Ссылки для упрощенного доступа

Провокация на коррупцию: в Самаре рассматривают дело директора "Пятерочки"


17 октября Волжский районный суд Самарской области начал рассмотрение уголовного дела в отношении бывшего директора магазина "Пятерочка" Ольги Николаевой. Женщину обвиняют в дачи взятки полицейскому. В свою очередь, сторона защиты утверждает, что правоохранители фактически вынудили Николаеву совершить преступление.

Ольга Николаева проработала в торговле десять лет. Начинала с рядовых должностей, со временем, уже в сети супермаркетов "Пятерочка" доросла до директора. В сентябре 2017-го пришла на эту должность в магазин в микрорайоне "Южный город", пригороде областной столицы. Торговая точка считается "сложной": большой поток клиентов, оборот, нехватка сотрудников, серьезные целевые показатели. Николаеву, как она сама рассказывает, назначили сюда как "опытного директора". В беседе с журналистом теперь уже бывшие подчиненные отзываются о ней как о хорошем руководителе и приятном в общении человеке. Сейчас 34-летней женщине грозит до восьми лет лишения свободы — за дачу взятки, на которую, как она сама утверждает, ее вынудили силовики.

"БУДУ ГОВОРИТЬ ТОЛЬКО С ДИРЕКТОРОМ"

5 марта Ольга Николаева приехала домой после ночной инвентаризации. Около двух часов дня она легла спать, и примерно в то же время зазвонил телефон. Женщина взяла трубку только со второго раза. Звонили из магазина, сообщили, что кассир продал спиртное несовершеннолетнему. На месте уже присутствовала сотрудница полиции из отдела по делам несовершеннолетних Ольга Сутесова. Правоохранитель поинтересовалась у заместителя директора, с кем он разговаривает. Когда узнала, заявила, что будет говорить "только лично с директором". Ольга Николаева на тот момент больше суток не спала, однако все-таки поехала на работу.

Директор сначала поговорила с кассиром, который продал алкоголь. Он утверждал, что несовершеннолетнему просто невозможно было дать меньше 18 лет на вид.

К тому времени, как директор приехала в магазин, Сутесова уже зашла в подсобное помещение и села на место товароведа. По словам Ольги Николаевой, на столе лежал пустой бланк протокола. Сотрудница полиции не опрашивала кассира, не фиксировала осмотр места совершения правонарушения — просто сидела и ждала директора. Сначала она попросила документы о том, какие инструктажи проводят с кассирами по поводу продажи алкогольной продукции несовершеннолетним, после чего заявила, что будет составлять протокол о правонарушении на кассира и организацию.


В беседе с корреспондентом "Idel.Реалии" Ольга Николаева признается, что в тот момент переживала, что если протокол составят на фирму, этот штраф будут вычитать из ее зарплаты, после чего ее, вероятно, уволят.

— Я предлагала решить проблему как-то по-другому: составить протокол на меня как на должностное лицо, провести беседу с сотрудниками, немедленно оплатить штраф и принести ей квитанцию. Другие законные варианты предлагала. Даже выписать штраф за что угодно, — рассказывает Ольга.

Однако Сутесовой эти варианты не нравились. Несколько раз сотрудница полиции выходила из помещения, звонила, с кем-то советовалась. Затем возвращалась, отказывалась ото всех предложений Николаевой и повторяла одни и те же фразы: "Что вы мне предлагаете?", "Так что, пишем?", "А что мне делать?". В какой-то момент на очередное предложение директора магазина урегулировать спор Сутесова спросила: "Вы мне что, взятку предлагаете?". Ольга ответила, что нет.

"ОНА КИВНУЛА, ЧТО ЕЙ НУЖНЫ ДЕНЬГИ"

Несмотря на то, что сотрудница полиции отказывалась от всех предложений Николаевой, протокол она составлять не спешила. Правоохранитель вышла в третий раз из кабинета, чтобы посоветоваться с руководством, а затем вернулась и уточнила, помнит ли директор, какие штрафы за продажу алкогольной продукции несовершеннолетним предусмотрены для юрлиц. Директор не помнила. От 300 до 500 тысяч рублей, уточнила Сутесова. В этот момент, как признается Николаева, ей действительно стало страшно.

— Я открыла сумку, достала кошелек. У меня в нем лежало 17 тысяч, я специально сняла деньги, чтобы погасить кредит на машину. Достала три пятитысячных купюры и молча посмотрела на нее. Она кивнула, что, мол, да, ей нужны деньги, — рассказывает Ольга Николаева.

Женщина протянула купюры, но сотрудница полиции кивнула на свою сумку. "В портфель положить?" — переспросила Николаева. Ей кивнули, после чего она завернула деньги в бумагу и оставила там, где ей сказали. После этого инспектор по делам несовершеннолетних громко и четко сказала: "Никогда в жизни у меня такого не было. Таких предложений".

Позже Ольга Николаева узнает, что все это время в помещении велась запись.

"РАСПИСАЛАСЬ, ГДЕ СКАЗАЛИ, И ПОЛИЦЕЙСКИЕ УЕХАЛИ"

Практически сразу после того, как инспектор ПДН покинула подсобное помещение, в магазин вошли несколько сотрудников полиции. Ольга Николаева не может вспомнить, сколько точно их было — то ли шесть, то ли восемь. Женщина удивилась, как им удалось так быстро добраться: Южный город — удаленный район, из ближайшего отделения полиции ехать минут двадцать, не меньше.

Силовики взяли директора магазина под локоть и потащили обратно в подсобку, начали снимать все происходящее на камеру, расспрашивали, чьи деньги. Сутесова и Николаева обе заявили, что не их.

Один из сотрудников полиции, оперуполномоченный Алексей Ковалев отвел Николаеву в сторону и, по ее словам, стал уговаривать дать явку с повинной и во всем сознаться. Он обещал, что если она поступит, как велят, ей просто дадут штраф. А если будет сопротивляться, ее отвезут в отдел и задержат на двое суток или "даже на 15", снимут отпечатки пальцев, посадят в камеру. Растерянная женщина созвонилась с родственниками, те посоветовали ей писать явку с повинной, лишь бы не везли в ИВС.

— Мы прошли в подсобное помещение, Ковалев дал лист с ручкой и прямо при моей коллеге начал диктовать, что писать. Я даже не помню, что там было, на автомате записывала, меня трясло. Расписалась, где сказали, и полицейские уехали, — рассказывает Ольга.

В ИНТЕРЕСАХ КОМПАНИИ

Через некоторое время Николаеву вызвали к следователю Марии Занкиной на опрос. Там женщина рассказала обо всем произошедшем. Правоохранитель записала показания, однако Ольга попросила исправить слова "дала деньги" на "показала деньги", посчитав, что Занкина исказила ее показания.

Еще через две недели директора магазина вызвали в прокуратуру и заявили ей, что она действовала в интересах ООО "Агроторг" (юридическое лицо, которому принадлежит сеть магазинов «Пятерочка» — "Idel.Реалии"), поэтому надзорное ведомство будет проводить административное расследование по статье 19.28 КоАП РФ — "Незаконное вознаграждение от имени юридического лица". Ольга возразила, что она не действовала в интересах компании и переживала исключительно за себя.

— В прокуратуре давили, пытались убедить в своей версии. Им пришлось трижды перепечатывать протокол. Причем сначала это был лист текста, потом половина листа и в итоге — уже документ с моими четкими ответами, — пояснила Ольга.

"ЭТО НЕ В ПРОТОКОЛ, ПРОСТО СКАЖИ"

По словам Ольги Николаевой, на очередной встрече следователь спросила, нужен ли ей государственный защитник. Тогда у женщины еще не было адвоката, и она согласилась.

На следующую встречу обещанный адвокат не пришел, а следователь Занкина заявила, что подозреваемая "обещала своего привести". Зато, по словам Ольги, явился оперуполномоченный Алексей Ковалев, который был 5 марта в магазине. В этом же здании Николаева видела прокурора, который занимается административным расследованием по ее делу. Следователь заявила, что не имеет права допрашивать Ольгу, а полицейский предложил "просто поговорить".

— Ковалев начал спрашивать, попросила ли меня супервайзер (вышестоящий руководитель — "Idel.Реалии") дать взятку. Долго настаивал, обещал, что если я "сознаюсь", то "все быстрее пройдет, за месяц рассмотрят и никто меня таскать не будет". Я ему сказала, "подумаю", потому что не знала, как выйти из этого разговора. Все это "без протокола" длилось минут десять, — рассказывает Ольга.

НОЧЬ В ИВС

В тот день, когда Ольге Николаевой должны были предъявить обвинения, она не смогла приехать в назначенное время. По ее словам, на новой работе, куда она устроилась после увольнения по собственному желанию из "Пятерочки", отпрашиваться на каждый допрос было все сложнее. В какой-то момент она попросила Занкину прислать официальную повестку. Следователю, по словам Николаевой, не понравилось это, и она решила добиться ареста женщины.

— Пришли два полицейских, с пистолетами и наручниками. Повели меня по улице, там пришлось ждать, посадили в машину, начали расспрашивать, "за что", и уговаривать, чтобы я созналась во всем, говорили, что тогда меня домой отпустят. Я с ними не разговаривала. Прошло несколько минут, они снова начали давить на то, чтобы я "во всем созналась". Я не стала им отвечать.


Уже когда полицейские вместе с Николаевой прошли в отделение, к ним подошла следователь Мария Занкина. Пока у женщины забирали ремень, серьги и другие запрещенные в ИВС предметы, правоохранители что-то обсуждали и смеялись. Ольга провела в камере ночь, а утром суд ее отпустил с подпиской о невыезде за пределы региона.

"ТЫ ОТВЕЧАЙ, ЧТО НАМЕКОВ С ТВОЕЙ СТОРОНЫ НЕ БЫЛО"

В коридоре здания суда, возле зала заседаний, стоят высокий темноволосый мужчина и полная женщина. Женщина жалуется, что ей уже надоело ходить в это здание, и ей было бы лучше, если бы дело рассмотрели без нее.

— Как же, ты же главный свидетель, — улыбается мужчина.

— Ну мне вообще надо сюда ехать? Проблемы мне создают, зачем мне это вообще надо?

Она рассказывает, что ей пришлось просить знакомого отвезти ее в суд на ее же машине — сама она по каким-то причинам не смогла сесть за руль. Сетует, что у нее нет страховки для авто. Позже выяснится, что женщина — сотрудник полиции Ольга Сутесова, а ее собеседник — коллега по работе и делу Алексей Ковалев.

— Ты больно-то не изгаляйся. Скажи, что придерживаешься показаний, данных на следствии. Они тебе будут задавать вопросы провокационные вопросы, ты отвечай, что никаких намеков с твоей стороны не было, — успокаивает Сутесову мужчина.

— Да я вообще им не хочу отвечать!

— Здесь все будет гораздо быстрее, чем на очной ставке, — обещает Ковалев.

— Да я как ее увидела, меня опять трясти начало. С ней еще эти два мальчика, ее адвокаты, — не перестает волноваться Сутесова.

Возле зала появляются обвиняемая и два ее адвоката. Сутесова и Ковалев, проходящие по делу свидетелями, продолжают общаться вполголоса. Через несколько минут начинается заседание.

ПРОЦЕСС

Защитники Ольги Николаевой предлагают начать с изучения доказательств по делу, затем уже — опрашивать свидетелей по изученным доказательствам. Прокурор предлагает обратный порядок, и судья соглашается с обвинителем. В зал вызывают главного свидетеля по делу — сотрудника полиции Ольгу Сутесову.

Похоже, следуя совету Ковалева, она просит суд зачитать ее показания вместо того, чтобы проводить допрос:

— Я неоднократно давала свои показания и придерживаюсь их. Вы могли бы зачитать их? Это произошло в марте месяце, я многое забыла, — заявляет Сутесова.

— Вы отказываетесь от дачи показаний? Нет? Нас там не было и мы не знаем, что там происходило. Расскажите, что помните, — просит судья.

Женщина начинает рассказывать свою версию событий. Она, кажется, сильно волнуется и отвечает короткими предложениями. Прокурору приходится подробно расспрашивать о каждой детали событий, произошедших 5 марта.

По словам Ольги Сутесовой, она встретила на улице подростка, который нес спиртные напитки. В беседе с ним она выяснила, что он приобрел их в магазине "Пятерочка", после чего инспектор по делам несовершеннолетних пошла в супермаркет, чтобы зафиксировать административное правонарушение. Через некоторое время в магазин приехала Ольга Николаева, которая якобы настойчиво попросила составить протокол не на ООО "Агроторг", а на нее как на должностное лицо, либо указать любую другую статью.

— Я начала составлять протокол, она начала предлагать мне денежные средства. Магазин, несколько сотен точек, могли лишить лицензии на продажу спиртных напитков, то есть могли быть глобальные последствия. По-моему, она сама озвучила сумму. Я не ставила вопросов о передаче денежных средств, — подчеркнула Сутесова.

РАСХОЖДЕНИЯ

Во время опроса Ольги Сутесовой участники процесса обратили внимание на то, что ее показания расходятся с озвученными ранее на следствии. Также некоторые утверждения противоречат главному доказательству по делу — аудиозаписи разговора.

Так, в течение всего допроса в суде Сутесова утверждала, что записывала разговор на личный мобильный телефон, причем стороны защиты и обвинения неоднократно уточняли это. Во время оглашения ранее данных показаний выяснилось, что запись велась не на мобильный, а на диктофон, который впоследствии изъяли следователи — и это при том, что сама свидетель заявляла, что у нее изымали только компакт-диск с аудио. Кстати, свое решение воспользоваться устройством сотрудница полиции объясняет тем, что "подумала, что ей будут предлагать взятку".

На очередном вопросе сотрудница полиции неожиданно повысила голос и начала перебивать адвоката обвиняемой: "Я являюсь должностным лицом! Нас все время могут склонять со всех сторон к таким действиям, поэтому я ношу диктофон!" (Напомним, в беседе с Ольгой Николаевой 5 марта она заявила, что ей никогда не предлагали взяток). В какой-то момент прокурор попросил Сутесову выслушать вопрос и ответить на него.

Наконец, по утверждению свидетеля, Ольга Николаева сама предложила деньги и заявила дословно: "Я осознаю, что я даю взятку". На аудиозаписи разговора от 5 марта обвиняемая таких слов не произносила.

"ПОДУМАЙТЕ О СВОИХ ДЕЙСТВИЯХ"

Совершенно противоположным образом держался коллега Ольги Сутесовой, оперуполномоченный Алексей Ковалев. Второй свидетель рассказывал обо всем четко, складно и без колебаний.

Он пояснил, что в тот день получил сообщение о том, что в магазине "Пятерочка" в Южном городе директор предложила инспектору ПДН взятку. Группа правоохранителей отправилась туда и там же, перед входом, сотрудники полиции предложили двум гражданам принять участие в осмотре места происшествия в качестве понятых.

Уже все вместе они прошли в подсобное помещение, где находились Сутесова и Николаева, а также другие люди. Там инспектора по делам несовершеннолетних спросили, что произошло, и она заявила, что ей предложили взятку за несоставление протокола.

По словам Ковалева, он "предложил Николаевой подумать о своих действиях", и не признававшая вину женщина после составления протокола согласилась дать объяснения. Также, как утверждает сам полицейский, он разъяснил женщине ее право не свидетельствовать против себя, гарантированное Конституцией, и поинтересовался, не позвонит ли она адвокату, однако Николаева "сама приняла решение". А поговорить с ней наедине в подсобном помещении он решил только потому, что "шум в магазине мешал".

После допроса Ковалева в зал суда вызвали еще двух свидетелей по делу, бывших вышестоящего руководителя обвиняемой и ее заместителя. Допросили и их, после чего суд предложил объявить перерыв в заседании. Рассмотрение дела возобновится через месяц. Ольга Николаева ушла из торговли, сейчас находится под подпиской о невыезде из Самарской области. Николаеву обвиняют в даче взятки должностному лицу — часть 3 статьи 291 УК РФ. Максимальное наказание — до 8 лет лишения свободы.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG