Ссылки для упрощенного доступа

"Вы же до сих пор не провалились!.."


Три дома по улице Интернациональная в Уфе
Три дома по улице Интернациональная в Уфе

Инициативная группа жильцов трех домов по уфимской улице Интернациональная вновь бьет тревогу — после карстового провала в их квартале прошло уже девять месяцев, но исследовательские работы по определению степени опасности для их зданий так и не начались. Тем временем, как утверждают местные жители, подвижки грунта в районе их домов продолжаются.

В конце ноября прошлого года возле дома №193/2 по улице Интернациональная в Уфе образовался провал глубиной до 10 метров, в котором утонул автомобиль. Встревоженные жильцы близлежащих домов провели несколько собраний, на которых потребовали от властей признать их дома аварийными и срочно расселить. Пытаясь успокоить жильцов, власти еще весной пообещали провести комплексный карстологический мониторинг территории квартала.

— Буровые работы у нас по плану должны были начаться в июле, — рассказала активистка инициативной группы, жительница дома №193 Елена Масайло. — В середине июля в администрации Калининского района Уфы прошло заседание комиссии по нашему вопросу, мы в нем участвовали. Там было заявлено, что работы начнутся сразу же, как только установится сухая погода, без дождей. Но сейчас уже проходит август, а работы так и не начались. Скоро наступит осень, опять пойдут дожди и что — работы опять отложат?


Активистка считает, что власти фактически саботируют проведение полноценных исследований.

— Мы до сих пор не знаем степени реальной опасности для наших домов, поскольку ни БашНИИСтрой, ни власти не знакомят нас с результатами даже предварительных исследований, — возмутилась Елена Масайло. — И, кстати, нам нужны нормальные исследования, а не фейковые, которые, например, проводились весной, когда парочка специалистов в кромешной тьме якобы обследовала подвал со слабенькими фонариками. А нам потом было заявлено, что все, мол, "в пределах нормы". Мы требуем срочного проведения противокарстовых мероприятий, а нам говорят: вы же, мол, до сих пор не провалились — и дальше не провалитесь! Тем временем, яма, в которую в ноябре провалился автомобиль, продолжает проседать. Они уже несколько раз засыпали ее глиной. Засыпят, сделают холмик — через пару недель, глядишь — опять все просело ниже уровня земли. А в доме возникают трещины на нанесенных маяках — стало быть, идут подвижки грунта.

Маячок с трещиной в доме 193/2 по улице Интернациональная
Маячок с трещиной в доме 193/2 по улице Интернациональная

В июле специалисты БашНИИстроя заявили о необходимости обследования всего квартала, ограниченного улицами Интернациональная, Вологодская, Орджоникидзе и Богдана Хмельницкого (минимум 20 зданий), подчеркнув, что в этом квартале сложилась "исключительная карстоопасная ситуация". В то же время пресс-служба уфимской мэрии сообщила, что по результатам проведенной специалистами БашНИИстроя сейсмотомографии территории и обследования технического состояния дома №193/2 дефекты здания "не связаны с карстово-суффозионными процессами". Однако конкретные результаты исследований не были озвучены ни властями, ни специалистами.


***

О ситуации с карстами, сложившейся в квартале по улице Интернациональная и, в целом, в городе, корреспондент "Idel.Реалии" поговорил с уфимским экспертом по инженерно-геологическим и карстологическим испытаниям Юрием Стромом.

— Можно, конечно, заявлять о потенциальной карстовой опасности для всего квартала, как это сделали специалисты БашНИИстроя, но конкретизировать, насколько это опасно, можно только после проведения специальных карстологических исследований, — сказал эксперт. — А такие исследования до настоящего момента БашНИИстроем не проводились. Было геотехническое обследование конструкций здания, его фундамента, подвальной части на предмет потери их несущей способности, а также велись и ведутся инструментальные наблюдения за стенными маяками, чтобы следить за возможной деформацией конструкции во времени.

Юрий Стром
Юрий Стром

Выполнялось также георадарное обследование прилегающей территории, но это тоже не имеет отношение к карстологическим исследованиям, поскольку максимальная глубина георадарного исследования — 8 метров. Карстующиеся же породы залегают на глубине от 50 метров и ниже. Карстологические работы под этот дом включают в себя бурение глубоких скважин, в том числе наклонных, чтобы попасть под основание здания, отбор грунтов, изучение гидрогеологии. Задачи такого исследования — изучить несущую способность грунтов под основанием здания и определить, насколько активен в настоящее время карстовый процесс под этим домом, есть ли там сейчас глубокие карстовые полости, которые могут вызвать провал или деформацию здания. Вот эти работы не проводились.

Ноябрьский провал — это нарыв, который прорвался. А таких нарывов там еще полно, и ими никто не занимается, хотя известно, что они есть.

— Вы разделяете опасения специалистов, жителей этого квартала, что ситуация там крайне неблагополучная?

— Безусловно. Ноябрьский провал — это нарыв, который прорвался. А таких нарывов там еще полно, и ими никто не занимается, хотя известно, что они есть. Там ведь 20 древних карстовых воронок на территории, не считая новых. В отношении некоторых зданий очевидно, что карстовый процесс под ними идет активно. Например, невооруженным взглядом видно, как проседает угол здания службы судебных приставов по Вологодской 20/2. Кстати, эти воронки, о которых я упомянул, расположены необязательно прямо под домами — они есть под проездами, во дворах, под углами зданий. Но вот дом №193 находится в наихудшем положении — он в самом центре этого карстового поля. И еще, по нашим предположениям, там действуют тектонические явления — там есть тектонические разломы, которые еще больше ослабляют грунты.

Именно поэтому исследования нужно проводить быстро. После произошедшего в ноябре провала нами была разработана и предложена администрации города конкретная программа. Она включала в себя как раз исследование всего квартала.

Мы предлагали под эгидой МЧС создать такую службу карстового мониторинга, которая собрала бы всю имеющуюся информацию в отношении всех произошедших и происходящих карстовых провалов

— Что вы предлагали сделать?

— Мы предлагали под эгидой МЧС создать такую службу карстового мониторинга, которая, в первую очередь, собрала бы всю имеющуюся информацию в отношении всех произошедших и происходящих карстовых провалов. Об этом имеется очень мало информации, и она практически не поступает наверх. В большинстве случаев возникающие провалы ликвидируются силами организаций, обслуживающих территорию — просто засыпают ямы гравием или строительным мусором и всё — никто об этом не знает, информация об этом наверх — в органы власти и специальные службы — не уходит.

Карта карстовых провалов в квартале на улице Интернациональная
Карта карстовых провалов в квартале на улице Интернациональная

То же самое творится на территории промышленных предприятий. Поскольку они закрытые, карстовые провалы там ликвидируют своими силами, и также никуда ничего не сообщают. Еще одно наше предложение — создать карту, на которую бы в режиме онлайн наносились все карстовые проявления, после чего давались бы рекомендации, как предотвратить ту или иную угрозу. Ведь сейчас, на самом деле, закартировано очень мало городских территорий, и информация практически не пополняется.

А самый лучший метод уберечься от влияний карстового процесса — не ликвидировать последствия, а профилактировать беду. Выделять те территории, на которых просто нельзя строить.

— Какие же территории в Уфе, по вашему мнению, стоило бы объявить запретными для строительства?

— Чтобы выявить их все, необходимо изучать сразу большую территорию — это легче всего. В свое время, когда застройка шла массово, целыми районами, так и делалось. После изучения карстовой обстановки целые куски городской территории вырезались из планов застройки. Такие куски можно и сейчас увидеть на карте Уфы, в том числе, и в центре. Например, это несчастный Кувыкинский рынок, часть которого теперь сносят из-за угрозы провала. В свое время эта территория была выделена как вторая категория по карсту, и она долго стояла незастроенной. Но в начале 2000-х некоторые специалисты взяли на себя смелость рекомендовать ее под застройку. Все знают, чем дело кончилось. Такие участки, в общем-то, давно известны и властям, и специалистам, но проблема в том, что многие из них уже застроены, и ситуация там выходит из-под контроля.

Засыпанная яма на улице Интернациональная проседает
Засыпанная яма на улице Интернациональная проседает

— В связи с этим как вы можете прокомментировать планы мэрии еще плотнее застраивать уфимский полуостров? Один из бывших вице-мэров прошлой зимой сказал мне, что на полуострове можно построить еще столько же многоэтажных зданий, сколько есть сейчас…

На уфимский полуостров и так уже оказывается большая нагрузка по плотности застройки

​— Вот такая позиция и приводит к тому, что провалы возникают и будут возникать дальше. На уфимский полуостров и так уже оказывается большая нагрузка по плотности застройки. Безопасные территории давным-давно застроены — еще при советской власти. После этого строительство все больше и чаще шло на худших участках — в оврагах, на склонах. Конечно, застройщики заявляют, что проводятся противокарстовые мероприятия, но я скажу, что ни одно такое мероприятие не может гарантировать стопроцентную защиту. Тем более, что глубокая инженерная подготовка территории — весьма дорогое дело.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG