Ссылки для упрощенного доступа

Фаза дестабилизации. На восстановление экосистемы Средней Волги могут уйти годы


Потери воды в Куйбышевском водохранилище можно восполнить довольно быстро, но на восстановление экосистемы может уйти до пяти лет. И это при условии, что не будет нового негативного воздействия извне. Об этом "Idel.Реалии" рассказала Нафиса Мингазова, заведующая кафедрой природообустройства и водопользования Института управления, экономики и финансов КФУ, профессор, доктор биологических наук.

Напомним, главным событием этого мая стало резкое обмеление Волги и впадающих в неё рек в ряде регионов Поволжья, включая Татарстан и Ульяновскую область. Уровень воды в Куйбышевском водохранилище достиг критической отметки — чуть выше 50 метров (норма — 53 метра). Воду сбрасывали целенаправленно, но версии, почему это делали, расходятся.

В ФГУ "Средволгаводхоз" со ссылкой на метеорологов заявляют, что воду спускали, чтобы избежать паводка. Однако в Минэкологии РТ называют иные причины: "​Падение уровня воды на реке Волге и Куйбышевском водохранилище, в частности, является последствием аномально высоких температур этой весной, а также попуска воды для сельско- и рыбохозяйственных нужд регионов, расположенных ниже по Волге​". Но какой бы ни была главная причина, Нафиса Мингазова считает, что сейчас необходимо сосредоточиться на ликвидации негативных последствий сброса воды (в том, что полностью их избежать уже не удастся, эколог не сомневается — вопрос, насколько губительными они окажутся).

— Нафиса Мансуровна, столь сильное обмеление Куйбышевского водохранилища —​ беспрецедентная ситуация? Чем оно грозит?

— Это, действительно, редкая ситуация. Чтобы с весны было падение уровня воды на три метра... Подобная ситуация на моей памяти наблюдается второй раз за весну и третий раз вообще. Самый большой спад — на четыре метра — был в 2010 году, когда в результате засухи очень низкий уровень воды был. Помню подобное в 1995 году. В тот период ихтиологи сильно жаловались, что рыба мечется, ищет места нереста, икра перерождается... Потом восполнили. Прекратили сбрасывать воду в большом объеме. Но ущерб ихтиофауне был нанесен колоссальный. С позиции сегодняшнего дня понимаю, что не только ихтиофауне. Многим свойствам экосистемы Куйбышевского водохранилища.

Этот ущерб уже можно как-то оценить в деньгах —​ пусть даже приблизительно?

— Не на всё есть методики расчета и не всё можно измерить в деньгах. Теряются экосистемные функции водохранилища. У водохранилища — это же очень крупный природный объект — есть экосистемные функции. Например, функция очистки воздуха, поскольку это — огромное открытое пространство. Функция обеспечения города качественной питьевой водой... Сейчас они нарушаются. Это никакими методиками не просчитать.

Изучение последствий спуска воды на водохранилищах показывает, что в это время обсыхает мелководье, обсыхают зоны самоочищения... И, соответственно, восполнение этих функций может занять три-пять лет. И то — при отсутствии природных и техногенных источников влияния. То есть, если не будет засухи, не будет новых сбросов... Куйбышевское водохранилище находится на сегодняшний день на этапе относительной стабилизации. Это достаточно старое водохранилище, оно заполнялось в 1956 году, и оно сейчас должно быть на этапе, когда все функции сбалансированы и оно способно само нормально самоочищаться.

Но из-за антропогенного воздействия, из-за вот таких резких сбросов воды и массированного загрязнения оно находится на этапе антропогенной дестабилизации — соответственно, это уже плохо управляемая экосистема. На этой стадии уже трудно спрогнозировать, что будет. Причем негативные последствия еще спрогнозировать можно. А вот благоприятный исход (время, в течение которого произойдёт восстановление экосистемы — "Idel.Реалии") спрогнозировать сложнее.

Несмотря на то, что через какое-то время уровень воды восстановится (так же как он был восстановлен в 1995 году после сброса: в начале лета был очень низкий уровень, а уже к осени — нормальный) надо понимать, что на этом этапе уже нанесен колоссальный урон водохранилищной экосистеме, водному объекту, устьевым участкам рек, малым рекам, впадающим в Куйбышевское водохранилище на территории РТ.

И выражается этот ущерб не в стоимостных единицах, а в том, что уничтожаются компоненты этих систем, высыхают площади мелководья, водно-болотных угодьев, гидробиоценоза, которые участвуют в самоочищении и функционировании качественной воды... Рыба вот. Урожай этого года большей частью будет потерян, потому что сейчас идет нерестовый период. Общество рыболовов беспокоится. Собственно, они первые начали поднимать эту проблему, показывая рыб, мечущихся в заливах на мелководьях... Если лето будет засушливое, вода будет, как в просторечии говорим, цвести синезелёными водорослями.

Естественно, уровень нужно поднимать. Чем дольше водохранилище будет стоят в таких границах, тем сложнее его будет восстанавливать. Это первое. Второе — биотехнические мероприятия. Там, где растительность высохла, надо подсаживать. Там, где качество воды плохое, — [насыщать кислородом,] вплоть до аэрационных установок. Там, где гибель гидробионтов случилась массовая — [производить] подсадку гидробионтов. Подсадку, может, и рыбы придется делать. Понятно, что [новое] поколение погибло. Но и взрослая рыба страдает. Многие болеют, многие погибают, многие не добрались до глубокой воды.

У нас в Республике Татарстан принята программа оздоровления реки Волги. В основном, мероприятия связаны со строительством очистных сооружений. Это очень важно, спору нет. Надо как-то корректировать программу оздоровления реки Волги. [Надо] отказаться от практик застройки. Полностью отказаться от практик гидронамыва. Это же для водных объектов чрезвычайно опасно. Надо вносить изменения в законодательство, направленные на очень бережное отношение к пресным водам.

— В понедельник, 13 мая, появилась новость от министерства экологии Татарстана, что сброс воды через Жигулевский гидроузел наконец-то уменьшен, а уже в первой декаде июня уровень в водохранилище достигнет отметки в 52 метра.

— Мы все потом увидим, что уровень воды восполнился. Но что происходит внутри — это как больной человек гниющий. Внешность и внутреннее состояние — разные вещи. Для экосистем водных это не проходит бесследно.

Водная система — не просто ресурс. Это организм. Желательно помогать, а не рассчитывать, что матушка-природа сама вытянет. Включать в программу оздоровления биотехнические, экореаблитационные мероприятия. А у нас пока под экореабилитационными мероприятиями (восстановление экосистемы) понимают всё, что угодно, только не экореабилитацию.

— Что, например?

— Спрямление русла, канализование русла, очистку русла, дноуглубление, берегоукрепление. Даже гидронамывы, которые чрезвычайный вред наносят, нередко под таким соусом подаются... Мне кажется, что наши контролирующие органы должны просто грудью стоять на защите наших водных объектов, но только не допускать ни одного гидронамыва, потому что это колоссальный ущерб водным ресурсам. Только в тех случаях, когда это жизненно необходимо —например, мост рушится, заповедник в воду сползает — только в этих случаях это как-то оправдано. Но как можно строить жилые кварталы на намытых землях? Это же уничтожение водных объектов!

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG