Ссылки для упрощенного доступа

"Люблю отрывать таракану лапки, условно говоря"


Всеволод Лисовский. Фотография представлена фондом "Живой город"
Всеволод Лисовский. Фотография представлена фондом "Живой город"

Две театральные премьеры представила на этой неделе казанская независимая творческая лаборатория "Угол". Это экспериментальные спектакли "Индивиды и атомарные предложения" и "Молчание на заданную тему". Постановщик обоих — Всеволод Лисовский, комиссар московского Театра.doc. Один из самых свободных и необычных деятелей отечественного театра, Лисовский просит не обращаться к нему по имени и отчеству ("Без Эдуардовича, пожалуйста"). И терпеливо растолковывает суть своих казанских проектов.

— Давайте начнем с "Молчания на заданную тему". Это спектакль не по пьесе. Просто люди собираются в зрительном зале и вместе с актером, находящимся на сцене, в течение какого-то времени молчат. Кто первым придумал собирать в театре зрителей и вместе с ними молчать?

— Я придумал. Вот есть в театре форма сценического действия. Еще есть сценическая речь. А мне стало интересно сценическое молчание — как форма действия. Вот и все, собственно. Самое первое "Молчание на заданную тему" мы сыграли в Москве, в Театре.doc. Это было в 2014 году. Не считал, сколько их с тех пор было. А прецедентов было два. Один раз стояла очень плохая погода, и зрители на спектакль не пришли. Ни один! Но спектакль с актером Лешей Юдниковым мы все равно отыграли. Это было важно. Я тогда сказал ему, что ничего более крутого в нашей жизни уже не произойдет. Самое крутое — это отыграть спектакль-молчание на пустой зал. Это, безусловно, событие.

— А второй прецедент?

— А второй связан с печальной историей. У Леши Юдникова умерла в Киеве бабушка. Поезд из Москвы отходил в девять вечера. Леша мне говорит: "Сева, я не успею сегодня доиграть спектакль". Я сказал: "Ну, смотри: когда поймешь, что начинаешь опаздывать на поезд, встань и уходи". И в середине спектакля, который продолжается час, Леша встал и ушел. А зрители целых полчаса дисциплинированно молчали самостоятельно.


— Потом вы в Петербурге ставили "Молчание..."?

— Потом Дима Волкострелов, режиссер независимой петербургской театральной группы "театр post", мне сказал, что ему очень нравится эта идея — молчать на заданную тему. И я ему ответил: "Ну давай, клонируй. Франшизируй!". Я совсем чуть-чуть порепетировал с его актрисой Аленой Старостиной, она абсолютно гениальная. Но это даже нельзя назвать репетицией — это, скорее, тренинг. Я просто проговорил с ней те ситуации, которые во время спектакля "Молчание на заданную тему" могут возникнуть. Чтобы она была готова.

— И какие же ситуации могут возникнуть?

— Разные. Сейчас можно сказать, что сложились школы московского и петербургского сценического молчания, и они — разные. На "петербургском молчании" зрители встают с мест, ходят по залу, могут написать что-то на доске. А на "московском молчании" все сидят и просто смотрят на актера. Не знаю, по какому пути будет развиваться казанское сценическое молчание. Посмотрим. Это интересно. В Казани спектакль этот будет теперь играть актриса Анастасия Радвогина.

Сцена из казанского спектакля "Молчание на заданную тему" ("Больно?"). Молчит — актриса Анастасия Радвогина
Сцена из казанского спектакля "Молчание на заданную тему" ("Больно?"). Молчит — актриса Анастасия Радвогина

— Что дает это молчание лично вам?

— Сказать, что мне, как зрителю, дает мой спектакль, я не могу. Потому что мне не удается видеть свой спектакль глазами зрителя: я, даже сидя в зале, все равно нахожусь "по другую сторону"... Кстати, есть еще "Молчание на свободную тему", в прошлом сезоне его проводили для желающих в казанском "Углу". Но это был не спектакль, а социальная работа с населением — замечательное предложение для людей, уставших от всякого рода слов, оказаться в ситуации, где целый час их никто не будет дергать.

— А если молчать на заданную тему, то это уже "дергание" и потому — спектакль, да?

— Да.

— Тема для молчания каждый раз новая?

— Конечно. И узнают ее зрители одновременно с актером. От меня. Актер получает записку, читает ее и пишет, что прочел, на доске. Очень часто это тупиковый вопрос — например, что делать? Или: кто виноват? Или: быть или не быть? А дальше актриса или актер погружается в проблематику заданного вопроса, темы. И молча существует в предложенных обстоятельствах. В "московском молчании", как правило, первые полчаса зал ерзает, шуршит, скрипит. А потом замирает. В Москве есть ситуация получасового перелома.

— Как спектакль заканчивается? И как потом ведут себя зрители?

— Я или помощник режиссера следим за временем. Когда проходит после начала спектакля 60 минут, в зале мигает свет, после чего актер кланяется и уходит. А зрители... Ой, это не прогнозируемо. Кто-то аплодирует. Кто-то возмущается. А самое смешное про зрителей связано не с возмущением. Однажды смотрю, идут в Театр.doc строевым шагом два бодрых толстячка. Потом увидел их уже сидящими в зрительном зале. Они пришли на "Молчание...". На протяжении спектакля один толстячок все происходящее старательно записывал на телефон, а второй, он был постарше, мирно спал. Второй, я думаю, был начальником первого, вот и делегировал ему задание сделать видеозапись спектакля. Я смотрел на первого и думал: что, интересно, происходит сейчас в голове у этого бедного капитана или майора?

— Это были какая-то проверка?

— Видимо, да. Мониторили. Это было очень забавно. А еще забавно, когда меня спрашивают: "А вас никогда не били после "Молчания на заданную тему"?". Ну конечно же, не били. А за что бить? Битье происходит, когда есть обман. Если мы говорим, что мы что-то расскажем и покажем, а потом молчим, — это, конечно, конфликтная ситуация, за это, наверное, можно бить. Но лучше не бить. А когда честно, заранее человеку говорят, что здесь будут молчать, то, простите, где здесь обман? В трехстрочном анонсе сказана вся правда. Если человек не усвоил информацию из короткого анонса, то кто виноват?

Анастасия Радвогина молчит на тему "Больно?"
Анастасия Радвогина молчит на тему "Больно?"

— Сева, у вас еще есть цикл спектаклей "Молчание классиков".

— Да, в Москве. Тема молчания постоянно развивается. В "Молчании классиков" мы промалчиваем классические пьесы — Эсхила, Еврипида, Шекспира, Шиллера... Еще у меня был спектакль "Никто ничего не узнает. Никогда": это когда я молча перед зрителями отдаю актерам на сцене записку с задачей. Они что понимают, то играют, тоже молча. Но ни я, ни актеры, ни зрители (желательно) — никто не говорит, что они поняли. Мы обязуемся не говорить. Этот эксперимент устраняет иерархию знания, которая присутствует: автор написал текст — он знает больше всех, режиссер это как-то интерпретировал — у него знания второго порядка, актеры из режиссерской интерпретации что-то вытащили — у них третьего порядка знание. А зрители — у них уже знание четвертого порядка. А в нашем спектакле в условиях молчания все знания равнозначны.

КРАСНЫЕ ОЧКИ, НАУШНИКИ И ИСТРУКЦИЯ

— "Математику знать необязательно. Ничего знать необязательно. Вообще, зачем вам что-то знать?" — такая фраза встречает зрителей спектакля "Индивиды и атомарные предложения" у входа в зал.

— Ну да.

— А что — обязательно? Для вас? В вашей жизни?

— Озадачили... Знаете, ничего. Нет ничего обязательного. То есть, все поддается редуцированию. С любыми константами, в конце концов, можно поступить так, что они перестанут быть константами. Законы гравитации, конечно, константны, я их преодолеть не могу, но я же понимаю, что это просто частный случай.

— Каждый зритель "Индивидов..." у входа в зал получает очки с красными стеклами, наушники со специальной коробочкой и инструкцию. На спектакле можно нажимать определенные на коробочке кнопки и видеть и слышать вашу постановку либо в математическом измерении, либо, говоря грубо, в "человеческом". На самом первом показе "Индивидов...", который состоялся в рамках театральной лаборатории "Город АРТ-подготовка", я сначала настроила свою коробочку на математическое измерение: в ухо полился правильный, лакированный голос диктора-мужчины. Это была лекция — что-то там про числа и бесконечность, очень умный научный монолог, ни секунды мне не понятный. А когда я переключила коробочку на "человеческое" измерение, сразу стало интересно: я стала слышать монологи актеров — про соционику, смерть знакомого артиста, встречу с бобрами... Вообще-то одновременно говорили они все, а в зрительские наушники каждого подключали по определенной очереди. Монологи обрывались и начинались вне логики, длились разное количество минут и не были друг с другом никак связаны. Это правда, что актеры сочиняли их "здесь и сейчас" и на каждом следующем спектакле могут рассказывать другие истории и вообще, что им угодно?

— Правда. Они говорят на темы, которые их на тот момент волнуют.

— А текст автора пьесы, математика Андрея Киселева, читает в записи в "математическом измерении" невидимый диктор, да?

— Нет! В пьесе Андрея Киселева "Индивиды и атомарные предложения" текста нет вообще. Ни слова там нет. Она состоит из пятнадцати математических формул, которые в нашем спектакле проецируются на экран. Интересно то, что с этим материалом в театре можно работать как угодно! Сравнительно недавно на фестивале молодой драматургии "Любимовка" Катя Бондаренко и Таня Гордеева перевели формулы из пьесы Киселева в социальную хореографию — все делали какие-то жесты, зал прыгал и плясал... Мое решение — с двумя измерениями — не единственное, понимаете?

— Вы понимаете эти формулы, из которых состоит пьеса?

— Я не очень дружу с математикой. Я понимаю, что речь в них идет о каких-то взаимодействиях. То, что я их оставил в спектакле нетронутыми, говорит о том, что с математикой я не дружу.

— Кто же тогда придумал текст, который невидимый диктор читает для зрителей в "математическом измерении"?

— Это текст британского философа и математика Бертрана Рассела. А еще там стихи диктор читает, их написал Дмитрий Пименов. Повторю: никакого отношения эти тексты к пьесе Андрея Киселева не имеют. Проблема в том, что понятие индивидов и атомарных предложений я спер у Рассела. У милорда Рассела была идея универсалистского математического объяснения мироздания. Он, собственно говоря, писал об этом в своем трехтомнике "Принципы математики". Я пытался прочесть этот фундаментальный труд, но мне он оказался не по силам. Я продвинулся лишь до середины предисловия к первому тому: там сплошные математические значки и буковки.

— Красиво, наверное?

— У математического языка масса достоинств, но он нисколько не более экономен, чем обычный. Если болтать в бесконечности какую-то чушь, то опишешь мироздание словами. Со значками и буковками приблизительно та же история. Чтобы пятью математическими знаками описать мироздание - такого нет. Вот и получается, что феномен описывается не многими буквами, а одной. А при больших объемах количество этих букв не сильно принципиально...

Всеволод Лисовский (в центре) с актерами спектакля "Индивиды и атомарные предложения". Фотография предоставлена фондом "Живой город"
Всеволод Лисовский (в центре) с актерами спектакля "Индивиды и атомарные предложения". Фотография предоставлена фондом "Живой город"

— В вашем спектакле на экран проецируются не только математические формулы. Еще — анимация: собачки, помню, бегали.

— Это я придумал. Это сценическое решение. Собачек в формулах не было.

— Сева, скажите, а можно сделать видеоверсию вашей постановки "Индивидов..."?

— Нет. Это не имеет смысла. В спектакле есть элемент иммерсивности: у зрителя есть право переключать каналы, надевать и снимать очки. Если мы перенесем спектакль на видео, мы зрителя этой видеозаписи лишим этого выбора - надевать или снимать очки, переключать каналы. И он увидит не полноценную постановку.

— У вас есть опыт постановки спектаклей без драматурга, без слов, без зрителей... Что дальше?

— Собираюсь делать спектакль без режиссера. Да, я люблю заниматься редукцией — убирать всякие элементы. Люблю отрывать таракану лапки, условно говоря, и смотреть, что с ним будет? Но спектакль — не таракан... От пьес, состоящих из реплик, я уже давно отказался. Теперь хочу убрать из спектакля режиссера. Будут актеры, большая сцена в Москве и... И пока ничего больше не скажу! Веду как раз переговоры с одним театром.

— Почему то, что вы делаете, имеет смысл?

Хрен его знает... Про общественный смысл я рассуждать не берусь, все меньше я понимаю, что такое общество и что ему нужно. А про свой смысл мне понятно вот что. Все люди находятся в ожидании самого главного события в своей жизни смерти. И вот чтобы ожидание это было не мучительным, надо период этого ожидания чем-то заполнять. В силу своей испорченности люди придумывают, чем. Опять же, мы вышли из прединдустриальной системы, когда человек понимал свою необходимость для общества определенным образом. Вот, например, сапожник: он перестал тачать сапоги, и новых сапог в его деревне больше нет. Или землепашец: он перестал пахать, и стало меньше хлеба. Голоднее стало. В наши дни эта связь между социальной функцией и занятостью совершенно непонятна. Вот оттого, что я перестану делать спектакль, а вы перестанете брать интервью, кому-то хуже станет?

— Нет, конечно.

То-то и оно! Так что нужно решать свои экзистенциальные проблемы, а об общественной их ценности лучше не париться...

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG