Ссылки для упрощенного доступа

Сегрегация по-казански: власть развеивает иллюзию доступности


На днях казанцы заметили исчезновение обоих лифтов, целых пять лет украшавших надземный переход на остановке Чишмяле. Именно украшавших — поскольку никакой функциональной нагрузки они не несли, но зато наглядно олицетворяли успехи Татарстана в области обеспечения свободного передвижения по городу инвалидов и представителей других "маломобильных групп", когда в город приезжали очередные высокие гости. Те казанцы, для кого эти подъёмники формально предназначались, даже не сильно расстроились из-за исчезновения —поскольку работающими за всё время эксплуатации перехода лифты не видели ни разу.

Зияющие дыры заделаны листами профнастила. К каждому листу прикреплено по табличке "Проход воспрещен". Куда делись подъемники, неясно. Как и то, на время их демонтировали или уже навсегда. Никаких аншлагов, разъясняющих ситуацию, на месте обнаружить не удалось.

Переход расположен в важном месте: с одной стороны трассы —густонаселенный микрорайон, с другой, прямо напротив сооружения — инфекционная больница и вход в Горкинско-Ометьевский лесопарк. То есть, тем, кто лишен возможности передвигаться на своих двоих, придётся сделать солидный крюк. Расстояние до ближайшей "зебры", на пересечении проспекта Победы улицей Ломжинской — полкилометра.

— Это сегрегация, другого слова у меня нет, — возмущается координатор инициативной группы Город без преград Искандер Ясавеев. — Для городских властей принципом должно быть следующее: если в подземном или надземном переходе нет лифта или пандуса, отвечающего требованиям доступности, или лифт не работает, то в этом месте должен быть восстановлен или обустроен наземный переход, зебра со светофором. Точка.

Артём Исаев, передвигающийся в инвалидной коляске, настроен менее категорично. За все пять лет существования перехода на остановке Чишмяле — этот объект, как и многие другие надземные переходы в Казани, был сдан к Универсиаде — Исаев так и не смог вспомнить ни одного дня, когда лифты здесь работали. Людям с инвалидностью всегда приходилось пользоваться объездными путями, чтобы попасть в больницу и парк. При этом обустройство наземного перехода на этом участке проспекта Победы, по мнению нашего собеседника, огромные пробки, а механизмы подъёмников ещё могут послужить общему благу.

— Возможно, в демонтированных лифтах остались рабочие детали, - надеется Артём. — и с их помощью можно будет доукомплектовать подъёмник на станции метро "проспект Победы", который в этом году начал барахлить.

При этом Исаев отмечает, что ситуация типична для казанских переходов, сданных по программе "Доступная среда" — в большинстве из них подъёмники работают крайне редко или не работают вовсе. Правда, по мнению Артёма, свою лепту в это вносят и вандалы.

Тему вандалов охотно поддерживают и в казанском исполкоме — в тех случаях, когда всё-таки вынуждены комментировать ситуацию с состоянием переходов. Кроме вандалов, виновны в поломках, по мнению чиновников, казанцы, неправильно эксплуатирующие хрупкое оборудование, и... холода. Нет, даже не крепкие крещенские морозы под минус тридцать. Оказывается, для выведения подъёмника из строя достаточно, чтобы температура опустилась всего лишь ниже восьми градусов по Цельсию.

Остаётся неясным лишь, почему все эти "подводные камни" невозможно было предвидеть с самого начала, ещё до того, как на объекты "Доступной среды" были израсходованы сотни миллионов рублей. Правда, учитывая тот факт, что в Казани редкое наступление зимы обходится без заносов и дорожно-транспортных коллапсов, горожане уже давно пришли к единому мнению, что зима в третью столицу всегда приходит исключительно внезапно, а не по календарю. Очевидно, и вандалы в городе случаются стихийно, набегами, и казанцы чиновникам достались абсолютно необучаемые — оказались не в состоянии усвоить даже простую последовательность нажатия кнопок.

К слову, в 2017-м "Idel.Реалии" вместе с координаторами "Доступной среды" инспектировали подъёмники в казанских переходах. Но хотя дело происходило в тёплое время года, а кнопки и механизмы подъёмников выглядели нетронутыми, от злоключений нас это не спасло. Так, например, Искандер Ясавеев оказался заблокирован в неработающем подъёмнике надземного перехода на улице Зорге. Ему потребовалось приложить значительные физические усилия, чтобы выбраться наружу. У инвалида-колясочника выбраться самостоятельно не было бы ни единого шанса (о состоянии подъёмников в казанских переходах речь в видеоролике идёт, начиная с 2 минут 20 секунд):

Инвалид-колясочник тестирует казанский электротранспорт
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:03:59 0:00

Координаторы неоднократно обращали на эту и многие другие проблемы доступности внимание чиновников казанского исполкома. Вот только отвечал на их обращения город почему-то всё реже и реже. Теперь, по мнению Искандера Ясавеева, мы можем наблюдать, что реакция на многочисленную критику всё-таки последовала. Но совсем не та, на которую рассчитывали горожане. И прежде всего —представители маломобильных групп.

— Городские власти действуют по принципу "Нет лифта —нет проблемы", скрывая собственную некомпетентность или воровство, — считает координатор. — Миллионы рублей тратятся и распиливаются при установке лифтов, которые не работают, а затем их просто-напросто демонтируют.

По версии Ясавеева, демонтаж может свидетельствовать о том, что властям окончательно надоела критика со стороны казанцев, портящих картину благополучия:

"Иллюзия почему-то не устраивает горожан. Они вместо того, чтобы молчать, зачем-то снимают неработающие лифты, пишут об этом в сетях, сообщают журналистам..."

Теперь, получается, власти решили избавиться от лишних иллюзий.

P.S. Надеясь на то, что это всё-таки не так, "Idel.Реалии" отправили запрос с просьбой прокомментировать ситуацию в казанский исполком.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG