Ссылки для упрощенного доступа

"Пьяные" ДТП: В России зреет запрос на социальную справедливость


Михаил Ефремов
Михаил Ефремов

Пресненский районный суд Москвы приговорил актёра Михаила Ефремова к 8 годам лишения свободы в колонии общего режима. Суд признал актёра виновным по статье о нарушении правил дорожного движения, повлекшем по неострожности смерть человека. Суд также постановил, что актёр должен выплатить сыну погибшего Сергея Захарова 800 тысяч рублей. Как в России ВИП-персоны отвечают за совершенные ДТП с летальным исходом и как изменилось законодательство за последние годы?

Согласно официальной статистике, в 2019 году в 14 689 случаях водители находились в состоянии алкогольного опьянения. Если на первый взгляд эта цифра не выглядит впечатляющей, то стоит напомнить, что общее количество ДТП в нашей стране — 164 358. То есть аварии, совершенные по вине пьяных шоферов, составляют почти 9 процентов.

Кроме того, в результате действий нетрезвых автомобилистов 4050 человек погибли и свыше 20 тысяч пострадали. В целом, во всех категориях ДТП скончались почти 17 тысяч людей, получили травмы — около 190 тысяч.

В 2009 году в России впервые была введена уголовная ответственность за пьяное вождение, если оно привело к смерти человека или причинило ему тяжкий вред здоровью. При одном погибшем виновнику «светило» до 7 лет колонии, а при двух — до 9 лет.

При этом особый общественный резонанс, разумеется, вызывали и вызывают дорожно-транспортные происшествия, совершенные ВИП-персонами — политиками, артистами, чиновниками, силовиками и т.д. Оно и понятно — если рядовой россиянин, уличенный в аварии, вряд ли уйдет от ответственности, то у человека с чемоданом денег и большими связями шансы избежать справедливого наказания в России существенно выше.

Правда, публичного порицания даже обеспеченным людям уже не избежать — с развитием интернета виновник ДТП навечно остается висеть на виртуальной "доске позора". Первопроходцами стали трагедии в Иркутске и Москве, произошедшие в 2009-2010 годах (хотя они и не связаны с пьяным состоянием фигурантов дел).

  • В 2009 году "Тойота", которой управляла дочь секретаря иркутского облизбиркома Анна Шавенкова, сбила двух женщин на тротуаре в центре города. Одна из пострадавших скончалась. Камера видеонаблюдения запечатлела, что Шавенкова вышла из иномарки и, вместо того, чтобы вызвать "скорую" или оказать экстренную помощь, стала осматривать свою поврежденную машину.

    Приговор — 2,5 года лишения свободы с отсрочкой исполнения на 14 лет, поскольку у подсудимой появился на свет ребенок. В 2015 году Шавенкову и вовсе освободили от уголовного наказания — в связи с амнистией к 70-летию Победы.
  • В 2010 году на Ленинском проспекте Москвы Mercedes вице-президента ЛУКОЙЛа Анатолия Баркова лоб в лоб столкнулся с Citroen, в котором находились две медработницы. С Mercedes оперативно сняли номера, а самого Баркова пересадили в другую машину.

    Женщины погибли, одну из них признали виновной в ДТП. Выводы следствия пришлось комментировать лично министру внутренних дел РФ Владимиру Колокольцеву.

    Официальная версия, мягко говоря, была встречена населением с недоверием: по стране прокатились акции в поддержку семей погибших врачей, активисты запустили "Синие ведерки" как движения в защиту прав граждан, популярный рэпер записал трек под названием "Мерседес S666" (в тексте песни якобы из уст Баркова звучат и такие слова — "засуньте подальше свое народное мнение"). Можно сказать, что ДТП с вице-президентом ЛУКОЙЛа коренным образом изменило реакцию общества: с тех пор любое подобное ЧП становилось предметом широкого общественного обсуждения, основанием для петиций и писем в адрес властей, протестных акций и т.д.

    Так называемая элита нередко отделывается от реальных сроков, и проще всего это делается в регионах, где распространено кумовство, сватовство и все друг друга знают, — пояснил председатель межрегиональной общественной организации автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков. — Полицейские, судьи, бизнесмены пытаются дело замять, документы составляются таким образом, что виновный оказывается потерпевшим или свидетелем. Если же ДТП становится резонансным, то шансов восстановить справедливость гораздо больше".
  • В 2010 году в Казани судья Эдуард Солдатов в пьяном виде насмерть сбил 23-летнего парня, однако уголовное дело было прекращено ввиду примирения с родителями, которым была выплачена компенсация в 1,5 миллиона рублей.
  • В 2011 году в Ульяновске судья Валерий Сас, находившийся в состоянии алкогольного опьянения, выехал на "встречку" и врезался в машину. Два человека погибли, сам Сас выжил. По решению суда он получил 5,5 лет в колонии-поселении.
  • В 2013 году известный певец Витас на своем внедорожнике совершил наезд на велосипедистку и пытался скрыться с места происшествия. Затем он отказался от медицинского освидетельствования и успел даже ударить полицейских. Итог — штраф в 100 тысяч рублей и лишение водительских прав на 6 месяцев.
  • В 2014 году депутаты Госдумы РФ после бурных обсуждений приняли законопроект о поправках в Уголовный кодекс, ужесточавших наказание для пьющих водителей.

    Так, новая статья 264.1 предусматривала уголовное наказание за повторное вождение в нетрезвом виде или за повторный отказ от медицинского освидетельствования на срок до 2 лет колонии. "Повторность" в данном случае означает, что норма действует в течение года после возвращения прав, если водитель ранее был лишен их за аналогичное нарушение. Кроме того, для автомобилистов, совершивших ДТП с одним погибшим, минимальный срок составлял 2 года колонии.

Ужесточение санкций не останавливает людей от того, чтобы сесть пьяным за руль, признавали в Госдуме РФ. Отчасти это связано с судебной практикой, когда в 65% случаев виновным назначались условные сроки за тяжкий вред здоровью человека, а при летальном исходе — меры наказания ниже нижнего предела лишения свободы.

  • В 2015 году прокурор Электростали (Московская область) Николай Шипунов, будучи в состоянии сильнейшего алкогольного опьянения, совершил наезд на мотоциклиста. Его приговорили к 1,5 годам условно.
  • В 2018 году, по данным следствия, в Карачаево-Черкессии мировой судья Максим Якуш совершил ДТП, в результате которого погибли два человека. По словам очевидцев, скорость машины, за рулем которой находился представитель Фемиды, составляла не менее 150 километров в час. В салоне автомобиля они увидели бутылки с разливным пивом. Уголовное дело, которое возбудили по инициативе главы СКР Александра Бастрыкина, расследуется до сих пор. Интересы потерпевщей стороны представляет "Зона права".

И, хотя статистика ГИБДД показывала, что количество "нетрезвых аварий", также число погибших в них людей, ежегодно сокращалось, в 2019 году власти ответили своим излюбленным приемом — еще большим закручиванием гаек.

Согласно принятым поправкам в УК РФ, для пьяного водителя, по вине которого человеку был причинен тяжкий вред здоровью, верхняя планка наказания достигла 7 лет. В случае гибели одного или двух лиц — до 12 и до 15 лет соответственно. При этом наши законодатели, по сути, исчерпали лимит для жестких наказаний, так как уголовная ответственность для беспечных водителей выросла практически вдвое, и в ряде случаев преступление фактически стало приравниваться к умышленному убийству (ч. 1 ст. 105 УК РФ).

Правда, осталось еще непаханое поле — это пассажиры автомобилей, за рулем которых находились нетрезвые водители.. В ближайшее время в парламент планируется внести законопроект о привлечении этой категории лиц к ответственности.

Эксперты констатируют, что действия наших чиновников и законодателей все чаще являются реакцией на конкретные резонансные происшествия. При этом реже обращается внимание на то, почему тот или иной человек совершил деяние, каким образом новый вид либо срок наказания поможет предотвратить трагедию в будущем. Причины и условия же совершенного преступления остаются вне поле зрения криминологических исследований.

Например, ежегодно в России к ответственности привлекается 70 тысяч водителей, которые, повторно, после наказания за пьяную езду, садятся за руль в нетрезвом состоянии. И это лишь те водители, которых выявили полицейские — в реальности таких нарушителей больше.

Помнится, в 2011 году тогдашний начальник УГИБДД по Томской области Евгений Васильев предлагал пожизненно лишать права на вождение тех, кто повторно садился пьяным за руль. По его мнению, если по вине нетрезвого автомобилиста погиб человек, то пожизненное лишение прав можно применять и с первого раза.

Только что, например, делать с такими "героями", как внук бывшего губернатора Хабаровского края Игорь Ишаев, который преспокойно разъезжал по Москве на своем "Порше" без водительского удостоверения — до очередной аварии. В российском обществе медленно, но верно запрос на социальную справедливость, одним из принципов которого является неотвратимость наказания и равенство всех перед законом.

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG