Ссылки для упрощенного доступа

Член национально-культурной автономии татар Москвы Динара Бухарова своими словами задела жителей деревни Красная Горка (Сафаджай) в Нижегородской области. Многие требуют извинений. Корреспондент радио Азатлык побывал в селе и расспросил местных жителей о том, чем же их так обидели слова татарки, принявшей православие.

Динара Бухарова, член национально-культурной автономии татар Москвы, написавшая обращение от имени татарского народа к новоизбранному президенту Соединенных Штатов Америки Дональду Трампу вновь оказалась в центре скандала. На этот раз дело касается села Красная Горка (татарский вариант названия – Сафаджай), в которой вырос её отец. Это село находится в Нижегородской области. В интервью православному телеканалу "Спас", называющая себя "православной татаркой" Бухарова заявила о том, что татары раньше были казаками, в селе широко отмечался Петров день, функционировала церковь, а в ислам местные татары перешли позже.

Сафаджай – родное село выдающихся татарских просветилелей XIX века Габдельгалляма и Хусаина Фаезхановых. Сегодня в деревня, входящая в Пильнинский район Нижегородской области, насчитывает более тысячи дворов, в селе проживает около 2,5 тыс. человек. Работает средняя школа, функционирует пять мечетей.

История деревни началась в 1451 году. Село основали ногайские татары, переселившиеся из Астрахани, а также татары-мишари из Рязани. Каким образом село, зародившееся еще в эпоху Золотой Орды, может иметь глубокие православные корни? Корреспондент радио Азатлык Рафис Джамдихан в поисках ответа на этот вопрос отправился на Нижегородчину.

СПЕЦИАЛИСТ ПО РОДОСЛОВНЫМ ВАФА КАМАЛЕТДИНОВ: “ДИНАРА РАССКАЗЫВАЕТ СКАЗКИ”

Вафа Камалетдинов, посвятивший свою жизнь изучению истории села Красная Горка и занимающийся составлением родословных, заявил, что Динаре Бухаровой не помешало бы изучить историю села.

Один солдат из татар продал землю русскому, и тот перевёз сюда своих людей

– 300 лет назад в нашу деревню впервые переселились русские. Один солдат из татар продал землю русскому, и тот перевёз сюда своих людей. Таким образом появилась русская часть села. Они расселились по обе стороны речки: на одной стороне - пять дворов, на другой - шесть. Возвели мост. Есть неподтвержденные сведения о том, что ими была возведена и часовня, которая, скорее всего, была разрушена после того, как провалилась земля - русские переселенцы разместились на склоне горы. Я сейчас веду речь о событиях, случившихся более 200 лет назад.

– Динара Бухарова говорит как раз об этой легенде?

– Ну, часовня-то была у русских, а не у татар.

– А куда подевались русские жители?

– Ситдык Якубов (автор исторической летописи "Сафаҗай дәфтәрләре" - ред.) подробно описал, как русские покинули наше село.

Деревня Красная Горка (Сафаджай)
Деревня Красная Горка (Сафаджай)

​До Второй мировой войны в нашей деревне было 20-25 русских дворов. У них был отдельный клуб и своя школа. Я еще сам это помню. Вот в этой русской части села, там, где сейчас стоит дом Исмала Шакурова, жил некто по имени Василий. В 80 см от его дома на четырех столбах был подвешен колокол, который и служил для русских жителей часовней. В годы Второй мировой в нашей деревне проживало около 180 русских. Они никогда не создавали семьи с татарами, но очень хорошо говорили по-татарски. В 1956 году в речке утонула маленькая девочка из русской семьи. После этого они один за другим стали уезжать из села. Кто-то переехал в Шумерлю, кто-то - в Медину, а кто-то - в Барятино. К 1965 году в Красной Горке не осталось ни одного русского жителя.

Конфликтов на национальной почве у нас никогда не было. В русской части села всегда была своя бригада, которая относилась к колхозу села Барятино. Даже территориально они к нам никак не относились: когда Сафаджай находился в составе Краснооктябрского района, русская часть деревни относилась к Пильнинскому.

– Получается, что слова Динары Бухаровой о том, что татары Сафаджая когда-то были христианами и что здесь стояли церкви, не имеют отношения к истине?

– Абсолютно. Это сказка, которую придумала сама Динара. Наши татары никогда не носили русские имена, в татарской части села никогда не было никаких часовен. В XVIII-XIX веках были попытки насильственной христианизации. Но даже те, кто был крещён, затем вернулись в ислам. Даже те часовни, о которых говорится в легендах, стояли в двух километрах от села (показывает карту). Еще раз говорю: речь идет о маленьких деревянных часовнях, которые находились вдали от той территории, где проживали и ныне проживают татары.

Одна из мечетей в селе Сафаджай
Одна из мечетей в селе Сафаджай

– Что бы вы ответили самой Динаре Бухаровой?

– Ей бы историю нашего села изучить. Наверное, не стоит заниматься рассказами о том, о чем не имеешь представления. Пусть сначала изучит историю своих дедов. Эта Динара не росла в нашем селе, в нашей школе успела проучиться-то всего год.

– Она заявляет, что её отец из Красной Горки.

– Да, он и сейчас живет в Сафаджае. Вернулся из Москвы. Их же трое сестёр - все родились в Москве. В 1992 году, когда умерла бабушка Динары Алия апа, её отец со всей семьёй переселился обратно в деревню, чтобы присматривать за своим отцом. Но уже через год они опять уехали в столицу - в нашей школе девочки успели проучиться лишь год.

САФАДЖАЙЦЫ ТРЕБУЮТ ИЗВИНЕНИЙ ОТ БУХАРОВОЙ

Ильдар Нуриманов: "Это провокация!"

После громких заявлений Динары Бухаровой историк Динар Хайрутдинов выступил со статьей-опровержением. Выходец из села, руководитель аппарата Духовного управления мусульман России Ильдар Нуриманов говорит, что слова Бухаровой - это провокация.

Ни в одном источнике нет информации о том, что здесь были церкви

– Для нас это было, конечно, большой новостью. Мы же всё знаем, общаемся с историками, публикуем книги. Не было в нашем селе часовен и церквей. Слова Динары Бухаровой, конечно же, провокация. Она же сама заявила о том, что приняла христианство - теперь вот, по всей видимости, старается склонить к такому же шагу и своих односельчан. Но мы прекрасно знаем, что наше село было основано татарами из Астрахани. Ни в одном источнике нет информации о том, что здесь были церкви. Именно поэтому её слова так тяжело были восприняты и в самой деревне, и в среде выходцев из села, ныне проживающих в Москве.

В настоящее время мы совместно с историками готовим основательный ответ на сделанные ею заявления. Историки Дамир Хайрутдинов и Ольга Сенюткина подробно изъяснят свою позицию.

Фарит Каюмов: "Динара Бухарова должна извиниться как можно скорее"

Глава администрации села Фарит Каюмов также остро отреагировал на выступление Бухаровой в эфире православного телеканала "Спас":

– Наше село было основано почти 700 лет назад. Мы - мусульмане. Это доказано казанскими, нижегородскими, московскими историками. Уже сколько веков бок о бок дружно живем с чувашами, русскими, мокшанами. Но никто еще так не искажал нашу историю. Ни у кого нет такого права! Сафаджай - большая деревня. Народ живет богато - не жалуемся. Какую религию приняла сама Динара - это её личное дело, но у нее нет права вмешивать в эти дела наше село. Я, являясь главой сельского поселения, от имени всех односельчан заявляю, что Динара Бухарова как можно скорее должна извиниться перед народом Красной Горки за свои слова.

Въезд в село Сафаджай
Въезд в село Сафаджай

​Такого же мнения придерживаются и другие жители села. Раис Аляутдинов в свое время был учителем Бухаровой. Он также считает, что она должна принести извинения односельчанам своего отца:

– Не было в нашей деревни церквей. Мы очень дружно живем с чувашами и русскими. У каждого народа своя религия. Мы - мусульмане. У нас раньше было 8 мечетей.

Сколько живу, но ни разу не приходилось слышать, что в Сафаджае жили православные татары. Я считаю, Динара Бухарова сильно ошибается. Думаю, ей стоит принести извинения.

Ахмет Аляутдинов
Ахмет Аляутдинов

В то же время жители села равнодушно относятся к тому, что сама Бухарова приняла православие: считают, что это "её личное дело". По мнению, Ахмета Аляутдинова заявления Бухаровой можно сравнить с ярлыком, наклеенным на село:

– Каждый человек волен сам выбирать свою религию. Раз уж Бухарова перешла в православие - это её дело. Нас это не касается. Но не зная истории своего народа, она тем не менее клеит ярлык на целый регион. У нее нет такого права. Историки все поголовно утверждают: в нашей деревне испокон веков жили татары-мусульмане. Да, в селе была русская часть, но русские жили отдельно и исповедовали православие.

Мне кажется, она должна извиниться перед сафаджайцами - её слова задели очень многих.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.​

Ваше мнение

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG