Ссылки для упрощенного доступа

Пожар в Чувашии, в котором погибло 106 школьников, скрывали 30 лет


Как в Чувашии заживо сгорело 106 детей
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:07:50 0:00

Хотите сообщить новость или связаться нами?

Пишите или посылайте нам голосовые сообщения в WhatsApp.

Трагедия в эльбарусовской школе Чувашской АССР в 1961 году была долгое время скрыта от общественности. Местные жители вспоминают, что единственное сообщение о пожаре кто-то услышал на радио "Голос Америки".

Такая трагедия, да еще накануне праздника Великого Октября стала бы позором для всей "красной партии"


На радио "Голос Америки" 5 ноября 1961 года прозвучало: "В деревне Эльбарусово коммунисты сожгли детей". Об этом в воспоминаниях пишет бывший директор сельской школы Владислав Михайлов. Тогда он проходил военную службу в Беларуси. Михайлов узнал о трагедии одним из первых и поспешил в Чувашию, но на похороны родственников не успел. О гибели школьников нигде не сообщалось, их тела захоронили в братской могиле уже на следующий день после пожара.

Свидетельства о рождении и смерти четырех детей Риммы Лесниковой
Свидетельства о рождении и смерти четырех детей Риммы Лесниковой

До переломного 1991 года родственники вспоминали о погибших только в кругу семьи. О публичных акциях памяти не могло быть и речи. А сейчас с каждым годом появляются новые детали случившегося. Учитель русского языка и литературы Любовь Доброва нашла в документах свекра, что, оказывается, в школе тогда хранилась крупная сумма денег. В партийных же документах всё сводилось к тому, что это была диверсия. Нераскрытым остается и вопрос, кто же сообщил о трагедии в Эльбарусово западным журналистам. Чебоксарский краевед Вадим Оньков говорит, что в 60-х годах в СССР особенно любили слушать "Голос Америки":

Получали ответы под грифом "Совершенно секретно"


— На "Голос Америки" можно было послушать и музыку, еще был очень выразительный тембр голоса — всё это привлекало слушателя. Диктор говорил: "Говорит "Голос Америки" из Вашингтона". Конечно, еще люди получали и полезную информацию, — рассказывает он.

В книге Германа Ксенофонтова "Самые громкие преступления в Чувашии XX века" описывается еще одна трагедия из 60-х годов, когда на Волге в Чебоксарах затонул пассажирский корабль. Погибли десятки людей. "Об этой трагедии люди также узнали благодаря западным СМИ", — отмечает краевед Оньков.

УЖЕ ИСТОРИЯ

5 ноября в 1961 году, как указано в документах бюро обкома, "по халатности директора и учителя физики" заживо сгорели 106 детей и 4 педагога. Только 12 ноября 1994 года по эскизу заслуженного художника Чувашии и Башкортостана Владимира Нагорнова в селе Эльбарусово на месте сгоревшей школы была установлена мраморная стела. Говорят, что работа скульптора — фигура ребенка, устремленного в небо за стрижами — абсолютно точно откликается с представлениями о страшной трагедии. Вот и в этом году школьники здесь, около стелы, подготовили и провели акцию "Свеча памяти". Как отмечает заместитель директора школы Лариса Сынкова, дети всё делали своими руками.

Молодежь уезжает из села — работы здесь для них нет


— 5 ноября у нас каждый год здесь проходит митинг. С города кто-то привез игрушки, жители нашего села возлагают цветы. Раньше здесь было 110 тополей. Они были посажены в память о каждом погибшем в огне. В 2015 году деревья спилили. Тополя выросли, стали опасными — могли разрушить памятник. Однажды дерево согнуло газовую трубу. А ведь родственники погибших, которые еще были живы, поначалу очень возмущались, даже жалобы писали, — рассказывает Сынкова.

Когда читаешь книгу воспоминаний очевидцев пожара, перед глазами встает целая эпоха — как люди жили, о чем думали, мечтали, какие были отношения. Сейчас в Эльбарусово живет около 800 человек. Старшие жалуются: молодежь уезжает из села — работы здесь для них нет. С каждым годом пустых домов становится больше — на каждой улице, а их в деревне мы насчитали десять, примерно в шести домах никто не живет. В деревне пять магазинчиков, есть почта, сберкасса, Дом культуры с сельской библиотекой, школа и детский садик. Те, кто здесь живет постоянно, в основном, заняты домашним хозяйством, а раньше деревенские зарабатывали на сборе хмеля. Только примерно с 1995 года "зеленое золото" начали принимать у населения за минимальную цену. Со временем хмельники вовсе были заброшены, пришли в негодность. Деревенские с ностальгией вспоминают, что когда-то их совхоз был миллионером, а сейчас на месте этих ферм — развалины. А вот о трагедии 1961 года в школе вспоминают всегда.

Фото жителей села до пожара, сделанное на фоне первого в Чувашии хмельника
Фото жителей села до пожара, сделанное на фоне первого в Чувашии хмельника
На утро после пожара Клим Павлович сядет на велосипед и поедет в районную больницу — искать маму среди выживших, но не найдет


Первое время активные жители села пытались сами делать запросы в архив, чтобы узнать хоть какие-то официальные подробности о пожаре в школе. Но чаще получали ответы под грифом "Совершенно секретно". Уже после 1991 года, когда прошла первая памятная акция в Эльбарусово, люди перестали скрывать информацию о трагедии, начали делиться воспоминаниями. Появились и первые книги о пожаре, да и сама история за время молчания успела обрасти легендами. Например, будто одна из учениц 7-го класса за три дня до пожара написала письмо своей подруге из "райских ворот", где она предсказала страшную трагедию.

5 ноября 1961 года сельская школа готовилась к празднику Великого Октября. Школьники младших классов готовились к концерту, репетировали песни, ребята постарше — рисовали стенгазету. Пришли в этот день сюда и дошкольники, чтобы посмотреть на выступления братьев-сестер. Из воспоминаний местных о жизни села в 60-х годах понятно, что детей в Эльбарусово тогда было очень много. Почти в каждой семье, в каждом доме было по 5-6 ребятишек. В страшном пожаре погибло 106 детей и 4 учителя. В то время в сельской школе учились ребята из семи деревень. Известно, что в трех семьях сгорело сразу четыре ребенка и семь семей остались вовсе без детей.

В трех семьях сгорело сразу четыре ребенка и семь семей остались вовсе без детей


Корреспондент "Idel.Реалии" поговорил с некоторыми очевидцами Эльбарусовской трагедии. У Клима Павловича Иванова в пожаре погибла мама — учительница начальных классов Елена Александровна. Последние минуты, когда сын видел мать еще живой, он описывает очень детально. Такой она осталась в его памяти навсегда.

— Я вышел из школы, мама с первоклашками репетировали песню к концерту. Мы посмотрели друг на друга. Я дал понять, что ухожу домой. Мама одобрительно кивнула головой. И всё на этом, — вспоминает Клим Павлович.

Клим Иванов
Клим Иванов

В день трагедии взрослые не смогут сказать осиротевшим детям учительницы, что их мамы больше нет в живых. На утро после пожара Клим Павлович сядет на велосипед и поедет в районную больницу — искать маму среди выживших, но не найдет.

— Нашли маму по останкам платья. Вот так мы остались сиротами, нас было трое детей. Отец наш погиб в 1958 году после ранения, — вспоминает Иванов.

ПОЖАР

Коридоры были слишком узкие


В 1961 году Клим Павлович учился в 9-м классе. В день пожара он с утра пришел в школу, чтобы помочь подготовить стенгазету к празднику. Он хорошо помнит, что пожар начался в кабинете физики. По общепринятой версии, учитель физики Михаил Иритков пытался вместе со старшеклассниками отремонтировать принесенный из сарая электродвигатель — к празднику, по указанию директора школы Самуила Ярукина, должно было быть электричество. Школьники увидели, что бензиновый бак у двигателя был треснут и слили горючее в ведро. В то время в школе отопления не было, а осень по тем временам была очень холодной. Физик решил растопить печь, чтобы разогреть на нем паяльник для ремонта бака электродвигателя. Принесенные старшеклассниками дрова оказались сырые и огонь развести не получалось. Дальше, по версии очевидцев, физик взял бензин и плеснул его в печь, а уже огонь охватил не только сырые дрова, но и парты и пол, облитый горючей жидкостью.

У учителя физики в пожаре погибла беременная жена, работавшая в школе вожатой


Заместитель директора Эльбарусовской школы Лариса Сынкова отмечает, что старое здание не было приспособлено для школы. Согласно самым первым архивным данным от 1893 года, так называемая школа грамоты в селе появилась в доме местного крестьянина Ивана Чалкова. А уже в 1914 году при помощи братьев Афанасьевых, у которых был лесопильный завод, началось строительство школы. Со слов жительницы села Зинаиды Добровой, которая жила рядом со зданием сгоревшей школы, это деревянное сгоревшее в 1961 году здание было построено одним местным богатым человеком как артель [хозяйственное помещение во дворе]. После того, как его раскулачили, это здание у него забрали и отдали под школу. Таким образом эти сведения говорят, что здание старой школы не было под нее предусмотрено и было, в первую очередь, небезопасным — коридоры были слишком узкие. В тот день огонь появился для всех очень неожиданно. Говорят, что учитель физики даже не успел никого предупредить и со страху вместе со старшеклассниками выбежал из уже пылающей школы. Началась паника-давка, дети оказались в тупике, как результат не смогли быстро выбраться из пылающего здания и погибли. По воспоминаниям местных жителей, у учителя физики в пожаре погибла беременная жена, работавшая в школе вожатой.

Лариса Сынкова
Лариса Сынкова

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ

Учитель физики и математики Эльбарусовской средней школы Маргарита Степановна Михайлова (теперь уже на пенсии) в 1961 году проходила педагогическую практику. О трагедии она узнала 5 ноября поздно вечером. Ей сообщили, что в Эльбарусово горела школа. Но что там сгорели дети, даже подумать никто не мог. Говорит, что очень переживала за брата. Он учился в 9-м классе и должен был идти помогать одноклассницам рисовать стенгазету к празднику.

Маргарита Михайлова
Маргарита Михайлова
Власти распорядились — похоронить детей на следующий день после трагедии, 6 ноября


— Поздно вечером побежала домой через лес, — вспоминает она. — Уже когда проходила сельское кладбище, увидела, что вдалеке, со стороны соседней деревни, люди идут с лопатами. Тогда подумала, что есть погибшие в пожаре. Брат выжил, а вот его одноклассницы сгорели.

Маргариту Степановну и ее соседку попросили шить похоронную одежду. В ту ночь "гудела" вся Чувашия. В республиканской больнице, по воспоминаниям медсестры Алевтины Абрамовой, принимали детей с тяжелейшими ожогами, в Марпосаде делали гробы. Власти распорядились — похоронить детей на следующий день после трагедии, 6 ноября.

"ЭТО ДЕЛО ПОЛИТИЧЕСКОЕ"

Жители Эльбарусово считают, что власти приняли такое решение, пока родители погибших детей не опомнились и не устроили бунт: хоронить детей надо быстро. Похороны всё-таки состоялись уже на следующий день. Еще целый месяц в деревне дежурили кордоны милиции. В день похорон люди были еще в шоке и, казалось, что пока до конца не осознавали случившееся. Очевидцы говорят, что некоторые родители хотели забрать детей перед погребением домой, но им не разрешали. Как выяснилось, в суматохе две семьи всё же забрали тела. Об этом рассказывает Мария Федоровна Чалкова.

Мария Чалкова (слева)
Мария Чалкова (слева)
Некоторые родители хотели забрать детей перед погребением домой, но им не разрешали


— Мне было три года тогда, — вспоминает она. — У меня погибли в пожаре старшие сестры. Отчетливо, что происходило в тот день, не помню, больше по рассказам. Был у нас сосед Виталий Ефимов. Только помню, как он пришел со школы домой, укрывшись пиджаком — всё у него было в ожогах. Потом он долгое время лечился.

Похороны проходили уже под вечер, света почти не было.

— Могилу рыли бульдозером, родителям не дали возможности даже указать детей крестами, — вспоминает Дина Степановна Фадеева, которой в 1961 году было 13 лет. — Женщины бегали. Машины с гробами гудели. Всё было очень трогательно.

Заместитель директора Эльбарусовской школы Лариса Сынкова отмечает, что трагедия произошла накануне праздника. Она считает, что это дело политическое:

— 7 ноября — великий праздник, все были октябрятами, пионерами. А тут такая трагедия в школе, погибает сразу 110 человек. Наверное, это можно расценить как позор коммунистической партии, которая возглавляла страну.

Могилу рыли бульдозером, родителям не дали возможности даже указать детей крестами


Сразу после похорон была составлена тетрадка. Там было записано, кто в каком доме проживает, кто остался в живых. Всех записывали и спрашивали, кто в чем нуждается. Кто-то спрашивал дрова, другие — гвозди или одежду. Известно, что разовая материальная помощь выписывалась многим семьям погибшим.

— У моего свекра погибла в пожаре дочь, но он от компенсации в 150 рублей отказался. Говорил, что деньги на дочь не променяет. Очень винил директора школы и учителя в случившемся, — вспоминает учительница русского языка и литературы эльбарусовской школы Любовь Доброва.

Любовь Доброва
Любовь Доброва

Официальные источники в книгах про воспоминания о трагедии в Эльбарусово сообщают, что за преступное отношение к школе ее директор Самуил Ярукин был исключен из рядов КПСС и снят с должности. Виновными в трагедии были признаны и осуждены директор школы — на 8 лет, учитель физики Михаил Иритков — на 10 лет. Родственники виновных в трагедии почти сразу же уехали из Чувашии. Боялись, что люди устроят самосуд. И наказание директор школы и учитель физики отбывали не в регионе, а где-то на севере.

По воспоминаниям Маргариты Михайловой, после похорон в селе еще долгое время стояла тишина. Люди просто молчали.

Боялись, что люди устроят самосуд


— В 1962 году мы с подругой Ираидой Трифимовной Патрик получили дипломы о высшем образовании, и нас по направлению министерства просвещения Чувашской АССР отправили на работу уже в новую, только построенную после пожара школу. Непросто нам пришлось. Очень было тяжело работать с детьми после такой трагедии. Родители были озлобленные, относились к нам с недоверием. У детей была тяжелая психологическая травма — многие панически боялись слов "огонь" или "пожар", — вспоминает Маргарита Степановна.

В книге "Эльбарусово. День трагедии" указано, что реабилитацию в Москве проходило 23 человека. Но здесь неточное количество, как отмечает заместитель директора Эльбарусовской школы Лариса Сынкова. По её предположениям, в Москве могли проходить реабилитацию и лечение еще, как минимум, 5-7 человек.

У Риммы Лесниковой (в центре) в пожаре погибли все четверо детей
У Риммы Лесниковой (в центре) в пожаре погибли все четверо детей

— Например, в книге не указана младшая сестра моего отца Алевтина Бородина. В Москве она лечилась целый год, а после этого решила стать медиком. После пожара у Алевтины остались сильные ожоги. Правая рука была тоньше левой. Она очень этого стеснялась, всегда носила кофточки с рукавом. Моя тетя Римма Лесникова, у которой в пожаре сгорело четверо детей, проходила реабилитацию в Прибалтике. Больше детей она родить не смогла. Почему ее отправили лечиться в именно туда, мне так и не удалось выяснить, — рассказывает Лариса Сынкова.

Выжившая в пожаре девочка Алевтина Бородина с мамой. После года лечения и реабилитации в Москве она решила поступить в медицинское отделение
Выжившая в пожаре девочка Алевтина Бородина с мамой. После года лечения и реабилитации в Москве она решила поступить в медицинское отделение

НОВЫЕ ПОДРОБНОСТИ

Учитель русского языка и литературы Любовь Доброва нашла партийные документы тех времен, которые конспектировал ее свекр, директор школы в деревне Первые Синьялы. Любовь Павловна наткнулась в документах на протоколы секретных собраний партии, в которых обсуждали трагедию в Эльбарусово.

Моя тетя Римма Лесникова, у которой в пожаре сгорело четверо детей, проходила реабилитацию в Прибалтике. Больше детей она родить не смогла.


— В школе хранились большие деньги, около 700 рублей (Эльбарусовская школа могла иметь приличный доход от продажи выращенного урожая в саду. По рассказам, школа считалась богатой — "Idel.Реалии"). После пожара директор школы двух учеников, один из них по фамилии Васильев, попросил вытащить сейф. Директор ушел с сейфом, а его жена на следующий день взяла на два дня отгул. Вообще, сводится к тому, что это была диверсия. Просто вслух не говорили об этом. Но муж Маргариты Степановны, служивший в то время офицером в Беларуси, уже 5 ноября услышал о трагедии по радио "Голос Америки".

Чебоксарцы вспоминают: чтобы слушать "Голос Америки" был необходим специальный приемник. Многие в то время жаловались время на глушилки — помехи с вещанием, как вспоминают очевидцы, действительно были. У краеведа Вадима Онькова хранятся первые радиоприемники "Спидола" в Чебоксарах, переданные ему в дар от семьи советских инженеров Семена Мильмана (Семен Яковлевич Мильман работал на Чебоксарском электроаппаратном заводе, он по просьбе офтальмолога Святослава Федорова изготовил первый в СССР искусственный хрусталик из пластмассы. Примечательно, что на электроаппартном заводе, где работала семья, в это время собиралась подшивка популярного журнала "Америка" — "Idel.Реалии").

Вадим Оньков собирает интересные вещи, связанные с историей Чебоксар. "Спидола" была интересна как первый советский транзистор.
Вадим Оньков собирает интересные вещи, связанные с историей Чебоксар. "Спидола" была интересна как первый советский транзистор.

Оньков вспоминает, что о трагедии в Эльбарусово он узнал очень поздно — только в 1990 году.

В районах и селах Чувашии электричество появилось только в 1964 году


— Это был шок. Сейчас мы всё анализируем в деталях, что и почему произошло. Ведь в начале 60-х годов в Чувашии еще не было электричества.

В районах и селах ЧР электричество появилось только в 1964 году. Сразу после этого в республике стала массово закупаться техника. А первая телестанция в Чебоксарах заработала буквально за две недели до трагедии в Эльбарусово.

— Почему учитель физики так старался получить в школе электричество? Мы только можем мифически предположить, что возможно в школе 7 ноября хотели включить телевизор, который только-только появился в Чувашии. Возможно, ключ к разгадке трагедии в Эльбарусово — это отсутствие электричества, а физик мог получить задание от директора школы наладить телевидение.

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG