Ссылки для упрощенного доступа

Получить "черную метку"


По официальным данным, за 11 месяцев 2018 года в Татарстане в ходе "профилактических медицинских осмотров" были проверены почти 32 тысячи учащихся. Количество выявленных наркопотребителей составило всего два человека (1 — ученик школы № 18 Набережных Челнов, еще один — учащийся УНСПО в Нижнекамске). Насколько это эффективно?

Сами чиновники признают, что "с учетом широкого спектра синтетических наркотиков (в настоящее время их более 100 видов), преобладающих в незаконном обороте, применение тестов, не чувствительных к ним, не дает объективной картины".

Так, Республиканская комиссия по делам несовершеннолетних рекомендовала Минздраву Татарстана — в рамках финансирования по подпрограмме "Профилактика наркомании среди населения РТ на 2014-2020 годы" — приобрести в 2019 году тесты, способные определить более широкий перечень синтетических наркотиков.

Татарстан является чуть ли не единственным регионом в России, где с 2006 года регулярно проводится наркотестирование среди школьников и студентов.

Казанские правозащитники с самого начала заявляли, что принуждение учащихся проходить эту процедуру является нарушением федерального законодательства. Они отмечали, что к тому же тестирование не может выявить наркозависимость у парня/девушки, а только может определить, употреблял ли тот наркотики за короткий период времени до проверки.

А если речь идет о человеке, который по состоянию здоровья вынужден принимать лекарства с кодеином? Они-то как раз, не употребляющие наркотики и добровольно решившие "провериться", первыми и попадутся. С учетом того, что в нашей стране врачебная тайна зачастую понятие довольное условное, уже на следующий день результаты наркотестирования могут стать достоянием всего класса или группы, и конкретный учащийся получит "черную метку" и станет изгоем.

В связи с этим еще 10 с лишним лет назад правозащитники предлагали уйти от сплошной проверки учеников и студентов и путем, например, психологических тестов выявлять возможных наркопотребителей и уже с ними проводить работу.

Есть и такое понятие как чувство собственного достоинства, его надо уважать

В ответ в августе 2007 года тогдашний президент республики Минтимер Шаймиев на заседании Совета безопасности заявил, что таким образом "можно дойти до абсурда и полностью отказаться от государственной системы здравоохранения". "Их позиция такова: не дотрагивайтесь до наркомана, потому что это будет нарушением прав человека". При этом его подчиненные констатировали низкую эффективность тестирования за полтора года кампании — всего 0,3%.

В 2008 году Татарстан "прославился" на всю страну с историей о казанском студенте Михаиле Киндере. Второкурсника-отличника, сдавшего все зачеты, отказывались допускать до летних экзаменов из-за того, что он отказался сдавать тест на наркотики.

Только после обращения Киндера в суд руководство университета признало, что наркотестирование — дело сугубо добровольное.

Однако уже осенью того же года глава Татарстана Минтимер Шаймиев на заседании Президиума Госсовета РФ призвал ввести в стране обязательное наркотестирование учащихся. Тогда Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин отметил, что все нужно делать в рамках конституционного поля.

"Существует такое понятие как презумпция невиновности, и она должна быть соблюдена, — сказал омбудсмэн. — Есть некоторые особенно чувствительные категории, которые должны быть проверены. Но есть и такое понятие как чувство собственного достоинства, его надо уважать".

После этого республиканские власти перестали педалировать тему обязательного наркотестирования на федеральном уровне, но продолжили проводить кампанию внутри региона. В 2013 году президент Рустам Минниханов посоветовал ректорам вузов исключать "свободолюбивых" студентов, которые игнорируют тестирование. При этом из 129 тысяч школьников и студентов, подвергшихся проверке годом ранее, "засветились" лишь 0,086%.

В 2015 году на заседании Антинаркотической комиссии Татарстана было озвучено, что с 2006 года в регионе проверили свыше 1 миллиона человек (школьники, студенты, призывники), из которых выявили 1282 наркопотребителя. При этом основная часть "попавшихся" приходилась на лиц призывного возраста.

Через год премьер-министр республики Ильдар Халиков раскритиковал антинаркотическую работу чиновников. "Если в классе 32 человека, а прошли проверку 28, то о чем это говорит? Какая же это проверка и вообще для чего она проводилась? Это неправильный подход", — заявил Халиков. Он также, как ранее Шаймиев и Минниханов, потребовал обеспечить 100-процентный охват, а "иначе это будет не тестирование, а профанация".

В 2017 году президент России Владимир Путин подписал закон о тестировании учащихся на употребление наркотических средств. Процедура осталась добровольной. Если речь идет о подростке до 14 лет, то письменное согласие на тестирование должен дать один из родителей. А если подростку исполнилось 15 лет, то решение принимает он сам.

Тестирование состоит из двух этапов: первый — социально-психологический, когда учащиеся должны ответить на вопросы в анкете, а второй состоит из медицинского осмотра на предмет употребления наркотиков.

Кстати, именно такой алгоритм действий рекомендован Республиканской комиссией по делам несовершеннолетних для Минобрнауки Татарстана. А именно — "по итогам социально-психологических исследований запланировать проведение медицинских осмотров в наиболее наркопораженных учебных заведениях".

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим то, о чем другие вынуждены молчать.​

XS
SM
MD
LG