Ссылки для упрощенного доступа

"Как скотину кормят". Татарстанские родители рассказали, какие продукты получают их дети-инвалиды


Чем кормят детей-инвалидов в Татарстане
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:02:59 0:00

Гнилой лук, потемневшая на срезе капуста, зачерствевший хлеб — родители детей-инвалидов из Набережных Челнов рассказали и показали, какие продукты им выдают в школе. Школу родители не винят — ее работники, убеждены собеседницы "Idel.Реалии" — такие же заложники системы, как и они сами.

В октябре мы рассказывали, какие продукты получают дети-инвалиды, которые учатся в казанской школе № 61. Дети, родителей, с которыми мы говорили на этот раз, прикреплены к специализированной школе № 68 Набережных Челнов. Дети учатся дома, поэтому им положены продуктовые наборы. Их выдают раз в месяц, как и в Казани, из расчета 149 рублей 41 копейка за учебный день.

— В этом месяце мы получили десять килограмм картошки. Если размером с мой мизинец — это хорошо. Привезли не развешанную. В школе в ведкро высыпала и в сумку нам. Привезли абсолютно тухлый лук без кожуры. Дали капусту два что ли килограмма. Но она разного веса, и ее резали. Это было что-то с чем-то. В разрезе она потемнела, что туда попало, непонятно, — рассказывает мама школьника-второклассника Светлана Яковцева.

Сгущенное молоко, как и Казани, оказалось с заменителями из пальмового масла. Дали рыбу — коричневый лед. Пельмени, уточняет Светлана, оказались неплохими, но из-за того, что хранить их было негде, они слиплись. Самой Светлане дали не слипшиеся, видимо, потому что она записывала процесс получения продуктов на камеру. Другим же родителям, рассказывает Яковцева (и ее слова подтвердит другая наша собеседница) выдали "один большой слипшийся пельмень".

Дали пять буханок хлеба — он, по подсчетам Светланы, пролежал в школе два дня. Завернут был в пищевую пленку без маркировки.

— Я не взяла лук, хлеб, рыбу и картошку, — перечисляет Светлана. Отказ от продуктов она оформила официально.

При всем том директора школы Светлана Яковцева не винит. Раньше, рассказывает она, продукты поставлял городской комбинат школьного питания. Но они были настолько плохими, что директор решила закупать продукты на биржевой площадке (электронная биржевая площадка от АО "Агентство по государственному заказу РТ", располагается здесь). Но оказалось, что поставщики элементарно не соблюдают условий тендера. Одно из них, например, заключается в том, чтобы все продукты были в индивидуальной упаковке, потому что фасовать и упаковывать в школе условий нет. Работники столовой, рассказывают мамы школьников, и так вынуждены выходить на работу в свои выходные, чтобы фасовать и выдавать продукты, и этот труд им не оплачивается.

Школе нужно уложиться в 149 рублей на день на ребенка и выбрать из того, что есть а) в утвержденном перечне продуктов питания и б) того, что представлено на бирже. В итоге — не получается даже соблюсти баланс белков, жиров и углеводов. Мяса (то есть белков) практически нет.

Мальчик Светланы Яковцевой ест только молочные смеси. Продукты из тех, что можно употребить пищу, ест она сама, а на сэкономленные деньги покупает смеси.

У девочки председателя родительского комитета Оксаны Беловой — на ряд продуктов аллергия. А есть те родители, рассказывает Белова, у кого ребенок питается через зонд.

Она недоумевает: почему дети учатся по индивидуальному плану, составленному педагогами исходя из интеллектуальных способностей ребенка, а кормят всех одинаково — "как скотину".

Оксана Белова выяснила: школа не может даже закрыть лот — это делает сама торговая площадка.

Но школа может отказаться, если продукты некондиционны, уточняю я.

Может, соглашается председатель родительского комитета. В прошлом месяце так и произошло: поставщик привез сыр, не расфасованный в индивидуальные упаковки, как то было прописано в условиях заказа. Сыр поставщику вернули, с поставкой нового он протянул месяц.

— А представляете по каждой позиции так будет? Родители начнут опять возмущаться.

— У директора есть другие заботы, чем воевать из-за картошки, — придерживается такой же точки зрения Светлана.

Недавно родители нашли фирму, которая могла бы поставлять полуфабрикаты — голубцы. Но фирма не смогла разместить свое предложение на татарстанской бирже. Все остались без голубцов.

Впрочем, и самостоятельный поиск поставщиков (даже если они смогут соответствовать требованиям биржи) — так себе решение.

Единственный выход, который видят родители (и здесь они солидарны с казанскими родителями детей-инвалидов) — предоставить им право выбора. Получать продукты или денежный эквивалент. Наши собеседницы заверяют: родители готовы отчитываться перед чиновниками. Например, чеками. Более того, возможность получить вместо продуктов деньги предусмотрена федеральным законодательством. Но окончательное решение принимают регионы, а в Татарстане выдавать родителям деньги на руки почему-то не готовы.

Светлана Яковцева рассказывает, что и она, и другие родители постоянно пишут в республиканское Минобразования. В одном из последних писем их заверили: работа над решением вопроса с заменой продуктов на денежную компенсацию ведется. В том, что продукты соответствуют стандартам, чиновники заверяют каждый раз.

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG