Забытый юбилей "хедлайнера" модного течения

21 января исполось 80 лет со дня смерти видного писателя, языковеда и политика Галимджана Ибрагимова. Основная масса людей, когда-либо слышавших его имя, как правило, знает его только как писателя. А между тем его роль как общественного деятеля и политика в татарской истории перевешивает традиционный "ярлык" писателя.

Галимджан Ибрагимов родился 12 марта 1887 года в деревне Султанмуратово Стерлитамакского уезда Уфимской губернии (сейчас Аургазинский район Республики Башкортостан).

ВСЯ ЖИЗНЬ — БОРЬБА

Первоначальное образование получил в сельском медресе и начальной русской школе. Затем он поступает на обучение в известное в то время медресе "Хусаиния" в Оренбурге. В дни революции 1905-1907 гг. Ибрагимов принимает участие в стачках шакирдов (учащиеся медресе) и изгоняется из учебного заведения. Затем он продолжает свое обучение уже в знаменитом джадидистском медресе города Уфы "Галия" (1906-1908 гг.), откуда также был изгнан за несогласие с образовательной политикой, проводимой в этом заведении. Из-за частых и продолжительных переездов, сопровождавших его всю жизнь, именно с Уфой были связаны самые яркие периоды его общественно-политической карьеры. Тогда же он пишет свой первый рассказ "Изгнание Заки шакирда из медресе". В 1909 году Ибрагимов переезжает в Казань. Здесь в 1912 году он публикует первое крупное произведение "Яшь йөрәкләр"("Молодые сердца"), принёсшее ему популярность.

Именно он, пожалуй, вторым после Марджани активно использует этноним "татары", причем актуализирует его уже не только в научном, но и в политическом плане

Но самое главное на фоне разворачивавшегося резкого подъема внутри татарского общества Ибрагимов, несмотря на свой молодой возраст, становится "хедлайнером" модного тогда "татаристского" течения. Именно он, пожалуй, вторым после Марджани активно использует этноним "татары", причем актуализирует его уже не только в научном, но и в политическом плане. Интересный факт — Ахмет Заки Валиди в названии своего первого исторического труда ("Краткая история тюрок-татар") по совету Галимджана Ибрагимова использует также этноним "татары". "Татарская грамматика" (1911 г.), "Теория литературы" (1916 г.), "Методика преподавания родного языка" (1918 г.) — это были первые учебники именно по современному татарскому языку, и именно в них уже на научном уровне была заложена вся грамматическая и филологическая база нынешнего татарского языка.

Г.Ибрагимов. Киев. 1913 год

В 1912 году Галимджан Ибрагимов из-за идеологических разногласий с частью "старой" татарской интеллигенции переезжает в Киев. Здесь он вместе с группой студентов-татар предпринимает попытку создания собственной партии татарских социалистов-революционеров (эсеров). Это была первая в истории попытка создания татарской национальной политической партии. Ведь ранее существовавшая либеральная "Иттифак аль-муслимин" позиционировалась как партия всех мусульманских народов. Однако подпольное учредительное собрание новой партии в 1913 году было накрыто местной полицией, а Ибрагимов вместе с остальными был арестован. После нескольких месяцев нахождения в СИЗО он и остальные участники собрания из-за недостаточности улик были отпущены под надзор жандармерии.

Преподаватели медресе "Галия". Сидят: второй слева Г.Ибрагимов. Уфа. 1916 год

ВОЗВРАЩЕНИЕ В УФУ

После этих событий Галимджан Ибрагимов возвращается в Уфу. На фоне полной деполитизации общественной жизни в этот период в стране и, учитывая надзор жандармерии, он, как и все оппозиционные политики того времени, еще не эмигрировавшие зарубеж, снижает свою политическую активность. То есть как принято сегодня говорить, уходит во "внутреннюю эмиграцию". На этот раз судьба оказалась более благосклонна к нему и перемены в его "альма-матер" — медресе "Галия" разворачивались по благоприятному для него сценарию. Благодаря этому он получает должность завуча медресе. На этом посту он, помимо литературной деятельности, целиком придается учебному процессу и написанию учебно-методических книг и пособий по татарскому языку.

Тут надо отметить, что все тюркские народы на территории Российской империи использовали общий старотатарский язык, неизменный еще со времен Золотой Орды. Но начавшийся процесс строительства татарской нации требовал нового литературного языка, учитывавшего уже реалии современного наречия тюрко-татар. Этот язык в начале XX века уже начал активно использоваться в книгопечатании и многочисленных татарских периодических изданиях. Поэтому можно смело сказать, что если практически все народы получили свои литературные языки уже в период советской власти, то татары, единственные из народов (естественно не благодаря, а вопреки царской политике) сумели сделать это еще в дореволюционный период. Разработкой единых грамматических норм современного татарского языка и занимался Галимджан Ибрагимов, его роль тут трудно переоценить.

"Галия" становится своеобразной "кузницей кадров" не только для татарской, но и также для будущей казахской и башкирской интеллигенции

Надо сказать, что в это же время "Галия" становится своеобразной "кузницей кадров" не только для татарской, но и также для будущей казахской и башкирской интеллигенции.

Галимджан Ибрагимов, судя по всему, всё же не полностью отходит от политической деятельности, т.к. в годы, предшествовавшие революции 1917 года, в Уфе действовала подпольная татарская левоэсеровская организация.

После Февральской революции в 1917 году Галимджан Ибрагимов вместе с Сайфи Файзи издают в Уфе татарскую газету "Ирек"("Свобода"), а с сентября 1917 года на её базе — левоэсеровскую татарскую газету "Безнең юл" ("Наш путь"). Данная газета начиная с мая 1922 года выходит уже в Казани в формате журнала, став предшественником нынешнего издания "Казан утлары".

Фракция федералистов ("туфракчылар") Национального Парламента. 1917 г. Галимджан Ибрагимов во втором нижнем ряду третий справа

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Рожденный революцией. Татарскому парламенту исполнилось 100 лет

В том же 1917 году Ибрагимов становится лидером и создателем отдельной партии татаро-башкирских левых эсеров (вспомним дореволюционную уфимскую организацию). Наличие собственной партии, а также собственного печатного органа — "Безнең юл" — способствовали тому, что он становится заметной фигурой на пестром политическом поле татарских лидеров того времени. Начинается время великих свершений и больших перемен, и Галимджан Ибрагимов становится на гребне этой волны. Во время горячих дебатов по принципиальному в то время вопросу о форме национального самоопределения татар и башкир (а тогда они рассматривались как один единый этнос), он отстаивает идею построения именно территориальной (то есть, республики), а не экстерриториальной национально-культурной автономии. Сторонники построения именно территориальной автономии получают наименование "туфракчылар" (от татарского слова "туфрак" — "земля") или федералистов. Газеты "Ирек" и "Безнең юл" становятся их идеологическим рупором. В Национальном Парламенте ("Милли меджлисе"), заседавшем в Уфе в конце 1917 – начале 1918 гг., они создают собственную фракцию. Благодаря этому и возникает проект "Идель-Уральской республики — первой территориальной автономии татар и других народов Урало-Поволжья. Реализация этого проекта становится для него самой главной целью. Для осуществления этого проекта в жизнь была избрана коллегия из 8 человек, первым в списке которой значился Ибрагимов.

Ибрагимов сумел поставить под свой контроль не только татарских социалистов и структуры татарского национального самоуправления, действовавшие в Уфимской губернии: Уфимский Хәрби Шуро (Военный Совет), левое крыло (фракцию) Милли Шуро, но также и Совет крестьян и отделы мусульманского просвещения в уездах Уфимской губернии.

Единственной серьезной военной силой в регионе были татаро-башкирские полки, подчинявшиеся Хәрби Шуро, именно под влиянием татарских левых эсеров, она поддержала революцию. Во многом благодаря этому грянувшая 7 ноября 1917 года революция, прошла в Уфе в тихой и мирной обстановке. Как говорится, без единого выстрела.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Хәрби Шуро — прерванная история Татарской Национальной армии. Часть I. Как мусульмане спасли революцию

На выборах в Учредительное Собрание список татарских левых эсеров завоевал пять из шести мандатов от мусульман Уфимской губернии. Это, несомненно, свидетельствовало о том, что борьбу за влияние на умонастроения татаро-башкирского населения Галимджан Ибрагимов бесспорно выиграл. После разгона Учредительного Собрания он вместе с Муллануром Вахитовым стал организатором Комиссариата по делам мусульман Внутренней России.

Тем не менее, после разгона Милли Меджлиса и Хәрби Шуро, 22 марта 1918 года, идеи Ибрагимова были отражены в Положении о Татаро-Башкирской Республике со столицей в Уфе. Но все эти планы также остались на бумаге, так как политическая обстановка в то время была весьма турбулентной. Татаро-Башкирская республика в итоге эволюционировала в провозглашение в 1920 году Татарской ССР, т.е. нынешнего Татарстана.

Г.Ибрагимов после возвращения из тыла Колчака в одежде обозчика. 1919 год

В годы Гражданской войны он совершает довольно дерзкий переход за линию фронта в глубокий тыл Колчака в Сибирь, под видом обыкновенного кучера, для сбора информации о настроениях местного татарского населения.

Несмотря на стремления Галимджана Ибрагимова и других татарских коммунистов того времени отстоять интересы уфимских татар, остатки Уфимской губернии были директивно (без обещанного референдума) присоединены к Башкирской республике. Галимджан Ибрагимов уже по факту открыто не выступил против этого, надеясь что в новой республике в качестве литературного языка единым для татаро-башкир останется татарский язык. Однако, как показала дальнейшая история, этого не произошло.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Татарский язык в Башкортостане: история вопроса

В 1925 году он становится председателем Академического центра при Наркомате просвещения. На этом посту он пытался превратить его в полноценное научное объединение республики (прообраз нынешней Академии Наук республики Татарстан). Однако сталинская политика возрождения старых имперских традиций и построения тоталитарного государства двигалась в абсолютно ином направлении. И в 1927 году он, осознавая это и одновременно понимая всю сложность того, в какой сложной ситуации оказались его соотечественники-татары в составе другой национальной республики – БАССР, пишет большой аналитический материал "Каким путем пойдет татарская культура?". За это он был снят с поста председателя Академцентра с формулировкой за "активную националистическую деятельность".

Г.Ибрагимов. Ялта. 1932 год

Затем из развившейся болезни — туберкулеза — Галимджан Ибрагимов перезжает в Крым (Ялту), где и проводит свои последние годы. Здесь в период "большого террора" в 1937 году он был арестован и перевезен в Казань. Официальной датой смерти числится 21 января 1938 года, однако, обстоятельства этого до сих пор до конца не выяснены. Так же не выяснена и судьба его многочисленных рукописей, которые затерялись в ворохе "великой чистки 1937-1938 гг.", когда человеческая жизнь даже партийной элиты не ценилась дороже листка бумаги, на которые записывались самые дичайшие обвинения в их адрес.

В статье использованы фотоматериалы Архива Национальной Библиотеки Республики Татарстан и книги Салавата Исхакова "Российские мусульмане и революция (весна 1917 — лето 1918 гг.)"

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.