Ссылки для упрощенного доступа

Здесь нужен город-хаб: чего не хватает Казани туристической


Ставка Казани на событийный туризм оказалась не такой уж беспроигрышной, как это представлялось в начале. Об этом свидетельствуют итоги ЧМ-2018. World Skills, который город примет в 2019-м — событие и вовсе несопоставимое с мундиалем. Что дальше? Насколько Казань с Татарстаном интересны туристам сами по себе?

"Idel.Реалии" решили собрать неформальные мнения об отрасли у людей, имеющих большой опыт общения с гостями республики. Нашими экспертами стали краевед Леонид Абрамов, популяризирующий маршруты, которые пока неизвестны массовому туристу, владельцы Музея чак-чака Дмитрий и Раушания Полосины, а также игрок сувенирного рынка, который предпочёл не называть своё имя.

Но сначала — статистика.

ЧМ-2018: САМАРА ОБОГНАЛА КАЗАНЬ

По данным Ростуризма, во время чемпионата Татарстан посетили свыше 300 тысяч туристов, в том числе — более 100 тысяч иностранцев. Общий туристский поток в Татарстан во время ЧМ-2018 по сравнению с аналогичным периодом 2017 года вырос на 30,3%, число иностранных туристов увеличилось в 12 раз.

На первый взгляд, цифры впечатляют. Но в сравнении с другими регионами и городами, также принимавшими матчи ЧМ-2018, татарстанские показатели (как абсолютные, так и относительные) выглядят неожиданно скромно.

Так, Самарскую область за время ЧМ-2018 посетили порядка около 500 тысяч туристов, в том числе — 104 тысяч иностранцев. Рост общего турпотока – более чем шестикратный, въездного – более чем в 31 раз. Гостями Мордовии стали более 140 тысяч человек, в том числе — более 106 тысяч иностранных туристов. Общий турпоток возрос в 17,7 раза. Въездной — в 235 раз.

Вероятно, отчасти эти скромные показатели объясняется эффектом низкой базы: Татарстан принимал Универсиаду в 2013 году, чемпионат мира по водным видам спорта в 2015 году и Кубок Конфедераций в 2017-м. Самарская область и Мордовия опытом проведения мероприятий такого масштаба похвастаться не могут. Впрочем, в Санкт-Петербурге, и так не страдавшем от недостатка туристов, во время чемпионата общий турпоток возрос в 2 раза, въездной — более чем на 12%.

В "общем зачете" (если сравнить все города, принимавшие ЧМ-2018, по объему турпотока во время чемпионата) Казань — на шестом месте (впереди, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, оказались Сочи, Нижний Новгород и уже упомянутая Самара).

В КАЗАНИ —​ ЕСТЬ

С другой стороны, слишком расстраиваться из-за того, что Казань не вошла даже в тройку, пожалуй, не стоит: болельщиков нельзя назвать классическими туристами. А именно последние составляют "золотой фонд" любого туристического места.

Участник рынка сувенирной продукции, пожелавший сохранить анонимность, отмечает: иностранных туристов, посетивших Казань во время ЧМ-2018, не заинтересовали ни местная культура, ни архитектура, ни традиции.

Мирное сосуществование в одном регионе христианства и ислама (на это Татарстан даже делал ставку в англоязычном ролике, выпущенном к Универсиаде-2013) привлекает только российских туристов, констатирует наш собеседник. Иностранным оно оказалось безразлично.

Например, казанские сувениры гостей не заинтересовали вообще.

— Покупали сувениры с символикой чемпионата. И матрешек, —вспоминает участник рынка.

Впрочем, даже лицензионные сувениры распродать удалось не всем. Что с ними делать после ЧМ, непонятно.

Более десятка магазинов, расположенных в выгодных местах, принадлежат одному владельцу

В целом же, казанский сувенирный рынок не блещет особым разнообразием, сетует наш собеседник. И проблема здесь, на его взгляд, даже не столько в засилье китайских товаров (где их нет?), сколько в своего рода монополии, сложившейся в Казани. Более десятка магазинов, расположенных в выгодных с точки зрения трафика местах, принадлежат одному владельцу.

Впрочем, констатирует участник рынка, туристы по большому счету остаются довольны посещением столицы Татарстана. Им нравится местная еда. И вообще в Казань довольно часто едут за гастрономическими удовольствиями и гастрономическими же сувенирами.

"ИМ НРАВИТСЯ ТО, ЧТО НЕ НРАВИТСЯ НАМ"

Забавно, продолжает наш собеседник, но объекты, пользующиеся неоднозначной репутацией среди казанцев, гостей города, напротив, приводят в восторг:

— Им нравится даже то, что не нравится нам. Например, Дворец Земледельцев и Кремлевская набережная. Мне самому нравится набережная в Самаре. Потому что там есть пляж. А люди в восторге от развлечений на нашей набережной, где у людей нет доступа к воде.

Из востребованных (кроме самой Казани) направлений наш собеседник выделяет Болгар и Свияжск. Впрочем, добавляет он, в Болгар едут не так охотно, как в Свияжск, потому что далеко.

У татарстанских же туристов, похоже, чаще всего нет выбора:

— Доказать я это не могу, но сразу из нескольких источников слышал, что работникам татарстанских предприятий очень настойчиво предлагают путевки в Болгар и Свияжск. Многие съездили не по одному разу. Людям эти путевки не стоят ничего или стоят очень мало. Но предприятия за это платят.

В целом, Казань довольно хорошо раскручена — в этом сходятся все опрошенные нами эксперты.

Туристам важны история, архитектура, культура, включая традиции и гастрономию, транспортная доступность и насколько местные владеют иностранными языками, отмечают владельцы Музея чак-чака Дмитрий Полосин и Раушания Сулейманова. Всё это в Казани, убеждены они, есть. В Татарстане, в принципе, тоже. Более того — у городов есть свой неповторимый облик: Елабуга — купеческая, Чистополь — литературный, Свияжск — православный, Болгар — это ислам и древняя история.

— Среднестатистический турист — москвич, приезжает на выходные. Интересует его, наверное, мультикультурность — русское и татарское, православие и ислам. И еда. Смотрят Кремль, центр города и Свияжск чаще всего, — перечисляют Раушания и Дмитрий.

Если сравнивать Татарстан с другими регионами, то сравнение очень часто окажется в пользу республики, отмечают владельцы Музея чак-чака уже как путешественники.

Мы думали, Казань —провинция, а у вас, почти как у нас

— Однозначно в пользу Казани играет доступный средний чек. За два-три дня в десять тысяч на человека вполне реально уложиться. Это включая питание, гостиницу, проезд, — дополняет картину казанский краевед Леонид Абрамов. — Проезд тоже идёт нам в плюс: самолётом, поездом, автобусом, на личном авто — добраться до Казани проблем не составляет. Я сейчас не говорю про такие мероприятия, как ЧМ. Это горячий сезон, цены взлетают, с билетами могут быть проблемы. Туризм и комфорт в одной увязке идут. По уровню комфорта Казань удивляет даже москвичей. Часто приходится слышать: "Мы думали, Казань —провинция, а у вас, почти как у нас". Ещё в Казань по незнанию часто едут за восточной экзотикой. И очень удивляются, столкнувшись с вполне европейским городом.

НЕХВАТКА ЗЕЛЕНЫХ КОРИДОРОВ И ТРУДНОСТИ НАВИГАЦИИ

Но европейским городом Казань оказывается только на первый взгляд.

Едва ли не в любом европейском городе можно гулять до бесконечности (если он достаточно большой). В Казани выстроить многокилометровый маршрут так, чтобы он оказался а) не скучен б) комфортен — практически нереально: придется пересекать промзоны, а где-то и вовсе идти по проезжей части. И это, если знать, куда, зачем и как идти.

— Полезна была бы навигация, так как местная связь есть не у всех, и казанцы иногда не знают мест, которые ищут туристы, — отмечают Дмитрий Полосин и Раушания Сулейманова. — Мы этот вопрос поднимали, но из-за каких-то сложностей в законах они частным (негосударственным) достопримечательностям не могут ставить указатели.

Но это вопрос не бездействия, подчеркивают они: "у нас и Комитет (по туризму — "Idel.Реалии") и мэрия молодцы".

— Из идей понравились в Перми красная и зелёная линии — когда прямо по земле начерчена линия и около ключевых объектов есть информация. То есть тебе ни экскурсоводы, ни навигатор не нужны — просто идёшь и смотришь. Может быть, это местным помогло бы что-то узнать о городе. Вовлечь в процесс познавания города, — отмечают владельцы Музея чак-чака.

Впрочем, в Казани погулять худо-бедно еще удастся. А если турист не имеет личного авто и не приехал в составе группы на экскурсионном автобусе, за пределами столицы Татарстана он, скорее всего, не выберется (максимум: в Раифский монастырь и Свияжск). А значит, не увидит многое из того, что действительно стоило бы посмотреть.

Юго-Восток Татарстана — Альметьевск, Лениногорск, Бугульма — вообще не раскручены в плане туризма

— Предпочтения у иногородних туристов обычно распределяются следующим образом. На первый день смотрят саму Казань, на второй — Раифский монастырь и/или Свияжск, на третий — Болгар. И, возможно, Елабугу. Чистополь раскручен слабо. Юго-Восток Татарстана — Альметьевск, Лениногорск, Бугульма — вообще не раскручены в плане туризма. Хотя везде есть свои уникальные фишки. В Бугульме — музей Ярослава Гашека, отличный музей нефти в Шугурах, ферма лошадей татарской породы "Альмакай" под Лениногорском и многое другое, — перечисляет Леонид Абрамов.

Ряд достопримечательностей Татарстана связан с водными путями, но состояние водного транспорта удручающее, сетует краевед. Рейсов мало, сами суда, как правило, морально устарели:

— Крайне сложно добраться одиночному туристу до Свияжска. Прямого рейса нет. Если не взяли тур или билет на "Омик" (а спрос на этот непритязательный вид водного транспорта обгоняет предложение многократно), то можно добраться на электричке до Нижних Вязовых. А оттуда — на маршрутке или такси. Но всё это для приезжих туристов и казанцев сложно. Нет оповещения, информации на сайтах...

В перспективе, делится мыслями Леонид Абрамов, хотелось бы видеть Казань своего рода хабом, из которого туристы, например, могли бы легко и без проблем попадать в другие, граничащие с республикой регионы — Марий Эл, Чувашию, Кировскую область, Башкортостан...

А Татарстану следует активно развивать фермерский и экотуризм, пешие маршруты (трекинги) и велотрипы, считает краевед. Благо, все возможности для этого есть.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG