Ссылки для упрощенного доступа

"Татарстан лишили политической субъектности. Но не разума же!" Айсин — о новой реальности после московской агрессии против Украины


Рустам Минниханов. Архивное фото
Рустам Минниханов. Архивное фото

Татарстанский политолог Руслан Айсин рассуждает о реальности, в которой республика оказалась из-за агрессии России против Украины. В качестве иллюстрации этой реальности он приводит то, что Татарстан лишился большого количества западных торговых партнеров, и вынужден всё теснее сотрудничать с Китаем, а на повестке дня появляются совсем не экономические вопросы, а предложения по обеспечению безопасности в случае ракетных атак.

Кто бы мог представить, что после удаления из Конституции Татарстана пункта о том, что республика "отвергает насилие и войну как средство разрешения споров между государствами и народами, и выступает против пропаганды войны", регион окажется объектом атак БПЛА. Второго апреля сего года украинскими дронами были атакованы объекты в свободной экономической зоне "Алабуга" и Нижнекамске. О причинах я говорил в предыдущих материалах — Москва пытается наладить не только сборку, но и производство БПЛА, которые могут решить исход войны с Украиной.


Получается магическое заклинание: под давлением Москвы, сняли табу на пропаганду войны и насилие — и они тут как тут. Рустам Минниханов сразу после апрельской атаки заявил: "Я обращаюсь к руководителям наших предприятий. Все, что мы говорили, что у нас будут проблемы, — свершилось… <…> Очнитесь, ребята, никто вас не защитит, кроме себя".

Руководство Татарстана предполагало, что будут проблемы. То есть, ввязываясь в путинскую преступную авантюру, казанский кремль все понимал, но делал вид, что все нормально? Или как понимать слова Минниханова? Ну и откровением прозвучали его слова, что "никто вас не защитит, кроме себя". Признание того, что Москва кинула на камни. Войну вы должны поддерживать, а с проблемами, которые из-за этого могут возникнуть, разбирайтесь сами.

Не знаю, как надо смотреть на мир, чтобы в 2024 году продолжать верить Путину и его режиму. Хорошо, Татарстан лишили политической субъектности. Но не разума же!

Ощущение войны стало реальным. Не только с мобилизацией, цинковыми гробами убитых на войне, агрессивной Z-пропагандой, но и с потерей чувства безопасности для граждан.


Чиновники из Татарстана тут провели заседание антитеррористической комиссии. Выяснилось, что метро станции Казани можно использовать в качестве укрытия. В столице проверили 5,4 тысячи подвалов жилых домов. Из них 2,6 тысячи оказались пригодными для бункерных нужд.

Дожили! Казань так гордилась тем, что к 1000-летию города в 2005 году открыли первую малую ветку метро, что оно было первым построенным в РФ после развала СССР. И здесь Татарстан приобрел выгоду от крушения дряхлой империи. Но вот спустя почти двадцать лет, что мы получили — метро не гордость и не средство быстрого передвижения, а место для укрытия от возможных ракетно-бомбовых атак. И кто же накликал эти напасти?

Теперь никто точно не сможет ответить на вопрос: где завтра будет линия фронта. Приграничные с Украиной области давно уже в этом статусе. Москва, Подмосковье тоже. Поволжье, как видим, включено в этот прожектор войны. От грохота войны укрыться трудно, я имею в виду экзистенциально.


Сам Минниханов активно выстраивает отношения с Китаем. Мы становимся его придатком. Сырьевой колонией. С одной стороны, служим Москве, с другой, делаем из Пекина свое всё.

А ведь команда Минниханова некогда так долго и тщательно прорабатывала связи с западным миром. Хотела быть его частью. Инновации, технологии, цифровизация и все такое. Все было красиво обставлено: через экономику войти в современный и успешный мир будущего. Но пришлось выбрать мир прошлого, войну и Китай. И это на фоне того, что Китай делает с мусульманскими народами Восточного Туркестана, среди которых и татары.

В 2012 году в Синьцзяне, районе компактного проживания уйгуров, являющихся мусульманами-суннитами, запретили публичные исламские мероприятия, в 2019-м — демонстрацию мусульманских символов, в том числе надписи "Халяль", а также изображения полумесяца и надписей на арабском. В итоге любые проявления приверженности исламу среди уйгуров были приравнены к экстремизму, вплоть до чтения религиозных книг.

В 2022 году Американский Фонд памяти жертв коммунизма опубликовал секретные материалы "лагерей перевоспитания" в Китае. Документы были получены в результате взлома компьютерных серверов китайской полиции. В докладе "Полицейские файлы Синьцзяна" подробно описывается практика "перевоспитания" уйгуров, которые содержатся в сети лагерей в этом районе.


А все почему? Потому что перестали быть самостоятельными, политически цепкими, легко легли под путинскую диктатуру и получили полный набор полагающихся экзекуций. "Vae victis" говорили римлянине — горе побеждённым.

Руслан Айсин — татарский активист, публицист и политолог, ныне проживающий в Турции. Публикуется на страницах различных татарстанских и российских изданий в качестве эксперта по национальным вопросам и положении ислама в России. Минюст России считает его "иностранным агентом", с чем сам публицист не согласен.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG