Ссылки для упрощенного доступа

Фонд Тимура Исламова "разоблачил" эксперт по духовному потенциалу сельского учителя


В 2018 году Фонд Тимура Исламова — одна из немногих НКО в Татарстане, занимающихся профилактикой ВИЧ, — был признан Управлением Министерства юстиции России по Республике Татарстан иностранным агентом. Формально татарстанское управление минюста опиралось в своём решении на "исследование", которое провёл по его заказу кандидат социологических наук Ленар Галиев. Эта ситуация хорошо высвечивает, каким образом и на основании чего независимые от российских властей НКО признаются иноагентами.

Как следует из акта проверки, Ленар Галиев обнаружил, что деятельность Фонда Тимура Исламова соответствует признакам политической деятельности. Вот только в списке научных публикаций "эксперта" нет ни одной работы о политике и политической деятельности.

Вопрос, который возникает неизбежно: кто является "экспертом" для правоприменительных органов?

Его кандидатская диссертация называется "Духовный потенциал сельского учителя и факторы его совершенствования", а статьи в малоизвестных научных журналах посвящены стилю руководства директора школы и квалификационным требованиям к нему, финансированию социальной сферы, управлению изменениями в школьном образовании и т. п. Тем не менее именно к Ленару Галиеву, и.о. проректора по дополнительному образованию Набережночелнинского государственного педагогического университета, по квалификации — учителю историю, обратилось управление минюста. Вопрос, который возникает неизбежно: кто является "экспертом" для правоприменительных органов?

Несколько лет назад на кафедре социологии Казанского федерального университета работник прокуратуры опрашивал мою коллегу о том, являются ли сотрудники ФСБ социальной группой. Это было частью проверки, не соответствуют ли действия одного из граждан статье 282 "Возбуждение ненависти либо вражды…" Уголовного кодекса. Коллега, отвечая на вопросы прокурорского работника, внятно и аргументированно объяснила ему, что сотрудники ФСБ — это профессиональная, а не социальная группа, с чем он и ушёл.

Однако если бы правоприменительные органы были заинтересованы в преследовании, они легко нашли бы "эксперта" со степенью кандидата социологических наук, который дал бы необходимое им заключение. Как доктор наук и в прошлом — член диссертационного совета, могу уверенно утверждать, что учёные степени, присуждавшиеся большинством российских диссертационных советов по социологии, свидетельствуют не о вкладе их обладателей в развитие науки, а об успешном прохождении по длинному коридору формальных требований и ритуальных практик. Эксперт в какой-либо области, если использовать это слово без кавычек, и доктор/кандидат наук в этой же области — далеко не одно и то же.

Но главное, на мой взгляд, заключается не в том, что Ленар Галиев никогда не изучал, судя по его научным работам, политику и политическое. Даже если бы он был известен как исследователь идей Макса Вебера или Карла Шмитта, обращение к нему как к эксперту могло бы привести к тем же результатам.

Политическая деятельность в "законе об иностранных агентах" определяется таким образом, что любое критическое высказывание о действиях властей может быть расценено как соответствующее такому определению:

"Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях."

Для того, чтобы объявить какую-либо НКО с зарубежным финансированием иноагентом, достаточно найти публичное высказывание её руководителя или сотрудников об ошибках или бездействии властей и подыскать "эксперта", который напишет заключение, что это формирование общественного мнения, а значит, "политическая деятельность". Именно это произошло в случае с Фондом Тимура Исламова.

Тимур Исламов
Тимур Исламов

Как быть НКО, которые получают иностранное финансирование на сопротивление эпидемии ВИЧ в России, оказывают помощь людям, затронутым эпидемией, и в то же время видят промахи властей в этой области? Например, видят отсутствие профилактики со стороны государственных учреждений здравоохранения? Молчать? Если молчать, то эти учреждения будут по-прежнему бездействовать. Если говорить вслух, то НКО объявят иностранным агентом.

При этом альтернативы иностранному финансированию для НКО, которые решают проблемы, связанные с ВИЧ/СПИДом, как правило, нет. В исследовании ВИЧ-активизма, проведённого Центром молодёжных исследований НИУ ВШЭ, все опрошенные представители татарстанских НКО говорили об отсутствии или очень небольшом финансировании со стороны государства:

Тот охват, который мы делаем, ну это так уж чуть-чуть… Реально у нас бюджет… очень маленькой локальной организации… Глобальный фонд уйдёт в декабре, и у нас вообще финансирования не останется (Руслан, здесь и далее — псевдонимы).

Мы всегда были на грани выживания. Мы и сейчас особо не можем расслабиться, безусловно, у нас первично какие-то закрыты, но хочется как-то дальше расти, какие-то раздаточные материалы, профилактические… нужно всё время все эти материалы. Не можем купить, не можем, потому что, к сожалению, бюджет не позволяет. В год нам, например, то есть, просто поддерживать, просто поддерживать то, что там есть, персонал, в год нам нужно минимум три с половиной миллиона, это минимум (Марат).

Во всех известных мне случаях признания НКО иностранными агентами это были общественные организации, которые решали важные социальные проблемы в России: помогали людям, оказавшимся в трудной ситуации, проводили исследования, издавали книги, занимались информированием, просвещением и профилактикой. Это Фонд Андрея Рылькова, Центр независимых социологических исследований, Центр социальной политики и гендерных исследований, Левада-центр, "Социум", "Выбор", Фонд Тимура Исламова, Центр социально-информационных инициатив "Действие" и другие.

Российские власти, сами не решающие множество социальных проблем, уничтожают с помощью "экспертов" независимые общественные организации, которые пытаются минимизировать последствия ошибочной государственной политики в ряде областей. Как далеки эти действия от путинской риторики о прорыве, прыжке в новый технологический уклад, без которого "у страны нет будущего", о здравоохранении, образовании, науке, человеческом капитале, без которых "никакой прорыв вообще невозможен".

В тексте использованы материалы исследовательского проекта "Promoting Youth Involvement and Social Engagement: Opportunities and challenges for "conflicted" young people across Europe (PROMISE)", осуществляемого по программе исследований и инноваций Европейской комиссии ГОРИЗОНТ 2020. В России проект реализуется Центром молодёжных исследований НИУ "Высшая школа экономики" (Санкт-Петербург).

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим то, о чем другие вынуждены молчать.​

XS
SM
MD
LG