Ссылки для упрощенного доступа

Сергей Смирнов: "Жить с трэшем плохо, когда этот трэш не меняется"


"Реальные люди 2.0": Сергей Смирнов
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:41:41 0:00

В рамках видеопроекта "Реальные люди 2.0" "Idel.Реалии" побеседовали с главным редактором "Медиазоны" Сергеем Смирновым. Он рассказал, что им движет в его работе, как жить с тем, о чем пишет его издание, а также задумывается ли он об эмиграции. Смирнов также высказал свои идеи об изменении наркотических статей Уголовного кодекса, а также предположил, что дел о неуважении власти через год станет существенно меньше.

КАК ЖИТЬ С ТЕМ, О ЧЕМ ПИШЕТ "МЕДИАЗОНА"?

— Мне трудно говорить за всех, потому что в голову кому-то не залезешь. Одна из наших журналисток Маша Климова ушла из "Медиазоны" со словами "Не могу больше вообще ходить на суды". По большому счету иногда тяжеловато, кажется, что это никому не нужно. Тут же очень важно не только "Страшно. Плохо. Тошнит" и жить с трэшем. Жить с трэшем плохо, когда этот трэш не меняется. Страшно, что ты своими публикациями можешь повлиять на [ситуацию], но не очень сильно. На самом деле, это наиболее тяжелый фактор: ты показываешь на полное беззаконие, демонстрируешь совершенно адские проявления произвола, а это, по сути, ни на что не влияет. Это, наверное, самый тяжелый момент. Кстати, один из частых комментариев к "Медиазоне": "Я вам перевожу донаты, но читать я это не могу".

ЧТО ВАМИ ДВИЖЕТ?

— Мне кажется, сразу несколько факторов. Во-первых, это оказалось кому-то надо. Была бы большая проблема, если бы это было не нужно читателям. Но им это надо, они пишут хорошие отзывы, помогают нам. Во-вторых, у журналистов есть задача фиксировать события. Мы не должны решать проблемы. Нам обидно, конечно, что на какие-то наши публикации не обращают внимание, но мы не должны заниматься решением проблем. Мы, конечно, должны оказывать влияние, но наша задача все-таки в другом — описывать саму ситуацию. В этом плане задача "Медиазоны" — методично продолжать все это описывать. Когда мы стартовали, у меня была такая фантастическая, на мой взгляд, идея: я надеялся, что "Медиазона" своими описаниями судов, уголовных дел сделает немного понятнее будущим историкам картину происходящего в России в середине 2010-х годов.

О СВОЕЙ ПОПУЛЯРНОСТИ

— Основная цель — популяризировать "Медиазону". Я практически никогда не отказываюсь от приглашений, хотя есть проблема: мне очень тяжело, когда ты одним и тем же людям на одних и тех же эфирах говоришь примерно одно и то же. То есть нет какого-то набора дополнительных знаний, который нужно всем донести. Мне кажется, я это сказал уже сто раз. Я также немного подзабросил своей Telegram-канал, потому что мне нечего прибавить и сказать. Почему мы до сих пор пишем? Потому что нас читают. Если бы не читали, я думаю, нам надо было бы закрывать проект. Если меня зовут на какие-то встречи и просят выступить, значит, мы делаем какую-то важную работу.

О СЫНЕ И ЭМИГРАЦИИ

— Конечно, есть опасения и с образованием, и со всем прочим. Меня это, безусловно, беспокоит. Но я и сам здесь живу и не собираюсь уезжать. Мне кажется, любой нормальный человек когда-нибудь задумывался о том, уезжать или нет. Но всерьез, чтобы строить какие-то планы — [такого] у меня не было. Я совершенно адекватно воспринимаю сейчас все происходящее. Единственную возможность эмигрировать я для себя вижу, если будет реальная угроза семье. Пока я такой угрозы не вижу и, надеюсь, ее нет.

Мне кажется, мы слишком демонизируем общество. Лично я уверен, что оно более прогрессивное, чем власть и силовые структуры — особенно в крупных городах. По большому счету у общества есть возможность оказывать давление на государство, потому что ему не нужно прямое столкновение с обществом. Цель государства — сделать так, чтобы недовольные внутри этого общества были маленькой маргинальной группой. Пока это в основном удается, но они же теперь следят за тем, чтобы не было второй "болотки" и больших выступлений. Пока это удается, но наша задача — говорить с обществом и доказывать ему, что эти изменения нужны, и они касаются всех. Это очень пафосно, но я, действительно, так думаю.

УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА В РОССИИ: ТРЕНДЫ

— 282-я статья (возбуждение ненависти или вражды) немного все-таки отошла, и обычным людям теперь не грозит уголовная ответственность за картинки во "ВКонтакте". Это, кстати, большая победа общества. Как и "дело Голунова". К сожалению, пока не удалось оказать давление по общенаркотическим статьям, хотя это огромная проблема — с каждым годом увеличивается процент тех, кто сидит.

Сейчас, к сожалению, заработала статья об оправдании терроризма. Пока это не носит массовый характер, но дела эти есть. Самое известное — это дело псковской журналистки Светланы Прокопьевой — абсолютно чудовищная история. Это такая новая 282-я.

Кроме того, идет бескомпромиссная борьба с коррупцией. Причем я сейчас совершенно не шучу, они считают это борьбой с коррупцией. Она идет по всем направлениям: кучу чиновников пересажали, кучу чиновников еще посадят. Я думаю, будут еще посажены министры и обитатели Рублевки. В целом это, действительно, борьба с коррупцией в том или ином виде. Проблема в другом — коррупция в российском государстве является настолько важной частью, что нет абсолютно здоровых сил, которые могли бы честно и бескомпромиссно с ней бороться. Мы все прекрасно понимаем, что вы выстраивали-выстраивали [систему], а теперь начинаете сами с собой бороться.

ЧТО ДЕЛАТЬ С НАРКОТИЧЕСКИМИ СТАТЬЯМИ?

— Могу только предположить. Это усиление декриминализации за употребление наркотиков. Полностью отмена планов и "палочной системы". И серьезное изменение соотношение хранение / не хранение. Тут нужна гуманизация.

Я думаю, власть на декриминализацию не пойдет. Путин же сказал об этом — все решают его слова. Полицейские все прекрасно услышали, никакого снижения пока не будет, никаких изменений не будет. Они боятся, что Россию захлестнет наркомания — они на полном серьезе так считают. Но я почти уверен, что будет другая тенденция — начнется борьба с подбрасыванием наркотиков. Я думаю, некие признаки этой борьбы уже есть.

О СТАТЬЕ ЗА НЕУВАЖЕНИЕ ВЛАСТИ

— Это классическая история правоприменительной практики в России. Я подозреваю, что кто-то прочитал книгу по 19 веку и узнал, что одной из самых популярных политических статей в то время было оскорбление его императорского величества. Кто-то ходил, бухал в бане и начали обсуждать, что была хорошая статья, все было здорово, может быть, нам что-то подобное вернуть. Решили, что надо с этим что-то делать. Но мы дескать не такие дикие, давайте штрафовать — за хамство надо наказывать. Изначально, я думаю, идея была придумана в защиту Путина, а потом все заработало как обычно. Сейчас Москва еще замучается их одергивать. Все довольно просто — не нужно принимать идиотские инициативы. Я думаю, этих дел станет меньше, еще годик они будут вокруг них бороться, но потом остановятся.

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG