Ссылки для упрощенного доступа

Эхо Гуантанамо: почему в Татарстане допрашивают бывших узников американской тюрьмы


Айрат Вахитов
Айрат Вахитов

Сотрудники правоохранительных органов Татарстана в середине сентября допросили двух бывших узников Гуантанамо, которые уже после освобождения из американской тюрьмы были приговорены к длительным срокам заключения по делу о подрыве бытового газопровода в Бугульме. По их словам, сотрудников полиции интересовал Айрат Вахитов, который, по сообщениям турецких СМИ, был задержан в июле прошлого года по подозрению в связях со взрывами в аэропорту Стамбула. Как удалось выяснить "Idel.Реалии", в сентябре в отношении Вахитова возбудили уголовное дело за участие в деятельности "Талибана".

В середине сентября правоохранительные органы Татарстана начали активные следственные действия по делу Айрата Вахитова. Как выяснили "Idel.Реалии", в сентябре этого года ему было предъявлено заочное обвинение по ч.2 ст.205.5 Уголовного кодекса России — участие в деятельности организации, которая в соответствии с законодательством РФ признана террористической. По данным источника нашего издания, Вахитова обвиняют в участии в деятельности "Талибана" (запрещена в России).

Более известный как Салман Булгарский Вахитов в начале июля прошлого года был задержан по подозрению в связях со взрывами в аэропорту Стамбула. По данным источника газеты Hürriyet, Вахитова подозревают в членстве в вооруженной террористической группировке, однако его соратники отвергают то, что Вахитов являлся членом ИГИЛ (запрещена в России) — по их словам, он лишь участвовал в операциях по оказанию гуманитарной помощи сирийцам. В середине июля 2016 года США включили Вахитова в список террористов — к нему применили формулировку "иностранный боевик из российского Татарстана, воюющий в Сирии" и "вербующий через интернет боевиков для их переброски в Сирию".

Айрат Вахитов родился в Набережных Челнах, учился в медресе. В 1997 году стал имамом городской мечети. В конце 1998 году поехал в Чечню, однако заверял, что в боевых действиях не участвовал. Вахитов посещал в Чечне институт "Кавказ", который называют тренировочным лагерем моджахедов. Там его задержали по подозрению к принадлежности к ФСБ, где его якобы пытали. Вскоре ему удалось сбежать из плена и вернуться в Татарстан.

В 1999 году Айрата Вахитова задержали по делу о взрывах в Москве. Его арестовали, однако позже отпустили. После этого Вахитов принял решение покинуть Россию и уехал в Таджикистан. Спустя несколько месяцев Айрата Вахитова задержали члены Исламского движения Узбекистана и отправили его в Афганистан. Там его арестовали по подозрению в шпионаже в пользу России и поместили в тюрьму.

Айрат Вахитов
Айрат Вахитов

В 2001 году Вахитова передали американцам и поместили в тюрьму Гуантанамо. В 2004 году его передали России, где он был выпущен на свободу из-за недостатка улик в вопросе его предполагаемой связи с террористами. В 2005 году Айрата Вахитова вновь задержали, на этот раз на два месяца по подозрению в организации терактов на территории Татарстана и ряда соседних регионов. После этого, по утверждению Hürriyet, он отправился в поисках убежища на Ближний Восток.

***

18 сентября сотрудники правоохранительных органов Татарстана пришли домой к Тимуру Ишмуратову — жителю Бугульмы, которого в ноябре 2006 года приговорили к восьми годам заключения по обвинению в терроризме и незаконном хранении оружия или взрывчатых веществ. До этого Ишмуратов провел два года на американской базе на Кубе — Гуантанамо. Позднее он был выдан России и полностью оправдан.

В апреле 2005 года Ишмуратова обвинили в подрыве муниципального газопровода в Бугульме 8 января 2005 года. Осенью 2005 года коллегия присяжных Верховного суда Татарстана единогласно оправдала Тимура Ишмуратова. Через полгода после протеста прокуратуры республики Верховный суд России вернул дело на новое рассмотрение. Новый состав присяжных Верховного суда Татарстана в мае 2006 года приговорил его к 11 годам и 1 месяцу лишения свободы, однако 29 ноября 2006 года Верховный суд России смягчил наказание до 8 лет колонии. Осенью 2013 года Тимур Ишмуратов вышел на свободу.

— Ко мне домой пришли сотрудники полиции в гражданском и показали удостоверения сотрудников Центра по противодействию экстремизма. Двое из Казани, третий — местный из уголовного розыска — сопровождал их. Меня вежливо пригласили побеседовать в отдел. Сообщили, что приехали по поводу Айрата Вахитова — на него возбудили уголовное дело, а меня должны допросить в качестве свидетеля, — рассказал "Idel.Реалии" Тимур Ишмуратов.

Он сообщил полицейским, что не видел Вахитова уже больше 12 лет.

— У них также было постановление об обыске, но они не усердствовали, как говорится — ничего не взяли. В июле был еще один обыск — пришли местные полицейские и вручили постановление об обыске по делу о каком-то угоне машины. У них якобы имелась информация, что у меня могли храниться какие-то предметы. Полицейские особо ничего не искали — прошлись по книжной полке и забрали все исламские книги — объяснили, что у меня может быть экстремистская литература. Следователь после моей жалобы в прокуратуру отдал книги. Это были переводы Корана, — вспоминал Тимур Ишмуратов.

Тюрьма Гуантанамо
Тюрьма Гуантанамо

На следующий день, 19 сентября, полицейские пришли домой к Фанису Шайхутдинову. Он также был обвинен в подрыве муниципального газопровода в Бугульме и приговорен к 10 с половиной годам заключения. В прошлом году Шайхутдинов вышел на свободу, живет в Азнакаевском районе Татарстана, ранее был одним из руководителей Татарского общественного центра.

— Приехали двое в гражданском, представились, показали документы и сказали, что необходимо провести допрос в качестве свидетеля. Говорили об Айрате Вахитове, но я его очень давно не видел — со дня моего ареста в Москве в 2006 году. Больше я его не видел и не общался с ним, — рассказал Фанис Шайхутдинов.

Следом пришли к другому фигуранту дела о подрыве газопровода — Равилю Гумарову. Он был приговорен к девяти годам колонии по тому же делу. Вышел на свободу осенью 2014 года. Изданию "Медуза" Гумаров подтвердил, что познакомился с Айратом Вахитовым в набережночелнинской мечети Тауба.

Равиль Гумаров, также как и Вахитов, в 2002 году оказался в Гуантанамо. "Медуза" писала, что Гумаров несколько раз видел там Вахитова, но заключенным запрещали общаться. В марте 2004 года Гумарова и Вахитова передали России, где против них возбудили уголовные дела за незаконный переход границы и наемничество, однако вскоре их прекратили.

— Сначала полицейские были у Тимура Ишмуратова и Фаниса Шайхутдинова. Потом сотрудники позвонили мне — я сказал, что нахожусь у жены в Альметьевском районе. Они туда приехали, спрашивали, знаю ли я Вахитова и когда видел его в последний раз. В последний раз я видел Вахитова, когда нас задерживали в Москве. Обыска у меня не было. Я считаю, что пришли ко мне по Вахитову, потому что я был вместе с ним в Гуантанамо, — резюмировал Равиль Гумаров.

Правозащитники отмечали, что всех троих отправили в колонию потому, что они собирали и передавали продуктовые посылки репрессированным мусульманам, которые содержались в бугульминском СИЗО. По мнению многих жителей Бугульмы, писали СМИ, взрыв газопровода стал следствием технической аварии. По словам правозащитников, во время содержания под стражей Равиля Гумарова и Тимура Ишмурова под пытками заставили оговорить себя. В суде они от этих показаний отказались.

Все трое были признаны "Мемориалом" политическими заключенными.

"Роль в деле сыграл как политический заказ на бывших узников Гуантанамо, так и деятельность осужденных в рамках исламских центров и по поддержке арестованных мусульман. Кроме того, вынесенный им оправдательный вердикт был первым оправдательным вердиктом по делам о терроризме, с чем не смогли смириться спецслужбы и прокуратура", — отмечали в "Мемориале".

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG