Ссылки для упрощенного доступа

"Возвеличивать завоевателей, когда завоеванные скорбят по павшим – это никак не сближает народы"


12 октября татары-мусульмане традиционно поводят День памяти —​ траур по погибшим защитникам Казани при завоевании Казанского ханства русским царем Иваном Грозным. В этом году впервые за последние 100 лет аналогичное мероприятие решила устроить Казанская епархия. Молебен в память о погибших при покорении Казани православных воинов прошел в тот же день, 12 октября, в возведенном в честь этих воинов храме, по благословению митрополита Феофана. Почему русская церковь выбрала именно эту дату, и почему молебен православных видится попыткой оскорбить память мусульман —​ об этом рассуждает историк Файзельхак Ислаев.

Россия к середине XVI века — это одно из сильнейших государств в регионе. На фоне слабеющей Золотой Орды Российское государство набирается мощи, и к моменту распада Орды окончательно встает на ноги. Покорение Казанского ханства должно было стать показателем силы русского государства. Казань и другие татарские ханства в то время виделись главными врагами России, на них совершались нападения, ханства представляли опасность. К тому же, Казань была богатым регионом, завоевав его, можно было изрядно наживиться. Думаю, русский царь жаждал завладеть наследием Золотой Орды. Есть и идеологическая подоплека — Российское государство ставило перед собой цель распространить христианство на территории мусульманского Казанского ханства. Я считаю, основными причинами покорения Казани были желание завладеть богатствами Казанского ханства, территориями, и, во-вторых, освободить русских пленных, рабов, оказавшихся в руках казанцев после периодически случавшихся нападений.

Что стало причиной поражения Казанского ханства? Первая — это отсутствие единства внутри татарской элиты. Она недооценила опасность положения. Никто не смог предугадать, предвидеть ситуацию, распознать в Московском княжестве большого врага. В итоге это привело к катастрофе.

Примерно такие же настроения можно встретить и сегодня — мол, надоели наши феодалы, а Москва наведет порядок


Здесь был целый комплекс причин. Большую проблему создавало отсутствие единства между элитой и населением. Мне кажется, в той и другой группе существовало мнение: "вот сменится руководство, соединимся с Москвой, покоримся белому царю — будет намного лучше". Примерно такие же настроения можно встретить и сегодня — мол, надоели наши феодалы, а Москва наведет порядок. Это всего лишь пустые надежды. Они и раньше не приводили ни к чему, и сейчас те, кто надеется на Москву, сильно ошибаются. В 1552 году с приходом русских грабеж только усиливается, на население Казанского ханства было возложено еще больше налогов.

Казань уступала Москве в количестве и качестве оружия, военной техники. Так или иначе, Казань пала.

В то же время это не было покорением Казани в полном смысле. Потерпев поражение, потеряв столицу государства, татары все же не сдались. 2 октября 1552 года (по старому календарю) русские ворвались в Казань, но акта капитуляции не было. Уже в декабре на подступах Казани вспыхивают восстания. Это было начало национальной освободительной борьбы татар. Это — начало первой отечественной войны. Сражения не прекращаются вплоть до лета 1557 года.

И тут интересный факт. Башкиры, видя, какая участь настигает не пожелавших покориться татар, в 1557 году сами пришли к ставленнику Грозного в Казани и заявили о своем повиновении. "Преклоненную голову меч не рубит" — таким образом, они старались получить себе какие-то преференции. Более лояльное, приоритетное отношение к башкирам сохраняется и в нынешней политике Москвы.

После уничтожения Казанского ханства в Россию приходит период смуты. Но и в такие времена татары живут с идеей восстановления своего государства.

Захват Казани в 1552-м. Что сегодня об этом думают казанцы?
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:06:58 0:00


История сложная вещь. Татары в отношениях с русским государством проявляли себя по-разному. К примеру, часть татар выступает в защиту Лжедмитрия, но в то же время были и Минин (татарин по происхождению) и Пожарский — они выступали на стороне русского царя. В возведении на трон рода Романовых тоже участвовали татарские мурзы.

Но вернемся в наши дни. В этом году Казанская епархия решила почтить память погибших при завоевании Казани православных воинов. Молебен проходил в храме, возведенном в память погибших при взятии Казани русских воинов. Такое мероприятие проходит впервые за последние 100 лет. И заметьте, для проведения памятного молебна была выбрана не какая-то другая дата, а именно 12 октября — день, когда татары-мусульмане вспоминают своих предков, погибших, защищая Казань от русских завоевателей. Думаю, что русская церковь делает это осознанно, но это — большая ошибка. Возвеличивать завоевателей в день, когда татары-мусульмане скорбят по своим павшим — это никак не сближает две стороны. Многие могут это воспринять как оскорбление. В день нашего траура совершать такие действия, мягко говоря, неправильно.

Да, у каждой из сторон своя истина. Поминать надо, но делать это так, чтобы ни одна из сторон не чувствовала себя оскорбленной. А в условиях, когда татары в этом вопросе находятся в неравном положении, подобное мероприятие со стороны русских оставляет тяжелые ощущения. Татары чувствуют себя униженными, обиженными. И есть, на что обижаться. Завоевателям Казани, русским воинам стоит памятник — храм, и его реставрируют из бюджета Татарстана, который формируется в том числе из налогов татарского населения республики. Но в течение почти 30 лет власти Татарстана так и не смогли организовать установку памятника тем, кто погиб, защищая свою родину, свои земли от завоевателей. Почему такая несправедливость?

Несколько лет назад в Казань приезжал историк, писатель Андрей Николаевич Сахаров. И он спросил у тогда еще мэра Казани Камиля Исхакова — почему не ставите памятник защитникам Казани? То есть, в то время, когда наши чиновники боятся что-то делать, думают, что русские будут недовольны, обидятся, представитель русской интеллигенции заявляет, что памятник нужен, и он послужит символом справедливости. Значит, памятника нет не по вине Москвы. Это вина наших чиновников. Это их трусость и глупость.

Нам хотят сказать, что такой памятник уже есть — мечеть Кул Шариф. Я с этим не согласен. Спасибо Шаймиеву, мечеть была нужна, но она не была построена в память шахидов. Памятник должен быть отдельно. И не в знак противопоставления кому-то или чему-то. Во всем мире существует традиция почитать павших в войнах, защитников, и ставить знаки памяти. Кому помешает памятник защитникам Казани, кто проиграет от его установления? Наоборот, он стал бы символом силы и стойкости татарского народа — даже после потери государственности, через такие трагические страницы истории татары смогли сохранить свой язык, культуру, религию. Татары среди тех народов, которые смогли сохраниться и воссоздать себя как нацию.

Русская церковь ведет себя в Казани по-хозяйски, ощущая мощную поддержку от государства. Хотя религия отделена от государства, очевидно, что сегодня русская церковь является неотъемлемой его частью. Патриархи не слезают с экранов телевизоров, а мусульманские лидеры появляются в них максимум два раза в год, и то на несколько минут. Лидеры русской церкви по факту находятся в статусе министров.

К сожалению, нам остается с тоской вспоминать митрополита Анастасия. Он знал, что в вопросе взаимоотношений двух наций провокации не допустимы. В день скорби по погибшим защитникам Казани вспоминать молитвой тех, от чьих рук они и погибли — это никак не может служить укреплению межнациональных, межконфессиональных отношений. Это выглядит так, будто нам хотят сказать — мы еще здесь, мы — завоеватели, победители, не забывайте.

Жаль, в то время, когда русская церковь в Казани строит церкви, христианские гимназии, наши муфтии, имамы действуют очень осторожно. Проявляют толерантность.

День памяти за последние десять лет полностью вытеснен с центра города. Раньше он проходил на Площади Cвободы, теперь — где-то в стороне от глаз, в парке Тинчурина. Это издевательское отношение к исторической дате. Пока наше руководство боится, русская церковь по два раза в год проводит крестные ходы.

Все колонизированные когда-то народы получили независимость. Все, кроме татар. Татары так и не смогли добиться для себя свободы. Хотя каждый народ рожден быть свободным, свобода — это дар от Всевышнего Аллаха, и каждая нация имеет право сама по своему усмотрению строить свою собственную жизнь.

Файзельхак Ислаев
доктор исторических наук
профессор

Оригинал публикации: Радио Азатлык

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", может не совпадать с позицией редакции.

Бойтесь равнодушия — оно убивает.​ Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG