Ссылки для упрощенного доступа

Патриоты — вне очереди. "Ботаников" в вузах Татарстана потеснят бойцы юнармии


Текущий учебный год в вузах Татарстана вышел на финишную прямую, а следующий обещает стать первым в новой эре высшего образования. При зачислении в студенты кроме традиционных преимуществ для обладателей аттестатов с отличием, победителей олимпиад и успешных спортсменов появится новый бонус. Журналист Марина Юдкевич —об особом бонусе, который называется "патриотизм".

"Участники военно-патриотического общественного движения "Юнармия" уже в этом году получат преимущество при поступлении в гражданские вузы", — сообщает Минобрнауки РТ. Эта привилегия будет осуществляться посредством начисления таким абитуриентам до 10-ти дополнительных баллов к их результатам ЕГЭ. Идея, признают в республиканском министерстве, родилась в Москве, но Татарстан как правофланговый федеральной вертикали одним из первых взял под козырек.

В ведомстве сообщили, что сейчас в республике действуют 1118 юнармейских отрядов, в которых около 20,5 тысячи бойцов. Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение "Юнармия", созданное в 2016 году Минобороны России в рамках указа Владимира Путина, по официальным данным, включает более 380 тысяч участников.

По уставу, такими бойцами "могут быть граждане, достигшие 8 лет".

Разумеется, критики из числа предпочитающих автомату книжку рассуждают, что этот административно-патриотический подъём — неспроста. И то видят в этой молодежи, прямо с детсадовского возраста организованной по военному образцу, богатый потенциал хунвейбинов, то называют эти отряды путинюгендом… Ведь если всё больше российской молодежи выходит на протестные акции, то не изящно ли в таких случаях в помощь взрослому ОМОНу придавать отряды тоже из молодых, но идеологически выдержанных в горниле военизированных сборов!..

Но, объясняют власти, все эти предположения (и особенно — прозвища) суть происки идеологического врага; на самом-то деле юнармейцы — просто молодые патриоты России. Они тянут носки на парадах, разбирают/собирают автомат и учатся его применять — исключительно "в развитие системы нравственных установок личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей"!

В частности, Валентина Терешкова на самой первой церемонии посвящения в юнармейцы конкретизировала: "Я надеюсь, что учеба и практические занятия дадут вам возможность позже присоединиться к российской армии и стать настоящими защитниками нашей Родины".

А фиг вам! По прошествии трех лет концепция проясняется: записные "патриоты" получают право на привилегированное зачисление в вузы — каковое значительным числом абитуриентов воспринимается именно как возможность избавиться от службы в армии. (Другие преимущества высшего образования менее значимы, учитывая, что из выпускников вузов в России работу по специальности находит лишь примерно каждый третий.)

Причем, в отличие от любых других существующих бонусов для абитуриентов — скажем, за победы в научных и спортивных соревнованиях — "бонус патриота" не обусловлен никакими личными достижениями молодого человека (достаточно простого членства в "Юнармии") и никакими особыми обязательствами во время учебы и после получения диплома…

А как ты заставишь современного молодого человека шагать строем?

Так в чем тут, спросите вы, логика? Почему те, кто несколько лет детства и юности посвятил развитию навыка маршировать в ногу и поворачиваться исключительно по команде, должны у дверей в науку обойти тех, кто предпочел учить физику, математику, биологию, языки?..

Ответы несложны. Во-первых, поставлена ведь задача уже в этом году увеличить численность Юнармии до полумиллиона молодых "штыков". А как ты заставишь современного молодого человека шагать строем и тянуться в струнку перед не-пойми-кем, как не обещанием конкретного и ощутимого вознаграждения…

Во-вторых же, в современной вузовской и научной системе — вполне административно-командной, всё дальше отходящей от даже ограниченного демократизма науки советского периода и всё полней воспроизводящей путинскую управленческую "вертикаль", — дисциплинированные "юные бойцы" будут весьма органичны. И уж во всяком случае, для руководства учебных заведений и власти в целом студенты-"патриоты" военного образца куда удобнее и милей, чем организующие петиции в защиту своих прав или ходящие на митинги сторонников Алексея Навального.

…Вообще, определение Салтыкова-Щедрина почти двухсотлетней давности насчет официальных патриотов — "кто смешивает выражение "отечество" с выражением "ваше превосходительство" и даже отдает предпочтение последнему перед первым" — актуально до чрезвычайности. А для простоты "патриотическое" все больше сводится к "военному" — ибо перед лицом воображаемого врага (хотя бы идеологического) споры с "его превосходительством" о желательном направлении развития Отечества выглядят, как минимум, неуместными.

Какие ещё споры в военном строю?! Ать-два на передвижную выставку наших военно-патриотических достижений в Сирии! Через всю страну — в очередь с регулярными поездами, везущими беззаботных пассажиров, — громыхает тяжелый состав трофеев: танк Т-55, бронированный штурмовой автомобиль, самоходный минный трал Aardvark JSFU, "джихад-мобиль" на базе джипа, огнестрельное и холодное оружие… Тут же можно посмотреть на юнармейцев и прикупить военно-патриотический сувенир.

Поезда-выставки с обломками сбитых российских самолетов и вертолетов, со стендами, где миллиардные цифры затрат на военные операции в чужих странах и портреты россиян, убитых далеко от родины во имя загадочных соображений родимой власти, — не будет. Зачем?! Чтобы в юных умах возникли вдруг неуместные раздумья о природе официального патриотизма?..

Впрочем, можно отметить, что особого энтузиазма, связанного с пребыванием в военно-патриотических отрядах, татарстанские юнармейцы и так не проявляют. Единственная группа "Юнармии Татарстана" в соцсетях имеет 430 участников (при официально заявленной численности этой армии в 20,5 тысячи бойцов), максимальное количество лайков — 9. А самые свежие посты выглядят так:

Так что степень здравого смысла юных татарстанцев, вступающих в Юнармию, не следует преуменьшать. Похоже, этот военный патриотизм для большинства из них — не более чем потенциальный социальный лифт. Другие-то кабины не работают или заняты.

Вот, например, глава Агентства инвестиционного развития Татарстана Талия Минуллина давеча на международном форуме то ли пошутила, то ли простодушно пересказала: "Говорят, что Татарстане нет служебных романов. Я спросила: "Почему?" — "У вас же все родственники…". Так вот, хочу сказать, что бытует мнение, что родственники у нас и другие вопросы контролируют. Например, как стать поставщиком крупной компании"…

Да вот хоть самого прокурора Татарстана спросите!

Правда, затем она обратилась к гендиректору "Татнефти" с вопросом, нужно ли быть его родственником, чтобы стать поставщиком, — и Наиль Маганов, к счастью, заверил, что кумовство в Татарстане — это миф, так что всё нормально. Точно так же мог бы ответить и руководитель любой госструктуры. Да вот хоть самого прокурора Татарстана спросите! Ну да, его сын, по данным СМИ, как раз готовится возглавить Казанскую природоохранную прокуратуру… Но это ведь не потому, что будто бы и в федеральных органах, как и в Татарстане, продвигают только своих, — нет, просто он очень способный. И наверняка — патриот.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не совпадает с позицией редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG