рассказала в СМИ, что на нее глава республики написал обращение на имя министра внутренних дел Чувашии Сергея Неяскина и попросил разобраться в ситуации.

— Меня хотели обвинить в дестабилизации социально-политической обстановки в республике. Главу Чувашии, видимо, обидело мое видеообращение в интернете, где я критиковала его и его команду за коррупцию и кумовство. Решался вопрос о возбуждении на меня уголовного дела за клевету, — рассказала Манаева в тот день "Idel.Реалии".

Данную информацию корреспонденту "Idel.Реалии" подтвердил руководитель пресс-службы МВД по Чувашии Олег Ашнин, но информацию, указанную в обращении главы республики, ведомство раскрывать отказалось.

"В настоящее время по обращению руководства республики в правоохранительные органы проводится проверка, в рамках которой была назначена лингвистическая экспертиза", — сообщает пресс-служба МВД по Чувашии.

Лингвистическая экспертиза не нашла признаков нарушения российского законодательства

— Уже вечером 16 апреля, когда СМИ сообщали в своих заголовках, что на меня хотят возбудить уголовное дело за клевету по обращению в полицию Михаила Игнатьева, я дозвонилась до МВД. Дознаватель, которая брала с меня объяснения, сообщила, что экспертиза лингвистическая не нашла признаков нарушения российского законодательства. В полиции заверили, что они готовят заключение об отказе в возбуждении уголовного дела. Но пока мне ознакомиться с ним не дали и по разговору я почувствовала, что меня несильно и хотят видеть в полиции, — говорит Манаева. — Лучше давайте я вам расскажу о себе, — продолжает активистка и вспоминает, как они начинали Чувашский оперный театр в 1976 году.

Выпускница Московской академии Гнесиных (1969 года) приехала работать по направлению в Чувашию. Манаева начала карьеру в музыкально-драматическом театре. В 1976 году началось строительство оперного, но не хватило денег. Тамара Манаева вспоминает, что "лично Брежнев (Генеральный секретарь ЦК КПСС с 1966 по 1982 год ​ ред.) вмешался в этот вопрос", театр достроили.

"За мной идут люди". Тамара Манаева была в каждом районе Чувашии не менее 4-5 раз

Сейчас, выезжая в районы Чувашии уже по общественным делам, Тамара Манаева часто встречает людей старшего поколения, кто помнит ее как Судзуки (опера Джакомо Пуччини "Мадам Баттерфляй") и знаменитую Кармен (опера Жоржа Бизе "Кармен").

Солистка с ностальгией рассказывает о гастролях в Казань, где театр поставил спектакль "Чапаев".

— Если мне не изменяет память, был на дворе 1974 год. Помните, был фильм "Чапаев", когда идет атака психологическая на перевес, с винтовками, под пули идут и маршируют — вот эти сцены режиссер пустил кадрами на стенах зала, а на авансцене, спиной к зрителям лежали красногвардейцы. Это было нечто — комбинированное кино и живое действие на сцене. Это было новшество, по-моему. Казанцы были в шоке. Мне режиссер казанского театра за кулисами ( а я тогда исполняла одну из главных ролей — княжну-белогвардейку, противницу советской власти, которая была шпионкой, типа Мата Хари), пока ждала выхода, спросил, а кто это у нас в Чувашии поставил "Чапаева". Я ответила, что это наш режиссер Борис Семенович Марков поставил. Он попытался выразить, конечно, восторг и неудачно выразился: "Со стороны и не скажешь, что провинциальный театр — представил такое". Я тогда осмелилась возразить: "Почему провинциальный? Это все-таки столица — Чебоксары, — рассказывает Тамара Манаева.

В 1990-е годы в театре начались споры о репертуаре. Задумались, почему оперный театр ставит какие-то западные классические спектакли, когда есть национальный театр. Манаева вспоминает эти годы как "тяжелые" и считает, что в культуре нельзя разделять национальность.

Попытки развития чувашского национального театра Манаева расценивает как "ужас".

— Это был ужас, который передать словами нельзя. Лепили эти водевили как-то: два притопа , два прихлопа, в косынках, валенках и шерстяных носках. Черт знает, какие были сюжеты. Я ничего не говорила. XIX век, золотой век классической музыки — создал лишь трех композиторов — Чайковского, Бородина и Глинку. Это за столетие, целый век. А у нас создали союз композиторов, напихали туда непонятно кого, и вот они начали писать симфонии да оперы. Все это сжирало огромные деньги, спектакли закрывали, и опять возвращались к "Евгению Онегину", "Пиковой даме". Мы пережили очень интересные и неоднозначные времена. Театр был втянут в политику, и все эта картина с высоты прожитых лет смотрится, как калейдоскоп. И всем чего-то кому-то было нужно. Но вся причина была в том, что люди видели себя в искусстве, а не искусство в себе, — вспоминает 90-е солистка оперы.

Позже случилось то же самое, что и со многими театрами — начались экономические трудности, Тамара Манаева ушла из театра.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Чувашский мюзикл под фонограмму... Принимаем?!


И СНОВА ПРО ПОЛИТИКУ

В 1996 году перед выборами президента России к Тамаре Манаевой обратились за помощью.

— Там сумасшедшие деньги кидали на выборы, чтобы Бориса Ельцина протащить (Впервые в истории российских президентских выборов активно привлекались имиджмейкеры и политтехнологи, были организованы гастрольные туры артистов эстрады в поддержку кандидатов — Ельцин был вновь избран президентом — ред.) У него был тогда рейтинг 3 или 5 %. Был он тогда фигурой, как хромая утка. Ко мне обратились и попросили заняться вопросом агитации в районах республики. Заработать всем тогда хотелось. Вот мы и начали работать. Хотя я совершенно не понимала кто такой Ельцин, почему за него агитировать, кто он такой, но команду я собрала. С этого момента меня как-то приметили. Потом я стала заниматься проблемами людей, обанкротившихся после финансовых пирамид. Мы воевали тогда усердно за деньги и я вышла на Анатолия Аксакова ( ред. — лидер партии "Справедливая Россия" в Чувашии, депутат Госдумы). Он ведь экономист, как-то нам помочь может. Так я и втянулась в партийную работу. В "Справедливую Россию" я вступила где-то в 2003-2004 гг., точно не вспомню.

Тамара Манаева была в каждом районе Чувашии не менее 4-5 раз.

— За мной идут люди. Очень приличное количество идет за мной. Часто выезжаю в районы, в каждом районе Чувашии была не менее 4-5 раз. И людей знаю, и особенности районов знаю, и интересно мне очень с людьми встречаться, — завершает свой рассказ Тамара Манаева.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.