Ссылки для упрощенного доступа

Семеро "друзей" Хабирова


Андрей Потылицын, политтехнолог (Башкортостан). Фото из личного архива Потылицына
Андрей Потылицын, политтехнолог (Башкортостан). Фото из личного архива Потылицына

На прошлой неделе истек срок сдачи подписей муниципальных депутатов кандидатами на пост главы Башкортостана. Согласно данным ЦИК республики, из одиннадцати выдвинувшихся от политических партий кандидатов десять сумели собрать и сдать необходимое количество подписей. Эксперты предполагают, что всего полноценный статус кандидата могут получить восемь выдвиженцев, что составит абсолютный рекорд на выборах главы региона, начиная с 1993 года. В интервью "Idel.Реалии" уфимский политтехнолог Андрей Потылицын проанализировал ход выдвижения и состав кандидатов на должность главы Башкортостана и оценил роль каждого из них на предстоящих выборах.

— Как в общем можно оценить итоги выдвижения кандидатов?

Я бы разделил для удобства всех выдвинувшихся "претендентов на престол" на несколько категорий. В первую из них поместил бы только одного человека; это, естественно, Радий Хабиров безусловный фаворит выборов. Во второй категории находятся его парламентские спойлеры Юнир Кутлугужин от КПРФ, Иван Сухарев от ЛДПР и Юрий Игнатьев от "Справедливой России". В третьей умеренно-независимые кандидаты, к ней я бы отнес бывшего банкира Рафиса Кадырова. Еще одна категория условно назовем ее "странные кандидаты" блогер Владимир Кобзев, модель сайз-плюс Сания Тимасова, общественница Рамиля Саитова, юрист Зульфия Гайсина, партиец Алексей Молокин. Особняком стоит кандидатура Владимира Барабаша, выдвижения которого никто не ожидал, и который до сих пор является "темной лошадкой". Это очень хаотичный набор и столь же хаотичен набор причин и мотивов их выдвижения. Вообще, пул "соперников" Хабирова сформирован весьма нелепо это какая-то эклектическая мешанина рецептов из 1990-х годов и нелепые импровизации.

Кандидаты на выборах главы Башкортостана

Четверо кандидатов —​ нынешний врио главы региона Радий Хабиров ("Единая Россия"), Юнир Кутлугужин (КПРФ), Иван Сухарев (ЛДПР) и Юрий Игнатьев ("Справедливая Россия") — уже зарегистрированы. На этой неделе ожидается регистрация директора Фонда городских проектов Владимира Барабаша ("Гражданская сила"), банкира Рафиса Кадырова ("Патриоты России"), юриста Зульфии Гайсиной ("Яблоко") и блогера Владимира Кобзева ("Российская партия пенсионеров за социальную справедливость"). По некоторым данным, ЦИК планирует отказать в регистрации модели Сание Тимасовой ("Российская экологическая партия "Зеленые"), общественнице Рамиле Саитовой ("Российская социалистическая партия") и Алексею Молокину ("Партия социальной защиты") из-за недостаточного количества достоверных подписей.

— Что здесь имеется в виду?

Взять, например, кандидатов от парламентских партий, спойлеров "первого ряда". Здесь все делалось по старым рецептам. В КПРФ добились в сговоре с центральным руководством партии, чтобы был выдвинут Кутлугужин, и чтобы на конференции ему не было никакой альтернативы. Побоялись, что любой другой кандидат-коммунист наберет слишком высокий процент, как это было в других регионах или в нашем же регионе на прошлогодних выборах в Госсобрание. Кандидатура Сухарева от ЛДПР заранее была согласована с Жириновским, как это всегда и делалось. Что касается "Справедливой России", то она в этот раз просто обозначает свое участие в главных региональных выборах после долгого отсутствия на них.

Иначе как инспирированным, управляемым из одного центра я этот процесс назвать не могу

Далее "странные кандидаты". Блогер Владимир Кобзев безусловно, проект хабировской команды, заготовка для пользователей башкирской блогосферы, чтобы привлечь их на выборы. Он был выбран как представитель некоей референтной группы, которая, как полагают хабировцы, обладает влиянием на пользователей интернета. Предположение это весьма ошибочно влияние ее довольно невелико даже в Уфе, но даже если это было и так, то выбор самого кандидата все равно был неудачен. Юрист Зульфия Гайсина, выдвинутая "Яблоком", также, по моему убеждению, явно идет на выборы при благожелательном отношении штаба Хабирова. Модель Сания Тимасова, выдвинувшаяся от "зеленых" это вообще несерьезно и не достойно обсуждения. Непонятно, почему не пошла региональный лидер "зеленых", депутат Госсобрания Руфина Шагапова. В региональном отделении заявляют, что Тимасова "была навязана им сверху". Возможно, но скорее похоже на то, что процесс выдвижения спойлеров вышел в какой-то момент из-под контроля штаба Хабирова. Это, кстати, видно на примере неудачной попытки выдвижения от "Партии Роста" еще одного блогера Евгении Куцуевой тут просто "белодомовцы" вовремя вмешались и договорились, что партия не будет никого выдвигать и поддержит на выборах Радия Хабирова.

Из одиннадцати выдвинувшихся десять человек сумели собрать и сдать подписи муниципальных депутатов в свою поддержку. Это выглядит реальным?

Это феноменально много для Башкортостана и выглядит, конечно, неправдоподобным. Управление этим процессом со стороны Белого дома явно присутствовало известно уже из целого ряда источников, что директивы в районы и города собрать местных депутатов в администрациях и предложить им поставить свою подпись за тех или иных кандидатов отдавались. Более того только так это могло и быть. Возьмем эту категорию "странных людей" ни они сами, ни выдвинувшие их партии не могли без поддержки собрать подписи ввиду полного отсутствия у них политического, предвыборного опыта, тем более, в таком сравнительно новом для нашего региона деле как преодоление муниципального фильтра (опыт 2014 года, когда на президентских выборах в республики зарегистрированными кандидатами стали только спойлеры от парламентских партий тут не в счет). Вокруг этих кандидатов ранее не наблюдалось ни опытных штабов, ни команды откуда же они появились? Те кандидаты, которые сами реально собирали подписи, жалуются, что муниципальные депутаты с большим трудом, опасениями и перестраховками шли на это. Вспомните также, как жестко проходил сбор подписей у Раиля Сарбаева, реального соперника Рустэма Хамитова на тех же президентских выборах в 2014 году. Это была настоящая война, со скандалами, угрозами, запугиваниями…

Расширяется круг кандидатов, за счет которых предполагается привлечь на выборы новые слои избирателей

Наконец, чисто арифметически за десятерых кандидатов поставили свои подписи примерно 4700-4800 местных депутатов, всего которых в республике около 10 000. Получается, каждый второй муниципальный депутат поучаствовал в этом. И все прошло "без сучка, без задоринки". Так бывает в нормальной конкурентной борьбе? Нет, иначе как инспирированным, управляемым из одного центра я этот процесс назвать не могу.

Кто в итоге преодолеет фильтр?

На сегодняшний день уже очевидно, что кроме Хабирова и спойлеров первого ряда, будут зарегистрированы и Барабаш, и Кадыров, и Гайсина, и Кобзев. То есть число зарегистрированных кандидатов может достигнуть восьми. Об этой цифре, кстати, обмолвился руководитель администрации главы республики Александр Сидякин, когда он на прошлой неделе транслировал предвыборные установки активу "Единой России".

— Зачем же штабу явного фаворита понадобилось так много спойлеров?

Парламентские же спойлеры — КПРФ, ЛДПР, "Справедливая Россия" — заберут в сумме никак не меньше 20%, а то и больше

По всей видимости в начале июля произошло изменение концепции прежде всего из-за неблагоприятных прогнозов и по явке избирателей в день голосования, и по готовности людей отдать свой голос Хабирову. Явку в его команде ожидают на уровне 50 процентов, что, разумеется, маловато для такого уровня выборов. Такая явка может породить сомнения в легитимности победы фаворита, а она должна быть абсолютной. Для этого и расширяется круг кандидатов, за счет которых предполагается привлечь на выборы новые слои избирателей.

— Но это одновременно уменьшит и процент голосов, поданных персонально за Хабирова.

Конечно, тут он попадает в вилку разнонаправленных предпочтений. Его персональный рейтинг и так в последнее время снижается из-за конфликта с башкирским национальным движением и скандала на Всемирном курултае башкир, из-за фактического провала многих заявленных им программ по реформе пассажирского транспорта, по ремонту подъездов и дворов, и так далее. А тут еще придется отдавать по 1-2% (если не больше) всем спойлерам второго ряда. Парламентские же спойлеры КПРФ, ЛДПР, "Справедливая Россия" заберут в сумме никак не меньше 20%, а то и больше. Хабирову нужно победить при результате не меньше 70%, но математика тут против него. Как, впрочем, и время.

Из каких людей состоит предвыборный штаб Хабирова? Есть ли там привлеченные политтехнологи?

Я назову здесь руководителя его администрации Александра Сидякина, председателя совета директоров агентства "Башинформ" Ростислава Мурзагулова, а также как исполнителей начальника управления администрации по общественно-политическому развитию Урала Кильсенбаева и врио руководителя регионального исполкома "Единой России" Рустема Ахмадинурова. Полагаю, всё. Они сами считают себя "крутыми" политтехнологами, поэтому извне никого привлекать не будут. Кстати, у других кандидатов привлеченных специалистов, по моим данным, тоже нет. Парламентские партии в этом не нуждаются у них есть партийные программы и кураторы из Москвы. У остальных просто нет средств, и опять-таки, они тоже считают себя опытными политтехнологами. Исключение может составить Владимир Барабаш у него и у самого есть предвыборный опыт, и он может привлечь и других специалистов, если пройдет муниципальный фильтр.

— Как полагаете, насколько активно будут в этой кампании использоваться медиаресурсы, в том числе интернет?

Более-менее независимые СМИ, не входящие в "хабировский" пул, — "Про Уфу", "Медиакорсеть", местный "Коммерсант", "Эхо Москвы" в Уфе" будут, надеюсь, просто объективно освещать предвыборную кампанию

Понятно, что на стороне Хабирова будут все государственные и муниципальные СМИ, какие только есть в республике. Мало кто из них будет открыто агитировать за врио, нарушая закон как один раз это уже сделало агентство "Башинформ" но они будут усиленно создавать наиблагоприятнейший фон для Хабирова, неумеренно освещая его повседневную деятельность, ибо в отпуск он не уйдет. Здесь ничего нового не будет. Более-менее независимые СМИ, не входящие в "хабировский" пул, "Про Уфу", "Медиакорсеть", местный "Коммерсант", "Эхо Москвы" в Уфе" будут, надеюсь, просто объективно освещать предвыборную кампанию. Их решено пока оставить в покое. Но если кому-то из них будет сделано из Белого дома определенное предложение скажем, умерить тон или количество критических публикаций, то не поручусь, что этот кто-то его не примет.

А как насчет мобилизации властью "троллей"? Есть ли уже что-то похожее на "Башольгино", которое было при Рустэме Хамитове?

Нет, ничего похожего не появилось. Хабировский штаб, по-видимому, не стал создавать систему активного участия в сетевых процессах (хотя я ожидал такого шага). Это видно по реакциям на негативные публикации про Хабирова и его команду в сети. Его защищают в основном отдельные энтузиасты. В целом, интернет Хабиров проигрывает. Можно сказать, интернета у него нет, но его нет и у других кандидатов. Ни у кого нет.

Но в сети довольно много активных оппонентов и даже открытых противников Хабирова — штаб Навального, активисты башкирского нацдвижения, другие группы и отдельные блогеры. Могут ли они, в свою очередь развернуть эффективную интернет-кампанию против кандидата от "Единой России"?

Да, в сети у Хабирова противников немало. Эти группы, в совокупности мощнее, чем все хабировские доброжелатели. Они влиятельны, популярны, но они никак не объединены, хотя обмен информацией между ними происходит, и чем дальше, тем больше. Но захотят ли (и смогут ли) все они провести эффективную пропагандистскую кампанию против Хабирова вопрос открытый. Будет ли он как-то решен в ходе выборов пока неизвестно.

Ожидается ли какое-то вмешательство в кампанию, пусть даже завуалированное, со стороны российских финансово-промышленных групп?

Ситуация сейчас в стране не та, что была в 2003 или даже в 2014 годах. Радий Хабиров кандидат Путина и поэтому ни один из серьезных игроков среди ФПГ очевидным образом здесь на арену не выйдет. Все они получили указание не вмешиваться. Мы это видим уже по тому, что ни одного серьезного конкурента, способного противостоять Хабирову, не появилось. Это все взаимосвязанные вещи. Конечно, у Хабирова в последнее время возникли трения и с УГМК (владельцем Сибайского карьера), и с Башкирской содовой компанией из-за Шихан, но трения эти не настолько серьезные, чтобы они вдруг выдвинули и поддержали серьезного соперника. Да, мог быть фактор Тимербулата Каримова, но этот вопрос еще зимой был окончательно снят с повестки дня.

— В целом, насколько нынешняя предвыборная ситуация типична для Башкортостана?

Смотря с какой стороны. С одной она не типична, ни для Башкирии, ни для России последних лет, поскольку имеет признаки хаоса и бестолковой импровизации. Никто из выдвинувшихся кандидатов, не только подобранных, но и всех других, к выборам заранее не готовился. Ни у кого из них нет никакой финансовой базы, включая парламентские партии. И вместе с тем эти выборы ни в коей мере нельзя назвать конкурентными вот, в этом ситуация типична для Башкортостана. Они неконкурентные с самого начала, со стартовых условий. И увеличение допущенных кандидатов отнюдь не означает расширения и даже возникновения настоящей конкуренции.

Увеличение допущенных кандидатов отнюдь не означает расширения и даже возникновения настоящей конкуренции

Я бы сказал так: суть нынешних выборов в Башкортостане это постановочный процесс для Москвы. Для Хабирова это экзамен: как он сможет все организовать, чтобы победа осталась абсолютно легитимной в глазах местного населения. Это сделать нелегко Кремль сейчас требует от своих выдвиженцев в губернаторы манипуляций высокого класса, а не банальных вбросов и переписываний протоколов. В этой связи ЦИК России, убежден, будет очень внимательно наблюдать за нашим регионом. И, разумеется, есть и реакция гражданского общества, которое в республике, пусть и слабое, но все же существует.

Бойтесь равнодушия — оно убивает.​ Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG