Ссылки для упрощенного доступа

15 приговоренных татарстанцев: вопрос жизни и смерти завис "на рассмотрении"


Лилия Яруллина, инвалид с легочной гипертензией, и юрист Фарит Ахмадуллин
Лилия Яруллина, инвалид с легочной гипертензией, и юрист Фарит Ахмадуллин

На этой неделе Минздрав Татарстана ответил на вопросы "Idel.Реалии" о ситуации с прекратившимся с Нового года обеспечением лекарствами пациентов с легочной гипертензией. Фактически этим людям перекрыли кислород: сокращение дозировки либо переход на менее качественные дженерики может привести к печальным последствиям, полное прекращение приёма лекарств — к летальным. Юрист ассоциации "Спасти и сохранить" Фарит Ахмадуллин проанализировал ответ, и выяснилось, что чиновники, мягко выражаясь, не договаривают.

Третий месяц 15 человек из Татарстана, страдающих редким и смертельно опасным заболеванием — легочной артериальной гипертензией — остаются без необходимых им лекарств, обеспечивать которыми их обязан Минздрав Татарстана. 6 марта мы рассказали об этой ситуации и отправили в Минздрав и Минфин Татарстана журналистские запросы с просьбой ее прокомментировать.

"ФОРМАЛЬНО ПРАВИЛЬНО, А ПО СУЩЕСТВУ..."

Сначала об ответе Минфина Татарстана. Его в установленный законом о СМИ семидневный срок мы не дождались. Равно как и предупреждения о необходимой ведомству отсрочке, которое, согласно этому же закону, нам должны были направить в трехдневный срок. Впрочем, некоторая реакция на запрос всё-таки была. Нам попеняли, что мы некорректно указали должность второго адресата (первым был министр). Вместо "пресс-секретарь" мы написали "руководитель пресс-службы" и, мало того, допустили опечатку в фамилии этого сотрудника. Досадную оплошность мы исправили и направили по просьбе ведомства второй запрос, однако на этом переписку Минфин с нами прекратил.

"В СВЯЗИ С ВЫСОКОЙ СТОИМОСТЬЮ ЛЕЧЕНИЯ..."

В запросе Минздраву Татарстана мы просили объяснить, с чем связана приостановка закупки и распределения препаратам всем стоящим на учете и нуждающимся больным с легочной гипертензией и когда обеспечение этими препаратами будет возобновлено в полном объеме.

Приводим ответ полностью:

"В 2013 году полномочия по обеспечению пациентов, страдающих орфанными (редкими — "Idel.Реалии") заболеваниями переданы на уровень субъектов РФ без соответствующих доходных источников.

Вопрос выделения денежных средств находится на рассмотрении

В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ при принятии закона, либо другого нормативного правового акта, предусматривающего увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе, в случае необходимости, порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

По финансированию данного вопроса из федерального бюджета, неоднократно направлялись обращения в федеральные органы власти.

В связи с высокой стоимостью лечения пациентов с орфанными заболеваниям, вопрос выделения денежных средств находится на рассмотрении".

"ПОЛНОМОЧИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ОСТАЛИСЬ ТЕ ЖЕ"

Мы попросили проанализировать этот ответ юриста ассоциации "Спасти и сохранить" Фарита Ахмадуллина. Эта ассоциация объединяет людей, страдающих легочной гипертензией. При помощи Фарита Ахмадуллина пациенты с легочной гипертензией не раз выигрывали иски к Минздраву Татарстана.

Итак, Минздрав Татарстана сообщает, что "в 2013 году полномочия по обеспечению пациентов, страдающих орфанными заболеваниями переданы на уровень субъектов РФ без соответствующих доходных источников".

Не совсем так, поправляет ведомство Фарит Ахмадуллин: "В Республике Татарстан, как и во всех субъектах РФ (до введения в действие перечня 24 органных заболеваний) все пациенты обеспечивались лекарственными препаратами в соответствии с Постановлением правительства №890 от 30.07.1994 года. Введение Федерального регистра орфанных заболеваний должно было позволить незамедлительное обеспечение граждан с редкими заболеваниями, которые в свою очередь подпадали под вышеуказанное Постановление". Следовательно, заключает юрист, "вывод о том, что в 2013 году были переданы дополнительные полномочия не верный, полномочия в сфере здравоохранения остались те же".

Утверждение, что полномочия переданы "без соответствующих доходных источников" также, по данным Ахмадуллина, не соответствует действительности:

Татарстан имеет достаточно финансовых средств для исполнения своих обязательств

"Помимо своего собственного бюджета, для исполнения Постановления Правительства РФ №890 от 30.07.1994г.. Республике Татарстан были выделены дополнительные субвенции для обеспечения льготных категорий граждан Республики Татарстан на 2017 год 1 061 949 100 рублей, согласно распоряжения Правительства Российской Федерации №2771-р от 22.12.2016г., на 2018 год эти субвенции были увеличены до 1 113 635 300 рублей, согласно распоряжения Правительства РФ от 27.12.2017 №2965-р. Следовательно, Республика Татарстан имеет достаточно финансовых средств для исполнения своих обязательств в сфере здравоохранения", — заключает он.

"МИНЗДРАВ НЕ МОЖЕТ ССЫЛАТЬСЯ НА ЭТИ ДОВОДЫ"

Далее Минздрав указывает на существующую, по мнению ведомства, правовую коллизию: "В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ при принятии закона, либо другого нормативного правового акта, предусматривающего увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе, в случае необходимости, порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации".

Но и в эту часть ответа закралась доля лукавства, поясняет Ахмадуллин:

"Кабинет Министров с Минздравом РТ уже предпринимал попытки обжаловать данный пункт о передаче полномочий регионам. Развернутый ответ Конституционный Суд РФ дал в своем Определении Конституционного Суда РФ от 02.07.2013 N 1054-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запросов Кабинета Министров Республики Татарстан и Вахитовского районного суда города Казани о проверке конституционности пункта 10 части 1 статьи 16 и части 9 статьи 83 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Учитывая, что доводы, изложенные в вышеуказанной жалобе, не нашли своего подтверждения, Минздрав РТ не может ссылаться на эти доводы и быть до конца убежденным в своей правоте, отказывая в лекарственном обеспечении жизненно необходимыми препаратами", — комментирует юрист.

"ВОЗМОЖНО, ОТВЕТ ЕСТЬ, НО НЕ УСТРАИВАЕТ"

"По финансированию данного вопроса из федерального бюджета, неоднократно направлялись обращения в федеральные органы власти", — продолжает автор ответа (к сожалению, его имя и должность нам остались неизвестны). О дальнейшей судьбе обращений ни слова.

"Возможно ответ есть, но он не устраивает Минздрав РТ, — предполагает Ахмадуллин. — Поскольку Федеральный закон №323 "Об основах охраны здоровья граждан граждан в Российской Федерации" вынесен не в нарушение Бюджетного кодекса РФ и не породил дополнительных затрат для регионов, а лишь дополнительно урегулировал вопрос обеспечения граждан, страдающих редкими заболеваниями".

"В связи с высокой стоимостью лечения пациентов с орфанными заболеваниям, вопрос выделения денежных средств находится на рассмотрении", — заключает Минздрав.

" Уже не первый год Татарстан, один из богатейших регионов страны, жалуется на то, что его заставляют тратить деньги на возложенные обязательства с 1991 года (Конституция РФ), а дополнительных денег не дают. Однако никакого решения, либо ответа на их жалобы от федеральных органов власти мы не видим до сих пор", — заключает юрист.

ЧТО ТАКОЕ ЛАГ

Легочная артериальная гипертензия (ЛАГ) относится к редким заболеваниям: по статистике, ей страдает один человек на 100 тысяч населения.
ЛАГ характеризуется прогрессивным повышением легочного сосудистого сопротивления, что ведет к правожелудочковой недостаточности и преждевременной смерти.
Все пациенты с ЛАГ — инвалиды: болезнь заметно снижает физическую активность человека, и некоторые не могут выйти из дома без кислородного концентратора.
ЛАГ неизлечима. Однако существуют медицинские препараты, которые тормозят развитие болезни, снижают ее симптомы, улучшают общее самочувствие пациента и дают ему возможность жить более комфортно. Этих препаратов не так много, и все они производятся за рубежом.
Принимать препараты пациентам нужно каждый день, на протяжении всей жизни.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG