Ссылки для упрощенного доступа

Хищение топлива и замалчивание конфликтов: как работала крупная дочка "Транснефти" в Поволжье


АО "Средне-Волжский Транснефтепродукт" — дочерняя компания АО АК "Транснефтепродукт" и внучатая "Транснефти". Работает на территории Поволжья и Нижегородской области с 1982 года. За последние десять лет, по словам сотрудников компании и других источников, знакомых с делом, АО "Средне-Волжский Транснефтепродукт" было уличено в хищении нефтепродуктов и невыплате долговых обязательств. По какой схеме работало руководство компании, чьи инетересы отстаивало и что с этими людьми сейчас — в материале "Idel.Реалии".

С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

С ноября 2009-го по декабрь 2014 года пост генерального директора АО "Средне-Волжский Транснефтепродукт" занимал родной брат бывшего помощника прокурора Казани Рифката Купкенова —​ Рафис Купкенов. Как рассказывают источники "Idel.Реалии", большие проблемы в компании начались именно с его приходом.

До назначения в АО "Средне-Волжский Транснефтепродукт" брат экс-помощника прокурора Казани возглавлял был советником президента головной компании "Транснефтепродукта" Сергея Маслова. После того, как его начальник покинул свой пост, Купкенов перешел в Средне-Волжское управление компании. Тогда дочернее предприятие возглавлял Айдар Садриев.

По словам источников "Idel.Реалии", в августе 2009 года Садриев ушел в отпуск и коллективу был представлен Рафис Купкенов в качестве исполняющего обязанности гендиректора. В ноябре того же года Садриев освободил свое кресло для Купкенова — он уволился из компании за несколько дней до двадцатилетия работы в "Средне-Волжском Транснефтепродукте".

По словам бывших сотрудников, в своей первой речи перед коллективом Рафис Купкенов провозгласил курс на открытость, честность и прозрачность работы организации. Однако в скором времени он уволил всех заместителей и часть сотрудников, связанных с Айдаром Садриевым. Их места заняли друзья и родственники Купкенова.

Так, к примеру, его племянник Рустем Купкенов — сын экс-помощника прокурора Казани — стал инженером, сын председателя Вахитовского райсуда Эльмаз Мусин занял пост в юридическом отделе, а брат бизнес-партнера родственницы Купкенова — Ринат Сулейманов был назначен заместителем инженера компании. Подробнее о связи Купкенова с Мусиным и братьями Сулеймановыми "Idel.Реалии" рассказывали ранее.

На руководящие посты и места своих заместителей Купкенов назначал людей из близкого круга. Idel.Реалии выяснили имя этого человека и оно было в первоначальной редакции текста. Позже герой публикации дважды обращался в издание с просьбой удалить материал. Во избежании этого ему предложили изъять его имя из публикации, на что тот согласился.

— Одним из тех, кто пришел с Купкеновым, был в прошлом сотрудником ФСБ, который дослужился до должности начальника отдела УФСБ России по городу Новочебоксарск. К моменту своего прихода в организацию он развелся с женой, оставив все имущество в Чувашии. В Казань он приехал на старенькой "Ладе", — рассказали источники издания, знакомые с Купкеновым.

[Человек, чье имя изъято из публикации] занял пост заместителя гендиректора по товарно-транспортным отношениям. По словам его бывших подчиненных, с момента назначения он стремительно разбогател: купил квартиру в Казани, построил дом в поселке Вороновка и в селе Макаровка Лаишевского района. Кроме того, в селе Кабаны он возвел складские помещения и оформил их на свою мать. Исходя из открытых данных, ИП, оформленное на его мать, действует с 10 ноября 2014 года. Основной вид деятельности индивидуального предпринимателя — аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом.

— Все это у бедного отставного полковника появилось благодаря тому, что он совместно с Купкеновым разработал схему хищения нефтепродуктов из магистрального трубопровода "Альметьевск — Нижний Новгород", который эксплуатирует АО "Средне-Волжский Транснефтепродукт", — сообщили источники "Idel.Реалии".

ХИЩЕНИЯ НЕФТЕПРОДУКТОВ

Как рассказали несколько бывших сотрудников компании, на отрезке трубопровода в Нижегородской области около города Кстово [человек, чье имя изъято из публикации] совместно с Купкеновым и начальником отдела охраны магистральных трубопроводов Ильдаром Юсуповым разработали план хищения топлива для дальнейшей перепродажи.

— Купкенов договорился с коммерсантами из Нижегородской области, владеющими частными базами. Они работали через некоего Германа Погодина. Этот человек покупал у них краденое топливо по 30 рублей за литр. Счет там шел на тонны. Деньги передавались непосредственно Юсупову наличкой в Казани. Так, Купкенов договаривался и забирал себе 70% прибыли. [Человек, чье имя изъято из публикации] занимался документацией, Юсупов был курьером. Они делили между собой оставшиеся 30%, — заверили источники издания, знакомые с обстоятельствами событий.

По такой схеме, как стало известно "Idel.Реалии", Купкенов, Юсупов и [человек, чье имя изъято из публикации] работали с 2010 по 2016 год. В Следственном комитете и прокуратуре Нижегородской области ничего не знают о подобных инцидентах и отрицают их существование.

Несмотря на то, что хищение, по словам источников, осуществлялось до 2016 года, в 2014 году Купкенов покинул пост руководителя внучатой компании "Транснефти". Одной из причин стала авария семилетней давности.

— В 2007 году произошла авария на участке трубопровода в Нижегородской области. Тогда руководителем "Средне-Волжского Транснефтепродукта" был Айдар Садриев. Из-за износа трубопровода порядка 300 тонн нефтепродуктов затопили пруды и речку, принадлежащую рыбхозу "Борок". В результате всех судов, которые длились больше пяти лет, в 2012 году "Средне-Волжский Транснефтепродукт" обязали выплатить один миллиард в пользу рыбхоза. Не может ведь "Транснефть" упасть лицом в грязь перед такими мелкими фирмами. Они наняли Купкенова, чтобы тот разрешил ситуацию, но он ее только запустил. Тогда головное руководство приняло решение создать искусственную задолженность предприятия перед "Транснефтью" и другими ее дочками. Они сделали все, чтобы кредитный портфель рыбхоза был незначительным по сравнению с другими, — рассказали источники "Idel.Реалии" в "Средне-Волжском Транснефтепродукте".

В конце 2016 года кредиторы компании, то есть другие дочки "Транснефти", объявили об окончании процедуры банкротства и отзыве своих требований.

Таким образом, "Средне-Волжский Транснефтепродукт" остался на плаву, а вот разоренный рыбхоз практически ни с чем. Юрист рыбхоза "Борок" Андрей Юдин рассказал “Idel.Реалии”, что судебные тяжбы продолжаются до сих пор.

— Мы подаем новые иски, которые игнорируют в компании. Продолжаем биться за справедливость, если так можно сказать, — сообщил юрист.

Но вернемся к Рафису Купкенову и событиям 2014 года. Старт процедуры искусственного банкротства было начался с введения в апреле 2014 года внешнего наблюдения, а в декабре того же года был назначен внешний управляющий.

В соответствии с п.1 ст.94 Федерального Закона "О банкротстве" в этот период "прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего". Так Купкенов должен был отойти от дел.

Источники издания, близкие на тот момент к руководителю внучатой компании "Транснефти" сообщили, что Рафис Купкенов собирался провести рокировку: перейти на должность заместителя генерального директора по товарно-транспортным операциям, фактически оставив руководство компанией за собой.

Тогда этот пост занимал уже известный нам [человек, чье имя изъято из публикации]. Его Купкенов предполагал понизить до должности начальника товарно-транспортного отдела. Первого такой вариант, как стало известно "Idel.Реалии", не устроил. По сообщениям источников издания, он инициировал арест двух подчиненных Купкенова, что впоследствии заставило его уволиться из компании без возможности восстановления.

— Несмотря на то, что он [Купкенов] реально ушел, контроль за хищением топлива в Нижегородской области ему все же удалось сохранить. Он потерял его после того, как один знакомый [человека, чье имя изъято из публикации], попросившего рассказал об этой схеме полицейским, — заверили источники "Idel.Реалии" из числа бывших сотрудников "Средне-Волжского Транснефтепродукта".

Как мы выяснили, этим знакомым оказался бывший сотрудник правоохранительных органов Дмитрий Корюков. Он познакомился с [человеком, чье имя изъято из публикации] в совместной командировке в Чечне в 2003 году. В 2014-ом они встретились в Казани и возобновили общение. Исходя из показаний Корюкова (имеются в распоряжении редакции), они регулярно виделись с [человеком, чье имя изъято из публикации] и общались, пока в 2015 году тот не предложил ему убить Купкенова и Юсупова. По словам Корюкова, причина этого была в том, что [человек, чье имя изъято из публикации] хотел самостоятельно контролировать хищение нефтепродуктов.

В конце марта 2016 года Корюков пытался ограбить дом [человека, чье имя изъято из публикации] в поселке Вороновка, но сработала сигнализация, и на место прибыла охрана (материалы уголовного дела имеются в распоряжении редакции). К моменту их приезда Корюков скрылся с места, но позже сам пришел в отделение полиции Лаишевского района с явкой с повинной. По его словам, целью ограбления были не деньги, а та записная книжка, в который [человек, чье имя изъято из публикации] разрабатывал планы убийства, указывая фамилию Корюкова.

В тот же день он рассказал обо всех фактах хищения нефтепродуктов из магистрального нефтепродуктопровода АО "Средне-Волжский Транснефтепродукт", о которых тот знал со слов [человека, чье имя изъято из публикации] . В итоге Дмитрия Корюкова осудили за попытку кражи.

В Управлении СКР по РТ "Idel.Реалии" сообщили, что информация о подстрекательстве к убийству Купкенова и Юсупова за последние три года не поступала. В том числе, от сотрудников полиции. В пресс-службе МВД республики также не ответили, почему слова Корюкова об убийстве остались не проверенными.

Читайте также: Империя Миннахметовых: кому в Татарстане выгодно устанавливать газовые котлы


С мая по декабрь 2016 года головной офис "Транснефти" провел собственную проверку в компании. В результате нее постов лишились главный инженер Андрей Батталов, заместитель гендиректора по безопасности Алексей Выродов, начальник службы собственной безопасности компании Юрий Заикин, заместитель гендиректора по общим вопросам Анвар Мусин и начальник отдела экономической безопасности Сергей Лапитов. Все они были назначенцами Купкенова. Пост покинул и [человек, чье имя изъято из публикации] .

— Они уволили всех, кто был связан с Купкеновым и такое чувство, что просто закрыли глаза на факты хищения, — заявили источники издания, близкие к компании.

В 2017 году в АО "Средне-Волжский Транснефтепродукт" была прекращена процедура банкротства. Новым генеральным директором с 26 апреля стал Ринат Габбасов.

В июне этого года Рафис Купкенов все же оказался на скамье подсудимых, но по другому делу. По версии следствия, он совместно с помощником руководителя Росприроднадзора Дмитрием Валенза предложил руководителю департамента Росприроднадзора по ЦФО за 15 млн рублей оказать содействие в решении вопроса о положительном результате внутренней проверки. Измайловский суд Москвы признал Купкенова виновным в "покушении на мошенничество путем обмана группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере" и приговорил его к 2,5 годам колонии общего режима. Свое наказание он отбывает в ИК-3 в Пестречинском районе Татарстана.

[Человек, чье имя изъято из публикации] же находится на свободе и, по словам источников "Idel.Реалии" из числа его знакомых, работает в структуре "Татнефти".

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

Обязательно посмотрите и это!

XS
SM
MD
LG