Ссылки для упрощенного доступа

Мизерную компенсацию за избиение полицейским рассмотрит ЕСПЧ


В Европейский суд по правам человека обратились двое жителей Чувашии, которые пожаловались на мизерные компенсации вреда за их избиение сотрудником полиции в сентябре 2016 года. В жалобе, которую готовил юрист правозащитной организации "Зона права" Алексей Глухов, сказано, что вопрос о присуждении незначительных компенсаций жертвам пыток "является системной проблемой" в России, а сумма "не зависит от уровня жестокости и региона проживания".

Вечером седьмого сентября 2016 года в Новочебоксарске (Чувашия) двое молодых людей вышли из магазина и чуть было не стали жертвой наезда. Один из них позвонил в полицию. Через некоторое время полицейский перезвонил и попросил их приехать на автозаправку — там находился задержанный водитель автомобиля, который чуть не сбил молодых людей. Приехавшие на место мужчины вышли из машины и направились к задержанному, чтобы высказать свое возмущение.

"Где этот водитель?" — обратился к сотрудникам полиции один из мужчин. После этого вопроса сотрудники полиции повалили обоих на землю и надели им на руки наручники. Впоследствии полицейские объяснили свои действия тем, что молодые люди вели себя агрессивно.

Когда оба находились в наручниках, полицейский ударил ногой в спину одного мужчину и кулаком в живот — второго. После этого парней доставили в местный отдел полиции, где с них взяли объяснения. После этого их отпустили.

На следующий день, 8 сентября, молодые люди обратились с официальным заявлением о привлечении к уголовной ответственности сотрудника полиции, который их избил. В этот же день в интернете появилось видео произошедшего инцидента, который снял прохожий. Из-за возникшего общественного резонанса Новочебоксарский межрайонный следственный отдел СУ СКР по Чувашии возбудил уголовное дело в отношении неустановленного сотрудника полиции по признакам преступления, предусмотренного п."а" ч.3 ст.286 УК РФ — совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства с применением насилия.

Следствие установило, что к избиению был причастен участковый уполномоченный полиции

Следствие установило, что к избиению был причастен участковый уполномоченный полиции Александр Семенов. В ходе предварительного расследования он признал свою вину и просил рассмотреть дело в особом порядке. Кроме того, он был уволен из органов внутренних дел.

У двоих потерпевших диагностировали "повреждения в виде кровоподтека и ссадины туловища, не влекущие за собой кратковременного расстройства здоровья и утрату общей трудоспособности, расценивающиеся как повреждения, не причинившие вреда здоровью", а также "ушиб мягких тканей".

В октябре 2016 года дело передали в Новочебоксарский городской суд. Оно рассматривалось в особом порядке, то есть без полного исследования доказательств. В ходе рассмотрения дела подсудимый Александр Семенов передал по 10 тысяч рублей каждому потерпевшему в качестве частичной компенсации вреда.

Третьего ноября Новочебоксарский городской суд приговорил Семенова к трем годам лишения свободы условно

Третьего ноября Новочебоксарский городской суд приговорил Семенова к трем годам лишения свободы условно с испытательным сроком три года и с запретом занимать должности в правоохранительных органах. Суд установил, что он нарушил права потерпевших, гарантированные статьей 3 Европейской Конвенции по правам человека, несколькими статьями Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта "О гражданских и политических правах", а также пятью статьями российской Конституции.

Приговор вступил в силу 15 ноября 2016 года, после чего потерпевшие в начале декабря обратились в Новочебоксарский городской суд с исковыми заявлениями о компенсации морального вреда. Они просили взыскать за счет средств российской казны с МВД РФ компенсацию в размере 381 000 рублей.

Исковые заявления были основаны на том, что мужчины стали жертвой нарушения прав человека, а именно статьи 3 Европейской конвенции по правам человека (запрещение пыток). Комментируя требуемую сумму компенсации, истцы сослались на прецедентную практику ЕСПЧ (дело Ribitsch v. Austria и Bouyid v. Belgium), в которой Европейский суд, рассмотрев схожие дела, назначил справедливую компенсацию за нарушение статьи 3 Конвенции.

Суд частично удовлетворил требования потерпевших и назначил им компенсацию морального вреда в размере 20 тысяч рублей каждому

В феврале прошлого года Новочебоксарский городской суд частично удовлетворил требования потерпевших и назначил им компенсацию морального вреда в размере 20 тысяч рублей каждому. Отметим, что в решениях суда отсутствовали упоминания о практике ЕСПЧ, а также подтверждения того, что потерпевшие стали жертвой нарушения их прав, гарантированных статьей 3 Конвенции.

"Размер компенсации морального вреда, испрошенный истцами, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера физических и нравственных страданий истцов, критериям разумности и справедливости не отвечает", — отметил суд.

Потерпевшие обратились в Верховный суд Чувашии, но успеха не добились. В апелляционном определении и вовсе говорилось следующее: "Довод апелляционной жалобы об обязательствах Российской Федерации по исполнению правовых позиций ЕСПЧ и несправедливое назначение размера компенсации жертвам нарушения прав человека, вопреки разъяснениям Верховного Суда РФ и ЕСПЧ о том, что размеры назначаемой компенсации не могут быть в разы меньше тех, которые установлены Европейским судом, учитывая конкретные обстоятельства дела, не служит основанием для изменения размера денежной компенсации морального вреда, определенного судом первой инстанции".

Не согласившись с позицией национальных судов, мужчины обратились в Европейский суд по правам человека. Жалобу для них подготовил сотрудничающий с правозащитной организацией "Зона права" юрист Алексей Глухов. Он указал, что российские власти "не исполнили позитивных обязательств по статье 3 Европейской конвенция по правам человека (запрещение пыток)".

Нарушение выразилось в том, что национальные власти отказали заявителям в назначении справедливой компенсации за установленный национальным судом факт бесчеловечного обращения

"Нарушение выразилось в том, что национальные власти отказали заявителям в назначении справедливой компенсации за установленный национальным судом факт бесчеловечного обращения, совершенный сотрудником полиции, находящимся при исполнении обязанностей", — подчеркнул Алексей Глухов и добавил, что по мнению заявителей, 20 тысяч рублей "не могут быть признаны справедливой компенсацией за нарушение статьи 3 Конвенции".

Глухов напомнил, что в деле Wasserman v. Russia ЕСПЧ "определил критерий определения справедливой компенсации национальными судами при рассмотрении дел о нарушении прав человека, гарантированных Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод". ЕСПЧ решил, что "уровень компенсации не должен быть неразумным в сравнении с суммами, присуждаемыми Европейским Судом в сходных делах". В связи с этим Глухов констатировал, что "заявители не утратили до настоящего момента статуса жертвы нарушения статьи 3 Конвенции".

Власти России не предоставили заявителям эффективного средства защиты

Кроме того, юрист отметил, что по мнению заявителей, "власти РФ не предоставили им эффективного средства защиты, гарантированного статьей 13 Конвенции, для получения справедливой компенсации". "Все национальные суды прямо отрицали статус заявителей как жертв нарушения статьи 3 Конвенции, а ссылка на прецедентную практику Европейского суда по правам человека отвергалась", — сообщил Глухов.

По его мнению, при таких обстоятельствах у заявителей "не было никакой возможности добиться назначения справедливой компенсации из-за системного отсутствия эффективных средств защиты и отказа национальных судов применять практику ЕСПЧ".

"Вопрос о назначении мизерных компенсаций морального вреда жертвам нарушения статьи 3 Конвенции в России является системной проблемой", — подчеркнул Алексей Глухов, добавив, что согласно данным СМИ, "жертвы нарушения статьи 3 Конвенции в России, как правило, не получают компенсацию выше полутора тысяч евро вне зависимости от уровня жестокости применения пыток или бесчеловечного обращения, а также региона проживания".

— Мы наблюдаем, как российские суды наотрез отказываются присуждать приемлемые компенсации жертвам полицейских пыток или бесчеловечного обращения. Позиция национальных судов, как мы видим по статистике, заключается в игнорировании решений Европейского суда о справедливой компенсации вреда. По этой причине указанные жалобы в случае их удовлетворения могут стать еще одним прецедентом, который вновь укажет российским властям на необходимость справедливой компенсации за вред, причиненный сотрудниками государственных органов, — рассказал "Idel.Реалии" юрист Алексей Глухов.

Отметим, что это не первая подобная жалоба в ЕСПЧ в регионах Поволжья. Так, в октябре прошлого года в Европейский суд по правам человека обратился житель Татарстана, к которому участковый 21 раз применил электрошокер. В 2016 году Альметьевский горсуд приговорил сотрудника полиции к пяти годам лишения свободы условно. Летом прошлого года пострадавший отсудил 70 тысяч рублей с Минфина России за преступные действия полицейского.

Сотрудничающий с правозащитной организацией "Зона права" юрист Игорь Шолохов в прошлом году отмечал, что та жалоба в ЕСПЧ на мягкий приговор и мизерную компенсацию стала первой в практике организации.

Российские власти в начале прошлого года признали 20 тысяч рублей адекватной компенсацией за пытки

Кстати, российские власти в начале прошлого года признали 20 тысяч рублей адекватной компенсацией за пытки. Такое мнение озвучил заместитель министра юстиции Георгий Матюшкин в ответ на вопросы ЕСПЧ в связи с жалобой жителя Новочебоксарска Артура Иванова на нарушение статьи Конвенции о запрете пыток.

Иванов был задержан сотрудниками милиции в апреле 2007 года. Его доставили в отделение, где капитан милиции Сергей Медведев несколько раз ударил его спиной о стену, а затем нанес ему удар по голове. В августе 2008 года местный суд признал бывшего участкового Медведева виновным в превышении должностных полномочий с применением насилия и приговорил его к трем годам колонии общего режима. Иванов добивался компенсации в размере 312 тысяч рублей, но суд присудил ему лишь 20 тысяч рублей.

— Это разумная компенсация, — отметил тогда Георгий Матюшкин.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG