Ссылки для упрощенного доступа

Татарстан: Статистика преступлений против половой неприкосновенности детей вызывает тревогу


По итогам четырех месяцев 2018 года в Татарстане в отношении детей было совершено 759 преступлений. Из них против половой неприкосновенности — 195, что почти на 10% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Об этом в материале координатора правозащитной организации "Зона права" Булата Мухамеджанова.

Более чем в два раза увеличилось количество насильственных действий сексуального характера в отношении несовершеннолетних. Кроме того, на 3 случая больше зарегистрировано фактов развратных действий.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Детские суициды в Татарстане: цифры и причины

Широкий резонанс вызвали нападения педофилов на учеников школ в Авиастроительном и Московском районах Казани в 2018 году, когда те возвращались домой после учебы. В связи с этим руководство МВД Татарстана потребовало от участковых и инспекторов по делам несовершеннолетних "провести разъяснительную работу с преподавательским составом, родителями, учащимися по обеспечению безопасности детей и довести до них правила поведения в экстремальной ситуации".

Тревожная статистика стала предметом обсуждения на заседании Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в мае 2018 года. В постановлении Комиссии министерству образования и науки Татарстана предписывалось "обеспечить сопровождение каждого ребенка дошкольного и младшего школьного возраста взрослым из числа родственников, представителей родительского комитета, волонтеров для сопровождения в школу, учреждение дополнительного образования и обратно домой".

Кроме того, совместно с министерством информатизации и связи предлагалось "проработать вопрос об информировании родителей о современных способах контроля за несовершеннолетними детьми с помощью использования специальных электронных устройств".

ЧИАТЙТЕ ТАКЖЕ: Полицейские ошибки в Татарстане: задержание, выстрел, смерть

По данным чиновников, основными причинами и условиями, способствующими ЧП, являются бесконтрольность со стороны родителей, оставление детей без присмотра, проживание детей в неблагополучных семьях.

Согласно информации правоохранительных органов, в 2017 году в отношении несовершеннолетних в Татарстане было совершено 1705 преступлений различной направленности. Из них 891 — преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, большинство из которых носят многоэпизодный характер. В 2017 число пострадавших от подобной категории преступлений составило 227 детей (рост по сравнению с данными 2016 года — на 59%).

Отметим, что 376 преступлений (42%) касались нарушения статьи 134 Уголовного кодекса РФ (Половое сношение или иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16-летнего возраста). По этим эпизодам были признаны потерпевшим 73 подростка.

Таким образом, количество преступлений, совершенных на почве именно сексуального насилия, составило 515, а число пострадавших — 154 ребенка.

В 2017 году зафиксировано 411 преступлений против половой неприкосновенности подростков (в 2016 году — 388) и 480 — против половой неприкосновенности малолетних детей (в 2016 году — 131, то есть увеличение более чем в 3,5 раза). В минувшем году жертвами в 97% случаев становились девочки. Как правило, насилие совершалось, когда взрослые оставляли своих чад без присмотра.

При этом отмечен рост количества преступлений против половой неприкосновенности, совершенных членами семьи. Так, в 2017 году их было 319, то есть 36% от общего количества (в 2016 году — 25%):

3 были совершены родителями (в 2013 году — 2, в 2014 году — 0, в 2015 году — 8, в 2016 году — 2); 292 — отчимами (многоэпизодные преступления, совершенные в отношении трех девочек); 1 — сожителем матери (в 2013 году — 0, в 2014 году — 6, в 2015 году — 96, в 2016 году — 122); 23 — иными членами семьи (в 2013 году — 94, в 2014 году — 5, в 2015 году — 120, в 2016 году — 7).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Домашнее насилие: Пассивность пострадавших и силовиков может привести к ЧП

Так, в селе Черемшан Геннадий Герасимов, по данным следствия, на протяжении семи лет насиловал падчерицу (2003 года рождения). Мужчина оставался с девочкой наедине или отвозил на машине в лес или в баню. При этом Герасимов угрожал падчерице расправой с ней, матерью и младшими сестрами, если та кому-либо расскажет о произошедшем. Преступления вскрылись только в апреле 2017 года, когда в ходе медицинского осмотра девочка пожаловалась на боли в животе. Мужчине вменяется в вину 55 эпизодов насилия, дело передано в суд.

В "группе риска" также находятся дети, которые проживают с людьми (членами семьи), находящимися под административным надзором. К примеру, в Елабуге пьяный мужчина совершил развратные действия против падчерицы 2004 года рождения. Он смог скрыться от правоохранителей. В ходе следствия выяснилось, что подозреваемый находился под административным надзором за ранее совершенное преступление.

Как стало известно, еще в 2016 году Уполномоченный по правам ребенка в Татарстане Гузель Удачина направила письмо главе МВД республики Артему Хохорину, в котором попросила своевременно передавать информацию о подобных лицах местным комиссиям по делам несовершеннолетних.

Также стоит упомянуть, что из 9 случаев преступных посягательств, по которым в 2017 году возбуждались уголовные дела в отношении работников детских учреждений, в 6 речь шла о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Уголовные дела возбуждались в отношении психолога одной из казанских школ, который позднее совершил самоубийство.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Башкортостане приняли закон о защите подростков

Стоит признать — ловить педофилов научились, а вот предотвращать трагедии, увы, нет. Запретительными мерами кардинально ситуацию не исправить. Вспомним: после изнасилования 8-летней Василисы Галицыной в Набережных Челнах, когда убийцей оказался гражданин Узбекистана, появились призывы закрыть въезд в страну мигрантам. Но ведь в абсолютном большинстве случаев насильниками являются россияне, которых никуда не депортируешь.

Давайте, прежде всего, спросим с самих себя. Все ли мы делаем для того, чтобы подобные трагедии не случились с нашими близкими? Уделяем ли достаточно времени для того, чтобы объяснять ребенку: нельзя разговаривать с незнакомыми людьми на улице, нельзя садиться в чужие машины, нужно регулярно сообщать о своем местонахождении?

Полагаю, что использование специальных электронных устройств для контроля за несовершеннолетними детьми со стороны родителей вполне обоснованно. Я лично знаю таких пап и мам: они всегда в курсе, где именно находится их ребенок.

А вот инициатива чиновников о сопровождении школьников от дома до школы и обратно не нова: еще в 2013 году тогдашний вице-премьер Татарстана Асгат Сафаров выступал с подобной идеей. Но как быть, если дети, вернувшись с учебы, вышли из дома погулять или это вообще выходной день?

С моей точки зрения, все должно делаться в комплексе: родители проводить беседы с детьми дома и контролировать их местонахождение в свое отсутствие, педагоги — общаться на эту тему с ребятами школах, а правоохранительные органы оперативно реагировать на сигналы о подозрительных людях, которые вступили в контакт с детьми в публичных местах.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG