С назначением Рустама Нигматуллина первым вице-премьером Татарстана группа "казанских" (вспомним того же Песошина) в правительстве Татарстана кратно усилилась. Из серьёзных минусов у "казанских" наблюдатели называют один – они не знают хорошо республику, им не близок "татарский фактор", мало знакомы районы РТ.
В исполкоме Казани Нигматуллин курировал земельные отношения. Значит, именно при нем нарезались земли в Казани, в том числе –вырубались многие зеленые территории. При Нигматуллине осуществлялась и "транспортная реформа" – переход АТП города на красные автобусы. Но сделано это было без всероссийских скандалов и уголовных дел. И он – практически единственный из команды Камиля Исхакова, кто сохранил высокое положение в казанской мэрии с приходом новой "метлы".
АППАРАТНЫЙ ВЕС
Что касается нынешнего скачка Нигматуллина в первые вице-премьеры, то это назначение не могло состояться без согласования с полпредом Михаилом Бабичем и красным Кремлем. Вакантной должность оставалась сравнительно долго – видимо, рассматривались и другие кандидатуры. Решающим критерием могла стать внеклановость Нигматуллина. Курс на "очистку авгиевых конюшен" проводится и в РТ –посредством таких вот назначений.
Казанский кремль Нигматуллин устраивает, судя по всему, по нескольким причинам. Это татарская фамилия, уже упомянутое отсутствие скандалов, тянущихся за кандидатом, и репутация технократа.
При этом должность первого вице-премьера значительна по статусу, но не по набору полномочий. Это должность без портфеля – зам, который проводит совещания в отсутствие шефа, инспектирует районы и формально является "третьим лицом" в республике.
Фактически же гораздо больше нитей управления по-прежнему сосредоточено в руках другого человека – Шамиля Гафарова, руководителя аппарата кабмина РТ, "серого кардинала" правительства, чиновника из ближнего круга Рустама Минниханова.
Министром без портфеля можно назвать и непосредственного шефа Нигматуллина – Алексея Песошина. Данное обстоятельство нередко объясняют тем, что оба чиновника в обновленном правительстве РТ – временщики. Мол, в ближайшем будущем создадут единую администрацию региона, без премьера, вице-премьеров и аппарата кабмина РТ.
ПРАВИТЕЛЬСТВО ВРЕМЕНЩИКОВ?
С этим мнением согласиться трудно. Устройство аппарата управления республикой явно не предмет торга между Москвой и Казанью. Цена невысока. Есть ещё по меньшей мере четыре причины, по которым на такое слияние двух бюрократических машин никто не пойдет.
- Во-первых, для этого нужно изменить Конституцию Татарстана.
- Во-вторых, система органов государственной власти субъекта РФ, ее устройство – это внутреннее дело самого субъекта. И если в случае с переименованием должности президента РТ шел явный нажим со стороны федерального центра, то приведение к некоему единому стандарту системы органов власти в республике никто и никогда всерьёз не обсуждал.
- В-третьих, такая реформа попросту лишена смысла, поскольку к существенному сокращению числа чиновников она точно не приведёт. Куда большей проблемой является большее количество федеральных чиновников в РТ, которых, больше, чем республиканских чиновников.
- В-четвертых, есть "фактор Шаймиева". Он – архитектор системы, и утрату каждого элемента воспринимает болезненно.
Да и зачем Татарстану такая система органов власти? Слухи о желании слить аппарат президента с аппаратом кабмина ходили в самом начале правления Минниханова, но быстро сошли на нет. Всё дело в том, что в условиях гипертрофии органов исполнительной власти и опереточности парламента наличие двух аппаратов хотя бы минимально уравновешивает систему, создает разность мнений (порой она очень нужна), формирует систему сдержек и противовесов. Каждый занимает свою нишу, занимается своим делом.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.