Ссылки для упрощенного доступа

Переборщила с давлением


Марш за независимость Каталонии
Марш за независимость Каталонии

Об исторических предпосылках к тому, что сейчас происходит в Каталонии, рассказал специально для "Idel.Реалии" обозреватель Камиль Галеев.

Каталония — регион с сильной исторической тягой к независимости, которую ее жители несколько раз пытались восстановить. Раньше, в старой габсбургской Испании, Каталония пользовалась значительными привилегиями и автономией. Короли Испании должны были приносить присягу на верность Каталонской Конституции. Со своей стороны, и каталонцы приносили присягу на верность испанским королям. Звучала эта клятва так:

"Мы, которые не хуже тебя, клянемся тебе, который не лучше нас, признавать тебя в качестве нашего короля и суверена, при условии, что ты будешь соблюдать все наши права и свободы, но если нет, то нет".

Трудно представить себе формулировку, которая бы лучше выражала традиционное каталонское отношение к власти, так сильно отличающееся от настроений централизованной и деспотической по своей сути Кастилии.

По мере укрепления испанского абсолютизма ее короли все усиливали наступление на привилегии Каталонии и пытались заставить последнюю финансировать имперские войны. Во время Тридцатилетней войны это привело к тому, что Каталония провозгласила независимость и объявила себя республикой.

Примерно в это же время похожий трюк провернула и Португалия, тоже решив отделиться от Испании. Но если у португальцев все получилось, то каталонцы не только не смогли отстоять свою свободу, но и потеряли северную часть своей страны — Руссильон, которая отошла к Франции и подверглась жесткой ассимиляторской политике.

В начале XVIII в. Каталония выбрала не ту сторону в Войне за Испанское наследство, поддержав австрийскую, а не французскую династию, и подверглась полному разгрому, после чего была фактически превращена в кастильскую провинцию. Кортесы, парламент региона, были распущены, законы провинции отменены и заменены кастильскими, "самыми лучшими на свете" по выражению тогдашнего короля. Понятно почему он считал кастильские законы лучше: потому что они содержали гораздо меньше сдержек и противовесов против королевского абсолютизма.

В XIX в. Каталония долго и упорно воевала за свою автономию на стороне карлистов (сторонников старшей ветви династии Бурбонов), обещавших восстановить древние привилегии региона, попранные после Войны за Испанское наследство. Карлисты проиграли и Каталония так и осталась бесправной и порабощенной.

Последняя попытка восстановления независимости страны пришлась на Гражданскую войну в Испании. Она была подавлена войсками Франко, а активисты каталонского национального движения — уничтожены физически.

После падения диктатуры Франко Каталония наконец сумела вернуть себе часть былого. Политика принудительной кастилизации была свернута, автономия региона восстановлена. К тому же на эти годы пришлось испанское экономическое чудо и резкий подъем благосостояния страны. Каталония стала основным мотором этого чуда — на регион теперь приходится четверть испанского экспорта, и это при том, что население Каталонии составляет лишь 16 процентов от испанского. Необходимость отчислять налоги на содержание нищей Андалусии и Эстремадуры, не говоря уже об имперском Мадриде, вызывает у каталонцев законное возмущение. По существу, они оплачивают счета других регионов.

Но особенность каталонского национального движения состоит не только в исторических традициях и экономической самодостаточности. Каталонский национализм — это один из немногих в Европе, который носит отчетливо левый характер. В обозримом прошлом Каталония всегда была цитаделью анархистов, коммунистов и левых разных мастей — неудивительно, что именно Барселона стала одним из главных оплотов республиканцев в Гражданскую.

Каталонский национализм — это один из немногих в Европе, который носит отчетливо левый характер


Нынешнее обострение отношений между Барселоной и Мадридом относится к 2010 году, когда Конституционный суд Испании признал неконституционными часть статей каталонского Статута об автономии. Это вызвало миллионные протесты и волну муниципальных референдумов о независимости (показательно, что на каждом из них победили сторонники отделения от Испании).

В 2014 власти Каталонии провели референдум о сецессии, закончившийся однозначной (свыше 80%) победой сторонников выхода из состава Испании. В 2016 каталонский парламент принял закон об отделении. Постепенно отношения с центром обострились вплоть до силового противостояния, жесткого разгона каталонских акций, ареста членов местного правительства и бегства его лидера Пучдемона в Брюссель.

В октябре 2019 г. были оглашены приговоры членам каталонского правительства — от 9 до 13 лет. Это вызвало новые миллионные демонстрации и забастовки. Протестующие перекрыли дороги, в том числе ведущие к французской границе и в значительной степени парализовали коммуникации. В ходе столкновений с полицией было ранено свыше двухсот полицейских — и намного больше протестующих. При этом центральное правительство в Мадриде отказывается идти на переговоры с правительством Каталонии и делать какие-либо уступки каталонскому национальному движению.

УРОКИ

Какие уроки можно извлечь из истории каталонского конфликта? Во-первых, что попытка урезать региональную автономию может привести к взрывному обострению ситуации и выдвижению гораздо более далеко идущих требований, чем те, которые выдвигались до этого. По большому счету, мало какие политические силы в Каталонии требовали независимости пока испанский суд не решил урезать автономию провинции.

Во-вторых, она говорит о негибкости и определенном авторитаризме Испании. Сравнение с Британией, позволившей провести референдум о независимости Шотландии без каких-либо затруднений и проволочек, выходит не в пользу континентальной державы. О шотландском национальном движении — в следующей статье.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", может не совпадать с позицией редакции.

Бойтесь равнодушия — оно убивает.​ Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG