Ссылки для упрощенного доступа

"Мне нравится помогать людям, но кто поможет мне?"


Архивное фото
Архивное фото

В Самаре есть "кузница кадров" среднего медперсонала служб скорой помощи — медицинский колледж имени Нины Ляпиной. Ежегодно профильное учебное заведение выпускает десятки молодых людей, которые решили связать свою жизнь с медициной.

Да насмотрелся своего Доктора Хауса и поступил

Однако даже после четырех лет обучения и получения заветного диплома молодые выпускники, часть из которых успела попрактиковаться в медучреждениях областной столицы или на скорой помощи, предпочитает более спокойную работу или вовсе не приходит в профессию. Так, в настоящее время, по сообщениям министерства здравоохранения Самарской области, в областной столице в круглосуточном режиме работают 56 бригад — вместо положенных 84. В Тольятти и Сызрани дела обстоят еще хуже.

"Idel.Реалии" поговорили с молодым фельдшером одной из самарских подстанций скорой помощи о том, почему он выбрал эту работу, надеется ли он на профессиональный рост и почему люди уходят из медицины. Собеседник попросил не называть его имени и фамилии.

КАК ПРИХОДЯТ В МЕДИЦИНУ

— Как ты пришел в медицину? Почему решил работать на скорой помощи?

На скорой адреналина и вариативности побольше — на одном вызове ты кардиолог, на следующем гинеколог, потом педиатр, затем ты вообще реанимируешь человека, выдирая его с того света

— В медицину я вообще попал совершенно случайно. Изначально после школы поступал в вуз совершенно на другую специальность. Затем что-то переклинило в голове, захотелось заниматься чем-то действительно важным, поэтому выбрал медицину. Но так как всё это произошло в последний момент, когда уже не было времени пересдавать ЕГЭ и поступать в медицинский, я подал документы в медицинский колледж. Еще есть версия, в которую верит мой друг, звучит она так: "Да насмотрелся своего Доктора Хауса и поступил". Учеба в течение 4-х лет, и вот я — свежеиспеченный дипломированный фельдшер. Почему пошел именно на скорую — да потому что особо других вариантов и нет. Как фельдшер я, конечно, мог уехать в село на ФАП (фельдшерско-акушерский пункт — "Idel.Реалии") или устроиться в поликлинику, но в бытность свою студентом я успел поработать в качестве медбрата в стационаре, — в общем, это не мое. Слишком размеренно и спокойно, всё под контролем врача, от тебя особо-то ничего и не зависит. На скорой же адреналина и вариативности побольше — на одном вызове ты кардиолог, на следующем гинеколог, потом педиатр, затем ты вообще реанимируешь человека, выдирая его с того света.

— Что происходит на вызовах? Часто ли людей действительно приходится, как ты говоришь, "выдирать с того света"?

Процентов 80 поступающих к нам вызовов — это поликлинические случаи

— Тут сложно привести какую-то конкретную статистику, дежурство дежурству рознь. Можешь целые сутки вытаскивать людей с того света, а на следующей смене будешь кататься по давлениям и температурам 37,5. Второй случай, конечно, происходит намного чаще, потому что люди забыли, для чего была создана наша служба, даже слово "скорая" в названии им ни о чем не говорит. Я также подозреваю, что люди забыли, что у нас в стране существуют такие замечательные подразделения как поликлиники. Я не говорю, что нужно сидеть до последнего и терпеть свои болячки, но процентов 80 поступающих к нам вызовов — это поликлинические случаи. Винить тоже никого не могу — намного удобнее, когда к тебе приедут на дом, выслушают и окажут помощь, не нужно будет идти к своему участковому терапевту и сидеть в очереди. В общем, для потребителя — сплошная красота и удобство. Часто бывает, что вызывает тебя пациент на какое-нибудь условное повышенное давление, которым он страдает уже несколько дней, спрашиваешь у него, обращался ли в поликлинику? Как вы думаете, какой самый частый ответ? "Нет, не обращался". Чего ждал-то? Непонятно. Но всё же, я хочу напомнить, что скорая помощь оказывает экстренную медицинскую помощь, всегда помните об этом, прежде чем вызвать нас полечить ваш трехдневный запор или больную голову. Возможно, в этот самый момент кто-то действительно в нас нуждается.

ТРУДОВЫЕ БУДНИ СМП

— Как проходит твоя рабочая смена?

— Приходишь на станцию, получаешь всю необходимую аппаратуру, медикаменты. Тебе дают вызов, ты едешь на него, работаешь. Берешь следующий вызов, работаешь. И так до "победного" конца смены. Днем положен один обеденный перерыв на полчаса, с которого часто снимают, так как поступает срочный вызов. Не факт, что он на самом деле окажется срочным. Также есть перерыв на туалет, но в то же время его как бы и нет, потому что вызовов столько, что диспетчера тебя просто не отпустят. Плюс положены два перерыва ночью по полчаса. К концу суточного дежурства по городу "набегает" две-три тысячи вызовов. Поэтому справляемся как можем.

— Чего НЕ должен делать сотрудник СМП на вызове?

— Самое наболевшее — мы не должны надевать бахилы! У нас в технике безопасности так прописано. С другой стороны, если тебе предлагают надеть бахилы, то можно выдохнуть — ничего серьезного на этом вызове не встретишь. Мы также не должны оказывать консультативную помощь, за которой обращается подавляющее большинство пациентов. Мы приезжаем к вам, видим вас первый раз, и, скорее всего, последний в жизни. Мы не знаем, какие таблетки вам подойдут лучше. За всем этим нужно обращаться к своему участковому терапевту, который ведет вас всю вашу жизнь и лучше разбирается в конкретно вашем случае.

О ВЕРЕ В БОГА И ПЕРСПЕКТИВАХ

— Врачи верят в Бога?

— Да как и все остальные люди — кто как. Единственное, что я заметил, что верующих коллег больше в числе более взрослых людей. Сам я скорее агностик.

Сотрудники казанского хосписа о смерти и о надежде
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:08:41 0:00

— Собираешься как-то дальше развиваться в медицине? Или думаешь с возрастом сменить сферу деятельности?

Ты можешь быть заслуженным врачом или фельдшером, отработавшим 30 лет, можешь только начинать свой путь на скорой — зарплата будет примерно одинаковая

— Конкретно в нашей службе карьерной лестницы не существует. Ты можешь быть заслуженным врачом или фельдшером, отработавшим 30 лет, можешь только начинать свой путь на скорой — зарплата будет примерно одинаковая. Есть, конечно, у нас различные надбавки за категории и стаж, но со слов старших коллег, они настолько мизерные, что эти самые старшие коллеги просто перестали получать и подтверждать свои категории. Больше мороки, чем выхлопа. Что касается конкретно меня, единственное, как я могу развиться — это поступить на "вышку" в вуз. Здесь тот же принцип — больше мороки, чем выхлопа. Шесть лет в университете, затем непонятно сколько лет в ординатуре, которую сейчас опять переделывают, и всё ради чего? Зарплаты врача и фельдшера не особо-то и сильно различаются. Мне, конечно, нравится моя работа, мне нравится, что я помогаю людям, но кто поможет мне? Поэтому буду менять род деятельности.

ПОЧЕМУ СКОРАЯ НЕ УСПЕВАЕТ?

— Кто на самом деле виноват, что скорая помощь иногда не успевает приехать вовремя?

— На самом деле, всё не так уж и плохо. У нас каждый вызов получает свою степень срочности, затем диспетчеры распределяют эти вызовы. В общем и целом, на серьезные вызовы приезжаем во время, согласно нормативам, за 20 минут. Другое дело, если вы уже три дня мучаетесь от повышенного давления и на четвертый решили вызвать скорую — тут уж, извините, придется подождать. Напомню, у нас в стране существуют поликлиники, куда вы можете обратиться за помощью. Также хочу отметить, что вызов, поступающий с улицы, получает одну из самых высоких степеней срочности. Но, как правило, чаще всего за таким вызовом кроется безобидный алкоголик или бомж, который перепил и удобно устроился подремать на асфальте. Но вот ему навстречу идет сердобольный человек, видит лежащее тело на земле и думает: "О боже, ему же плохо!" — и тут же вызывает нас. Поэтому я прошу: прежде чем вызвать бригаду, подойдите к этому человеку и хотя бы поинтересуйтесь, нужна ли ему медицинская помощь. Проверьте пульс, дыхание, это может сделать каждый, в школе учат на ОБЖ.

Всё чаще словосочетание "медицинская помощь" стало заменяться "медицинскими услугами", и эта политика продавливается сверху, с министерства

Другое дело, что бригад катастрофически мало. По нормативам министерства здравоохранения РФ, положена одна бригада скорой помощи на десять тысяч населения. Сколько людей проживает в Самаре? Википедия подсказывает, что 1 163 399 человек. Для более удобного счета, округлим до 1 200 000 и получим что в нашем городе должно работать 120 бригад ежесуточно. Знаете, сколько их на самом деле? Судя по том, что пишут в новостях — всего 56. Я, конечно, лично не считал, сколько у нас бригад, но даже с цифрой в 56 бригад это загнули. Вот и сами подумайте, как мы можем везде успевать, если у нас даже половины от положенного числа бригад нет?

— Почему люди уходят из медицины? Дело только в низких зарплатах?

— Не только, но я думаю, что низкие зарплаты — это основополагающий мотив для ухода. Отношение людей к медикам стало потребительским. Я уже говорил о том, что проще вызвать бригаду на дом, чем самому идти в поликлинику. Очень часто сталкиваюсь с возмущением от пациентов, которым отказали в госпитализации: "Как это вы нас домой не отвезете?!" Всё чаще словосочетание "медицинская помощь" стало заменяться "медицинскими услугами", и эта политика продавливается сверху, с министерства. Видели, наверное, что с назначением Михаила Ратманова в каждом медицинском учреждении появился плакат с лозунгом "Пациент — всегда прав"?

Медик в нашей стране — это бесправная корова, которую можно забить, и тебе ничего не будет

Нужно было не стесняться, и оставить эту фразу как есть, не заменяя слово "клиент" каким-то там "пациентом". Я ни на что не намекаю, но если мы оказываем нашим "клиентам" свои "медицинские услуги", то где же наши барские чаевые? Но это всё мелочи, ведь бывает и так, что приезжаешь на вызов и напарываешься на нож или пистолет. Руки ломают, избивают до сотрясения мозга, в лучшем случае. Медик в нашей стране — это бесправная корова, которую можно забить, и тебе ничего не будет. Я и сам в такие ситуации попадал, но я-то хоть постоять за себя могу, а вот женщины, коих в процентном соотношении больше на скорой помощи... Законодательно мы никак не защищены, в отличие от силовых служб. Разговоры о том, чтобы приравнять нападение на медика к нападению на представителя полиции ходят столько, сколько я уже живу, но они так и остаются разговорами.

ОБ ОСНАЩЕНИИ И РАЗОЧАРОВАНИИ

— Всего ли хватает из лекарств и расходных материалов?

— Здесь двоякая ситуация. В общем и целом, всего хватает, но бывают моменты, и очень часто, когда нет определенного препарата на протяжении длительного времени. В конце 2018 года нас вооружили планшетами, куда нам теперь скидывают новый вызов. И в то же время, полностью отсутствовала банальная копеечная "но-шпа". К такому можно относиться только с улыбкой. Было время, когда выдавали 5 пар резиновых перчаток на сутки. На двоих. 5 пар. На сутки. Додумайте сами.

— В каком состоянии сейчас находится автопарк скорой?

— Благодаря новым машинам, которые закупили к прошедшему Чемпионату мира по футболу 2018 года, автопарк более-менее сносный. Совсем гнилые развалюхи вроде бы списали. Года три назад имел удовольствие кататься в "шикарной" "Газельке" с прогнившем полом в салоне. Сейчас такого нет. Но тем не менее, одной партией новых машин сыт не будешь, потому что их мало, а более старые машины скоро перейдут в разряд всё тех же развалюх.

— Не разочаровался в профессии?

— Скорее да, чем нет. Повторяться не буду, уже говорил об этом. Единственное, что хочу отметить, когда оказываешь помощь на действительно "скоропомощном" вызове, спасаешь человека — получаешь ни с чем несравнимое удовольствие.

— Что бы ты предложил, чтобы больше людей шли работать в медицину, на скорую?

— Если честно, то это не я должен об этом думать. Если коротко — вернуть профессии былой престиж, повысить заработные платы, законодательно защитить работников от нападений. Лично мне нравится моя работа, и я, наверное, готов был бы всю жизнь трудиться на скорой, если бы за это достойно платили. Имея в плане заработка то, что есть, я не могу задумывать ни об улучшении жилищных условий, ни, тем более, о семье и детях. При этом ежедневно приходится нести огромную ответственность за жизни и здоровье пациентов. А когда есть возможность даже без высшего образования зарабатывать где-то большую сумму денег, с меньшим риском для здоровья и меньшей ответственностью, невольно задумываешься, нужно ли тебе это "призвание"?..

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG