Ссылки для упрощенного доступа

Новая Сосновка: сотни казанцев в заложниках генплана


Согласно проекту Генплана, новая дорога пройдёт прямо через эти дом и двор. Таких домов в Новой Сосновке — десятки.
Согласно проекту Генплана, новая дорога пройдёт прямо через эти дом и двор. Таких домов в Новой Сосновке — десятки.

Новая Сосновка — молодой, стремительно растущий и развивающийся жилой массив в Советском районе Казани. Если новый генплан столицы Татарстана утвердят в обнародованной месяц назад редакции, этот жилой массив превратится в призрак. "Idel.Реалии" съездили в Новую Сосновку, чтобы посмотреть, чем город готов пожертвовать ради, как заявила главный архитектор Казани, "интересов большинства".

"ЭТО НЕВОЗМОЖНО ПРЕДУСМОТРЕТЬ И ПРЕДУГАДАТЬ"

Согласно редакции нового генерального плана Казани (до 2035 года), посреди Новой Сосновки пройдет магистраль. Ради нее под ковши экскаваторов пустят около 60 домов. Еще около 200 окажутся в зоне 430. В ней невозможно никакое строительство: уже возведенные дома, возможно, оставят. Но домовладельцы не смогут ни достроить их, ни перестроить, ни продать, ни подарить, ни завещать.

В начале этой недели первый заместитель НИИ генплана Москвы Олег Григорьев заверил журналистов, что "принято решение обойти Новую Сосновку. Полностью. Остаются под снос Большие Клыки", "все, что предполагает снос, есть в действующем генплане", а "новый генплан не предполагает снос чего-то нового".

Впрочем далее, представитель НИИ заявил, что "понятно, что чьи-то интересы мы затронем. Но альтернатива простая: либо вы стоите в пробках, в том числе в тех же самых Салмачах на центральной улице, либо город опять же думая о жителях делает дополнительные участки улично-дорожной сети".

В любом случае, всё это слова. А словам владельцы домов в Новой Сосновке с недавнего времени склонны не доверять.

Представители инициативной группы домовладельцев Новой Сосновки рассказывают: на личных приемах и сити-менеджер Денис Калинкин, и главный архитектор Татьяна Прокофьева заверяли, что беспокоиться не о чем и что, скорее всего, в окончательной редакции генплана обозначат иную траекторию трассы. А через несколько дней власти — уже публично — заявили прямо противоположное.

14 мая на деловом понедельнике мэр Казани Ильсур Метшин, комментируя предполагаемый снос домов, констатировал: "Кто-то говорит о том, что его не предупредили. Это бессмысленно. Это невозможно предусмотреть и предугадать ".

Татьяна Прокофьева в этот же день заявила, что "здесь есть юридическая двойственность. В собственность очень многие здания были проведены не решением города, а федеральных структур в соответствии с дачной амнистией. На самом деле разрешения на строительство домов в коридорах будущих дорог не выдавались никогда". Более того, подчеркнула градостроитель, большинство дорог заложены в планах еще в 60-е годы: "У нас практически не появилось ни одной дороги, которая бы не была указана в действующем генеральном плане. Кто-то знал, а кто-то не знал, что дорога проходит. Мы не может от нее отказаться".

"НАС ОГРАНИЧИВАЕТ ИСПОЛКОМ"

Андрей Синдеев
Андрей Синдеев

В Новую Сосновку нас везет Андрей Синдеев, владелец дома и представитель инициативной группы. Он рассказывает, как спросил Прокофьеву, бывала ли она в Новой Сосновке.

"Не довелось", — горько цитирует ответ главного архитектора Синдеев.

Перед тем, как въехать в Новую Сосновку, объезжаем огромное поле. Согласно действующему генплану (утвержден в 2007 году) дорога должна была пройти именно здесь, оставляя частный сектор в стороне. Наш гид вспоминает, что люди даже радовались, предвкушая, как трассу построят, пустят по ней автобус. Не дождались.

Согласно новому генплану, четырехполосная магистраль дугой перережет поселок, зайдя в него с северо-западной стороны и выйдя на юго-востоке. Всё, что к востоку от нее, попадет в зону 430 (в пояснениях к проекту генплана обозначена как "зона озеленения специального назначения, не являющегося рекреационным, в том числе в санитарно-защитных зонах производственно-коммунальных, специальных объектов").

В старом генплане эта часть Новой Сосновки располагалась в зонах жилой застройки (индивидуального жилого строительства, с приусадебными участками и даже малоэтажной многоквартирной застройки).

Андрей Синдеев объясняет: городские власти ссылаются на то, что зона 430 необходима Казанскому авиазаводу для экстренной посадки самолетов. Но представление о том, какая именно территория необходима для экстренной посадки, у города и авиазавода разные. Авиазавод без проблем выдает новососновцам разрешения, заверенные всеми необходимыми подписями и печатями.

— Получается, Казанский авиазавод согласен с нашим здесь нахождением, он нас не ограничивает. Нас ограничивает исполком.

Въезжаем в Новую Сосновку с юга. В жилом массиве (так с некоторых пор именуются все посёлки в городской черте) несколько сотен домов. Дома новые, невысокие, аккуратные — не дворцы и не хижины. По большей части кирпичные, но попадаются и срубы. Приусадебные участки и улицы под стать домам — чистые и ухоженные. Довольно много зелени. Где-то уже положен асфальт, где-то еще насыпана щебенка. Дороги строят сами. В складчину.

Новой Сосновке меньше 20 лет. Стремительно развиваться она начала лет 5-10 назад. Наши собеседники рассказывают, как годами своими руками строили дома и облагораживали участки.

Этой весной руки опустились.

Слева должна пройти новая дорога, а дома справа попадают в зону 430
Слева должна пройти новая дорога, а дома справа попадают в зону 430

На улице Джамала Валиди (она попадает в зону 430) нас ждет больше десятка человек.

— Какой может быть разговор о самострое, если у нас целые чемоданы документов?! Какой самострой? Вот товарищ сейчас покажет. Пожалуйста: разрешение на землю, на дом, все оформлено! — возмущается Махмут Нурутдинов.

Кадыр Рахманов показывает бумаги, выданные исполкомом Казани. Его дом находится как раз посередине нарисованной в генплане трассы.

— Вранье. Абсолютное. Конкретное, — хором возмущаются люди, вспоминая слова Прокофьевой о том, что "разрешения на строительство домов в коридорах будущих дорог не выдавались никогда".

— В 2015 году строились, разрешение КАПО есть. Какая же охранная зона? — недоумевает Галина Нурутдинова.

— Мы все зарегистрированы. Платим налоги, адреса присвоены, — вторит Лилия Исхакова.

— Прокофьева заявила, что дороги заложены еще в 60-е годы. Это бред полный. В 60-х г Кварталов не было. Азино не было (крупнейшие спальные районы Казани — "Idel.Реалии"). Пробок этих не было! — заявляет молодой человек, представившийся Рустамом.

— Я больше скажу. Здесь, где мы стоим, была военная часть. Был бункер, — добавляет Галина Нурутдинова. — Какая магистраль? Какая охранная зона?

— Казань не могла запланировать дороги, потому что тогда это были земли Высокогорского района,— резюмирует Синдеев.

"РУКИ ОПУСТИЛИСЬ"

С улицы Джамала Валиди сворачиваем на улицу Габдрахмана Рафикова. Здесь живет Айдар Галиуллин, чей дом, как и несколько соседских, оказался на пути будущей магистрали.

— Продали квартиру, дачу. Купили голый дом. Завезли 30 камазов земли, 10 камазов чернозема. Каждый год работаем. Как это все сносить? Это же кошмар! — сокрушается он. — Невозможно незаконно построить такой поселок.

— Мучились, корячились. Более-менее вставать на ноги стали. Начинали – дровами топили. Воду с родника на санках таскали, — показывают свое домовладение Рашид Гилячев и Людмила Опарина с улицы Степной.

Они живут в Новой Сосновке с 2001 года. Сначала построили маленький дом, потом побольше. Посадили фруктовые деревья.

— Груша лет семь плодоносит. Вишня… Блин, — горько обрывает себя Рашид.

Этим летом супруги собирались обустроить баню, бассейн, теплицу. Начали и бросили. Еще собирались сделать ремонт в прихожей. Купили стройматериалы. Так и остались нераспакованными.

— Руки опустились. Полностью, — объясняет женщина.

Рашид и Людмила занимаются производством изделий из металла. Производство располагается в ангаре на участке. Законный семейный бизнес.

Если дорогу не перенесут за пределы поселка, они потеряют и дом, и дело.

О том, что делать ничего не хочется, рассказывают все, чьи участки находятся на пути магистрали.

— Не знаешь, то ли двор благоустраивать, то ли дом, то ли ничего не делать, — размышляет Кадыр Рахимов.

Наш провожатый Андрей Синдеев планировал заняться отделкой ванных комнат. Теперь, замечает он, это занятие потеряло смысл.

"ОТКАЗ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ВОЗМОЖНЫМ"

В июле 2014 года казанская мэрия издала ключевой (как тогда представлялось) в жизни Новой Сосновки документ.

Это решение Казгордумы об установлении границ территориального общественного самоуправления Новая Сосновка. Решение утверждено мэром Казани Ильсуром Метшиным. В нем обозначены границы жилого массива. Ни один дом, подчеркивает Андрей Синдеев, за них не выходит.

Более того — в решении нет ни слова об ограничениях, накладываемых на Новую Сосновку из-за будущей трассы и зоны экстренной посадки.

В ноябре этого же года мэрия, за подписью Метшина, издала распоряжение о регистрации устава ТОС Новая Сосновка. В нем так же не упоминается ни о каких ограничениях.

Если о том, что через жилой массив пойдет трасса, а часть его окажется в запретной зоне, знали уже тогда, как же утвердили границы? А если не знали — какая острая необходимость заставила (пока, к счастью, только на бумаге) обречь добрую половину Новую Сосновки на уничтожение?

В письме из управления архитектуры и градостроительства Казани от 18 мая, направленном представителям инициативной группы, говорится о том, что в новом генплане запроектирована "магистральная улица общегородского значения II класса, которая частично затрагивает существующую индивидуальную жилую застройку. Данная улица имеет важное стратегическое значение для развития города. В связи с чем отказ от данной улицы не представляется возможным".

В этом же письме указывается, что в генплане отображены "все санитарно-защитные зоны ограничения приаэродромной территории" и "границы аварийных площадок". "В связи с тем, что аварийная площадка имеет ограничения по запрету любого строительства" разработчики "запроектировали улично-дорожную сеть в обход аварийной площадки".

Однако, сообщает управление далее, 7 мая в ПАО "Туполев" (Казанский авиазавод входит в эту корпорацию) по инициативе мэрии "состоялось совещание, на котором было принято принципиальное решение о переносе улицы по свободной от застройки территории по южной границе аварийной площадки" ПАО"Туполев".

Примечательно: совещание, казалось бы, урегулирующее конфликт, состоялось 7 мая. Но 14 мая высшие городские чиновники дают жителям поселка жесткую отповедь, не сказав ни слова о переносе дороги. 22 мая — устами представителя НИИ генплана Москвы — снова успокаивают (возможно, повлиял митинг 19 мая, собравший несколько сотен человек).

Представители инициативной группы обращают внимание на следующее обстоятельство: в проекте генплана закреплен только один вариант. Тот, который режет поселок пополам и отсекает половину запретной зоной. И на публичные слушания (а они начнутся уже 29 мая), несмотря на посулы чиновников, предполагается вынести именно его.

Более того, возможно, что власти раздают обещания обойти Новую Сосновку с такой легкостью потому, что под Новой Сосновкой подразумевают не весь жилой массив, а только его часть. И, заявляя о самострое, готовят почву для такой интерпретации.

В инициативной группе аргумент городских властей по поводу дачной амнистии называют несостоятельным. Любая амнистия смягчает положения действующего законодательства, неважно идет ли речь об уголовном кодексе, налоговом или градостроительном. Тем не менее, закон о дачной амнистии — это закон. Который не имеет обратной силы.

Удастся ли владельцам домов и участков в Новой Сосновке отстоять свою собственность — неизвестно. Но легкость, с которой власти города и разработчики генплана решили пожертвовать интересами сотен людей, впечатляет. И пока ясно только одно: спокойная жизнь для этих людей закончилась.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG