В апреле 2019 года марийские гусли стали вторым национальным брендом Марий Эл (вслед за горномарийским пирогом кравец). Игре на старинном музыкальном инструменте обучают в нескольких музыкальных школах республики. Гусли используют местные музыкальные коллективы. Новые инструменты можно заказать московской фабрике. Или — местному мастеру Гараю Магсумьянову. Несколько лет назад он занялся изготовлением татарских гуслей, а затем освоил и марийские. 5 ноября 2019 года глава Марий Эл Александр Евстифеев наградил Магсумьянова медалью ордена "За заслуги перед Марий Эл". 19 декабря ему вручили медаль.
Хотите сообщить новость или связаться нами?
Пишите или посылайте нам голосовые сообщения в WhatsApp.
О МУЗЫКАЛЬНОМ БРЕНДЕ МАРИЙ ЭЛ
Марийские гусли были очень чтимым национальным музыкальным инструментом в республике ещё и в советские времена. Гусляров всегда приглашают на официальные торжества, связанные с днём марийской автономии, или различных госучреждений (как например, на прошлогоднее 80-летие парламента Марий Эл). Главная историческая трилогия марийской республики времён советской власти, рассказывающая "москвоцентричную" историю присоединения марийских земель к русскому государству называется "Гусляры".
Этнографы в 1920-е годы записали мелодии марийских гуслей. Большая часть их посвящена молениям, гусли использовались для религиозных культовых служб в священных рощах. Впрочем, гусляров приглашали и на свадьбы.
В начале XX века в Козьмодемьянске (город в Марий Эл на правом берегу Волги, административный центр Горномарийского района) работала школа-мастерская, в которой изготавливали гусли. Раньше исполнителями на них были только мужчины, об этом говорят исследования историков. В современном марийском музыкальном искусстве этот инструмент — женский. У исследователей на этот счёт есть такая версия: поскольку гусли играли значительную роль при проведении языческих молений, а марийцы подверглись насильственной христианизации — завоеватели попросту истребили мужчин-гусляров.
В современном марийском музыкальном искусстве этот инструмент — женский. У исследователей на этот счёт есть такая версия: поскольку гусли играли значительную роль при проведении языческих молений, а марийцы подверглись насильственной христианизации — завоеватели попросту истребили мужчин-гусляров
Обучение игре на гуслях началось в Марийской АССР в 1960-е годы. Первый класс открылся в Микряковской музыкальной школе (Горномарийский район).
Раньше гусли делали мастера из Горномарийского района. Но те музыкальные инструменты, что выпускались в последние годы, были пригодны лишь для начального обучения детей.
Сейчас по подсчётам директора национальной президентской школы искусств Николая Смирнова в республике около 100 гуслей. Большая часть этих инструментов была произведена в Москве. Музыкальные школы, где изучают игру на марийских гуслях находятся в Йошкар-Оле, Звенигово и Горномарийском районе.
МАСТЕР ИЗ ЦЕНТРА ТАТАРСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Гарай Магсумьянов — художественный руководитель ансамбля гусляров при Марийском республиканском центре татарской культуры. Он рассказывает, что на всю жизнь запомнил звучание этого музыкального инструмента, услышанное в детстве. Гарай родом из Мари-Турекского района. Он напоминает, что татарские гусли — музыкальный инструмент крящен (крещёных татар). Несколько лет назад мастер привёз архаичный самодельный инструмент из одной из деревень Татарстана — в родной деревне Малые Нослы такие уже не сохранились. По образу и подобию старинных деревенских гуслей Гарай сделал свой первый музыкальный инструмент. Это было в 2016 году.
За три года он сделал уже более двух десятков татарских гуслей. Полностью обеспечил инструментами свой ансамбль
— Я тогда учился методом проб и ошибок, не смог придумать, как приклеить деку к корпусу. Пришлось прикручивать саморезами, — рассказывает мастер Магсумьянов. За три года он сделал уже более двух десятков татарских гуслей. Полностью обеспечил инструментами свой ансамбль. И изготавливает гусли по заказам из Татарстана: для коллективов из Балтаси, Арского и Сабинского районов. Последняя заявка — от национальной культурной автономии татар Бурятии.
Марийские гусли внешне кажутся более изящными, у них больше струн, чем у татарских
— После татарских гуслей мне стало интересно сделать марийские, — говорит Гарай Магсумьянов. Марийские гусли внешне кажутся более изящными, у них больше струн, чем у татарских. Для того, чтобы отличия сразу бросались в глаза, он придумал размещать на внешней стороне инструмента национальный орнамент.
— Когда я сделал первый такой инструмент, показал его специалисту — преподавателю президентской школы искусств Елизавете Ивановне Васютиной, — продолжает рассказывать мастер.
После оценки преподавателя Гарай выполнил заказ своего знакомого педагога из лицея № 18 (где тоже изучают марийские гусли). Один из следующих инструментов он подарил Микряковской музыкальной школе. Ещё пару гуслей заказал Магсумьянову ансамбль "Марий Эл".
Сейчас на счету татарского мастера уже десять изготовленных марийских гуслей. Он начинал делать инструменты у себя дома, сейчас по соседству с кабинетом руководителя ансамбля в центре татарской культуры находится гусельная мастерская.
О БУДУЩЕМ
— Они ещё не прошли испытания, — говорит о созданных Гараем Магсумьяновым музыкальных инструментах директор Национальной президентской школы искусств из Йошкар-Олы Николай Смирнов.
Смирнов подтверждает, что сейчас в Марий Эл не осталось мастеров, которые умеют изготовлять марийские гусли. Он жалуется на то, что инструменты со временем начинают приходить в негодность. Одна из основных проблем — деревянные поверхности не выдерживают натяжения струн и ломаются. Директор и сам занимался не так давно изготовлением гуслей. Он надеется, что регистрация этого музыкального инструмента в качестве национального бренда республики поможет возродить его популярность.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.