Ссылки для упрощенного доступа

Особый статус русских


Культурное разнообразие в зоне риска
Культурное разнообразие в зоне риска

В административном центре Ханты-Мансийского автономного округа ​ под председательством Владимира Путина​ прошло заседание Совета по межнациональным отношениям при президенте России. Там обсуждался проект новой редакции Стратегии государственной национальной политики. Документ разработан Федеральным агентством по делам национальностей и содержит положения о "государствообразующей роли русского народа".

Собственно, это то, на чем так активно настаивал много лет Владимир Жириновский, и что многим казалось просто шуткой, которая к реальной жизни отношения не имеет.

По словам президента Гильдии межэтнической журналистики Маргариты Лянге, которая участвовала в создании новой версии стратегии, было много споров и корректировок при написании документа, поскольку "там появились моменты с указанием на русский народ, но в гораздо более мягкой и легкой форме, по сравнению с тем, что некоторые члены президентского совета предлагали изначально".

​Маргарита Лянге также заметила, что в своих поездках по регионам она часто беседует с людьми в краях, областях и видит "скорее процесс недовольства неким неравноправием по сравнению с тем широким спектром возможностей и прав, которые предоставляются республикам. И возникает вопрос, чем, например, Тульская область хуже Татарстана".

Между тем, в Конституции Российской Федерации регламентировано особое положение республик — они там названы государствами. Этот факт дает республикам полномочия для решения проблем, которые спецефичны и связаны с республиканским статусом этих субъетов. Так, например, они устанавливают свои государственные языки помимо русского. А скажем, Тульская область в силу опять же специфики региона не может этого сделать. Да и структура и названия институтов власти в республиках больше напоминают государственные, а не просто областные. Так, Татарстан возглавляет "президент", а Тульскую область — "губернатор".

Доктор политических наук, этнограф Эмиль Паин считает, что документ получился чрезвычайно эклектичным. С одной стороны, там есть "идеи из области гражданской теории наций, про гражданскую нацию, про развитие гражданской активности, гражданского самосознания, с другой стороны, есть слова, которые имеют прямое отношение к идее имперского устройства общества, иерархии этнических групп: старший брат, младший брат, главные народы и вспомогательные". По мнению эксперта, судя по изменениям, которые внесены в текст новой политики, Россия движется именно в направлении иерархизации этнического общества.

Сергей Арутюнов, известный этнолог, доктор исторических наук оценивает этот документ как усиление и так достаточно сильных унитаристских тенденций в российском обществе. По его словам, "всячески уничтожается или принижается идея федерализма вместо того, чтобы строить действительно федерализм, который реально только и может быть путем нашего развития — строится все больше и больше унитаризм. Это тупиковый путь — ни к чему хорошему он не приведет".

Как пишет "Коммерсант" в новую редакцию включены положения о "государствообразующей роли русского народа" и "цивилизационном культурном коде". "Российское государство складывалось как единение народов, системообразующим ядром которого исторически выступал русский народ, — говорится в новом документе. — Объединяет современное российское общество единый культурный (цивилизационный) код, основанный на сохранении и развитии русской культуры и языка, историко-культурного наследия всех народов России".

Эмиль Паин заметил, что "за это боролись несколько поколений русских националистов, прокремлевские и антикремлевские, все они объединялись одним — предать русскому народу статус государствообразующего — и за эту идею они сидели по 282 статье. По-мнению эксперта, "власть долго крепилась, отказывалась от сдвига в эту сторону, но постепенно сдалась, причем еще до того, как была сверстана новая редакция стратегии госнацполитики — в 2017 году, когда были приняты решения об отмене обязательного изучения государственных языков республик российской федерации. И единственным обязательным языком остался русский язык — движение в эту сторону было сделано. Уже тогда были массовые недовольства во многих республиках, в поволжских, например, там, где соотношении населения 50 на 50". Эмиль Паин уверен, что этими недовольствами не стоило пренебрегать, они еще могут оказаться значимыми.

В свою очередь, Сергей Арутюнов считает, что новая стратегия государственной национальной политики может стать "основанием для роста русского великодержавного шовинизма, для каких-то преференций, смазывания принципа равноправия народов России". По словам эксперта, это зависит от реальных исполнителей и опасность этого велика.

Напомним, в интервью "Idel.Реалии" ряд западных экспертов по России прогнозировали превращение федеративного государства в унитарное. Но с учетом того, что унификация регионов, как признавались эксперты, будет бить прежде всего по республиканским элитам, последние могут ответить, но, как считает политолог Дмитрий Орешкин, делать они это будут скрытно, говоря обратное.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG