Ссылки для упрощенного доступа

"Приоритеты власти — ракеты и война, но точно не демография!"


Юлия Соколова
Юлия Соколова

Молодые тольяттинцы возмущены тем, что в городе перестала работать Федеральная целевая программа (ФЦП) "Молодая семья". "Обязательств гарантийных не приняли перед нуждающимися. 2648 тольяттинских семей в ближайшие три года утратят право на получение сертификата по достижению 36-летнего возраста. Это половина списка очередников. Простояв семь-восемь лет в очереди, семьи остаются наедине со своими ипотеками и на съёмных квартирах", — пишут члены сообщества "Молодая семья" в соцсети "ВКонтакте". Его активисты организовали сбор подписей в поддержку инициативы депутатов ГосДумы Тамары Плетневой и Дмитрия Савельева об утверждении законопроекта "О гарантии прав молодых семей" в рамках ФПЦ "Жилище". Сотни тольяттинцев поставили подписи в поддержку этой инициативы.

Много знаю семей, которым пришлось развестись из-за того, что одному из супругов исполняется 36 лет. Люди пошли на фиктивный развод ради того, чтобы остаться в нацпрограмме и получить жильё.

"Мы понимаем, что только мы сами можем добиться для себя достойных условий жизни. На власти уповать не приходится", — рассказала "Idel.Реалии" жительница Тольятти Юлия Соколова. 1 марта ей исполнилось тридцать шесть лет и она выбыла из участников программы "Молодая семья".

В семье Юлии два человека: она и её одиннадцатилетний сын Максим. В апреле 2012 года семью Соколовых по госпрограмме "Молодой семье — доступное жилье" признали нуждающейся в улучшении жилищных условий. И поставили в очередь под номером 4049. Тогда Юлия была замужем, но в 2014 году развелась с мужем, оставшись вдвоём с сыном в госпрограмме. Сейчас женщина живёт в квартире своих родителей. Занимая с сыном одну комнату. С 2001 года Юлия работает на АВТОВАЗе водителем-испытателем.

Юлия Соколова с сыном Максимом
Юлия Соколова с сыном Максимом

"Бюджет моей семьи небольшой. Мне приходится работать сверхурочно и по выходным, чтобы обеспечить сына и себя. Так как отец моего ребёнка после развода не платил, да и до сих пор не платит алименты", — говорит Юлия.

Женщина рассказала, что количество сертификатов, выданных жителям Тольятти по программе "Молодой семье — доступное жилье" год от года уменьшалось: в 2011 году было 1333 сертификата, в 2012-м — 1313, в 2013-м — 1174, в 2014-м — 721, в 2015-м — 754, в 2016-м — 320, в 2017-м — 143, в 2018-м — 123.

"В 2019 году выдано 96 сертификатов только многодетным семьям. А этих семей в очереди на 2019 год стояло 133. Понятно, что количества жилья по госпрограмме не хватает даже на многодетные семьи. Одновременно увеличивалось количество выбывающих семей из программы по достижению 36-летнего возраста. В 2011-м выбыло всего пять семей. В 2012-м — 66, в 2013-м — 134, в 2014-м — 135, в 2015-м — 138, в 2016-м — 229, в 2017-м — 370, в 2018-м — 537. По информации заместителя руководителя департамента по жилищным вопросам мэрии Тольятти Светланы Клюшиной, в этом году из госпрограммы исключат примерно 800 тольяттинцев, достигших тридцатишестилетия. В том числе, и мою семью", — продолжает рассказ Юлия.

Надеясь, что после Чемпионата мира по футболу 2018 года финансирование нацпрограммы возобновится на уровне 2011-2013 годов, Юлия в апреле прошлого года купила в ипотеку однокомнатную квартиру. Ипотека вышла недешёвой: на 15 лет под 9,4% годовых с ежемесячным платежом 12 тысяч 200 рублей.

"На сегодня мой номер в очереди по госпрограмме по получению жилья — 482. При этом очередь начала увеличиваться ,а не уменьшаться", — рассказывает Юлия.

Вообще Тольятти раньше считался молодёжным городом. Но за последние годы произошёл и происходит большой отток молодёжи.

— Вот как изменялась нумерация в очереди моей семьи за последние годы. В 2015 году мы были 1900-е, в 2016-м — 775-е, в 2017-м — 516-е, в 2018-м — 408-е, в 2019-м — 482-е. Эти цифры я получила в письменном ответе от администрации Тольятти. Вообще Тольятти раньше считался молодёжным городом. Но за последние годы произошёл и происходит большой отток молодёжи. Кто едет в Москву, кто в Санкт-Петербург, Самару и далее. У меня очень много друзей и знакомых уже уехали из Тольятти, а многие хотят и собираются уезжать. Кроме меня, очень много семей моих друзей и знакомых стоят в очереди в госпрограмме по выделению молодым семьям жилья и не знают: дождутся или нет своих жилищных сертификатов. С 2017 года принят закон, по которому стали ставить в очередь в госпрограмму семьи, в которых трое и более детей. Я, конечно, всё понимаю. Но мы тоже нуждаемся в обещанной помощи от государства в виде сертификатов и рассчитываем на неё до сих пор. Знаю, что в Тольятти есть, например, семьи, которые специально рожают третьего ребёнка, чтобы получить этот сертификат. Может, это и выход в сложившейся сейчас ситуации в Тольятти, но для многих семей это просто неосуществимо. Некоторые семьи родили одного или двух детей и больше не могут по медицинским показаниям. Много знаю семей, которым пришлось развестись из-за того, что одному из супругов исполняется 36 лет. Люди пошли на фиктивный развод ради того, чтобы остаться в нацпрограмме и получить жильё. А многие... как я, например, не могут выйти замуж. Моему гражданскому муже уже 38 лет и мы сейчас ждём ребёнка.

Я считаю, что в Тольятти крайне тяжелая ситуация и по госпрограмме "Молодая семья" и по многим, якобы анонсированным чиновниками в поддержку населения — тоже. Если бы в Тольятти выдавали каждый год хотя бы по тысяче сертификатов, как это было в 2013 году, не образовалось бы очереди в шесть тысяч семей. Получается: мы взяли ипотеку в надежде на обещанную помощь от государства, а наше государство нас так и не поддержало. Государство нас обнадёживало: "Вы только возьмите ипотеку , а мы вам поможем в виде сертификата". А на самом деле происходит всё не так, как обещали. Если бы молодые семьи знали, что их так обманут, многие могли бы и не брать ипотеку, а рассчитывали только на самих себя. Или взяли ипотеку без учета метров, предусмотренных к оплате за счёт средств госпрограммы "Молодая семья". Денег для оплаты жилищных сертификатов у государства нет, зато есть деньги на финансирование военных программ в той же Сирии. Выходит, приоритеты власти: ракеты и война, но точно не демография! — заключает Юлия Соколова.

Ксения работает социальным работником. Получает двадцать две тысячи, её муж по профессии обвальщик — тридцать тысяч рублей.

Историю своей семьи рассказала "Idel.Реалии" ещё одна жительница Тольятти — Ксения Еремина. Ей тридцать лет, мужу Денису — двадцать восемь. В семье двое детей: семилетний Данила и трёхлетний Илья. Все восемь лет после свадьбы Еремины вынуждены снимать однушку в Тольятти за восемь тысяч рублей в месяц. Ксения работает социальным работником. Получает двадцать две тысячи, её муж по профессии обвальщик — тридцать тысяч рублей. Большую часть семейного бюджета Еремины тратят на аренду жилья, оплату услуг ЖКХ и покупку еды.

— Тольятти — молодой город, и молодым же семьям трудно приобрести квартиру. Мы думали, государство поможет нам жилищными сертификатами. Оказалось, эта система не налажена. В местный бюджет не поступает то количество денег, необходимое для того, чтобы нацпрограмма работала. Многие чиновники включились в работу, есть небольшой результат. Но только благодаря нашей инициативной группе чиновники сдвинулись с мертвой точки. С начала 2013 года мы признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по программе "Молодая семья". Тогда у нас ещё второй сын Илья не родился. Сейчас мы в очереди 1410-е. Родители нам не помогают, мы сами выживаем, как можем. Многие молодые семьи купили квартиры по ипотеке и ждут сертификатов. А их не выдают, ссылаясь на нехватку средств. Тольяттинской молодёжи очень трудно оплачивать ипотеку по высоким процентам. Может быть, власти наконец, нас услышат? — говорит Ксения Еремина.

Семья Ереминых
Семья Ереминых

27 марта, выступая с ежегодным посланием, губернатор Самарской области Дмитрий Азаров пообещал в рамках нацпроекта выплачивать семьям с тремя и более детьми часть ипотеки в размере 450 тысяч рублей. Глава региона заявил, что в этом году областным правительством планируется предоставить выплаты на улучшение жилищных условий 626 молодым семьям. Более половины нуждающихся в господдержке молодых семей проживают в моногороде Тольятти, — сообщил Азаров:

"У нас всего 11 тысяч таких семей в области заявились, из низ 6250 в Тольятти. Объем поддержки здесь во многом зависит от готовности муниципалитета к софинансированию социальных выплат", — отметил губернатор, раскритиковав мэра Тольятти Сергея Анташева за недостаточную поддержку молодых семей.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим то, о чем другие вынуждены молчать.​

XS
SM
MD
LG