Ссылки для упрощенного доступа

Суициды в колониях. Кто виноват?


Архивное фото
Архивное фото

В камере челябинского СИЗО 16 сентября нашли тело российского неонациста Максима Марцинкевича, известного по никнейму "Тесак". Предварительной причиной смети ФСИН называет самоубийство, хотя адвокаты Марцинкевича с ней несогласны. "Idel.Реалии" выяснили, как часто заключенные в Татарстане прибегали к суициду, что этому предшествовало и можно ли каким-то это образом предупредить.

За последние несколько лет число самоубийств в татарстанских колониях варьируется от 8 до 11 случаев в год. Так, в 2013 и 2014 годах сообщалось об 11 случаях суицида, в 2017-2018-ом — о десяти. В прошлом году было зафиксировано 8 самоубийств, а с января по июнь это года — уже шесть. "Обеспокоенность стабильным уровнем смертности" в местах лишения свободы высказывала и уполномоченная по правам человека в РТ Сария Сабурская.

Исследователи связывают желание осужденных покончить с собой в том числе и с количеством людей в камере. В анализе судмедэкспертов Марата Тимерзянова, Розалии Газизяновой и Алмаза Низамова говорится, что чаще всего случаи членовредительства и самоубийства происходят в одиночных камерах (по неподтвержденной информации Baza, Максим Марцинкевич находился именно в такой). Физическая боль для заключенных в этих случаях становится "заменой душевной боли".

"Согласно статистическим данным около 38% суицидентов СИЗО совершили самоубийство в течение первого месяца, а порой, в первые дни и часы. Чаще причины таких суицидов — это глубокие переживания в связи с арестом <…>. Иногда суициды носят демонстративно-шантажный характер или выполняют функцию протеста. Около 25% суицидов в СИЗО совершаются после вынесения приговора суда или его вступления в законную силу. Самоубийству предшествует надежда на определенное решение", — отмечается в исследовании.

Среди основных причин суицидов в колониях как исследователи, так и правозащитники называют переживания из-за потери близких. Далее следуют долги, психологические проблемы, притеснения со стороны других заключенных или администрации.

— На наш взгляд, на первом месте — азартные игры внутри колонии. Люди играют в карты, нарды, проигрывают большие суммы, родственники не могут их погасить. Чтобы, образно говоря, сохранить внутреннюю честь, люди идут на крайние меры. Официально об этом, конечно, никто не говорит, — сообщает член Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Татарстана Альберт Зарипов.

Такой же точки зрения придерживаются опрошенные нами сотрудники колоний. Они утверждают, что осужденного могут изнасиловать за невозврат долга. Во избежании этого многие видят решение в суициде.

— По моей практике, уровень самоубийств среди людей, совершивших тяжкие преступления против личности, самый высокий с точки зрения психологии. Люди, совершившие убийство или избившие вплоть до смерти, потенциально могут быть самоубийцами, — отмечает экс-начальник психологической службы Управления федеральной службы исполнения наказания по Татарстану (УФСИН по РТ), правозащитник Владимир Рубашный.

По его словам, многие из осужденных приходят в колонию с определенными психологическими расстройствами. Они могут стать последствиями употребления алкоголя, наркотиков или результатом постоянных конфликтных отношений, травм. Для избавления от таких расстройств, по словам Рубашного, необходима терапия.

— Что говорить об осужденных, если и персонал там совершает самоубийства. Это тоже не редкость для системы, хотя там проверки в ходе приема на службу, прохождение всех медицинских специалистов, сбор всех справок по психиатрии, а все равно эти вещи совершаются. Осужденных так никто никогда не будет проверять. Во всяком случае, в том виде уголовно-исполнительной системы, в котором она на сегодняшний день существует, — поясняет Владимир Рубашный.

По его словам, выход из этого положения — реформирование системы. Сегодня, по данным члена ОНК Альберта Зарипова, на одну колонию приходится два-три психолога. В десятки раз больше число надзирающих сотрудников колонии.

— Психолог проводит коррекционные беседы, говорит о высших материях. Только человек вышел от психолога, получил дубинкой по всем местам, по матушке его послали и прочее. О каком реабилитационном процессе может идти речь? Это несогласованность действий, которой и не было никогда в уголовно-исполнительной системе. Отсутствие нормальных реформ в этой связи приводит к таким последствиям, — считает Владимир Рубашный.

По информации на 1 января 2020 года, в местах лишения свободы в Татарстане содержится 11 451 человек. В прошлом году их число составляло 12 343 человека.

"Суициды в пенитенциарной системе не должны оставаться "внутренним" делом системы, так как решение проблемы имеет определенно комплексный характер и может быть реализовано только с привлечением разнообразных специалистов", — говорится и в выводах исследования судмедэкспертов.

На сегодня при обнаружении тела осужденного возбуждается внутренняя проверка в колонии. Параллельно с этим начинается проверка прокуратуры. После этого ответственных сотрудников могут лишить премии, вынести в их адрес выговор с занесением в личное дело.

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG