Ссылки для упрощенного доступа

Суд обязал владельцев дома с надписью "Росреестр Исполком УВД Казани Мафия" опровергнуть ее в казанской газете. Автор панно против


Марс Хайруллин снял с панно покрывало 19 июля
Марс Хайруллин снял с панно покрывало 19 июля

Вахитовский районный суд Казани обязал владельцев дома, на стене которого летом этого года появилось панно "Росреестр Исполком УВД Казани Мафия", опровергнуть это утверждение в электронной газете "Вечерняя Казань". Автор панно, казанец Марс Хайруллин, несогласен с решением суда.

Живущий в этом доме автор панно Марс Хайруллин снял со своего произведения покрывало 19 июля (в решение суда почему-то фигурирует другая дата — 8 сентября). Стена, на которой панно размещено, выходит на сторону казанской мэрии.

Суд вынес решение 23 ноября. Истцами выступили все три указанные в панно ведомства (истцы просили опубликовать опровержение в другом местном СМИ — "Бизнес Online").

Предыстория появления панно такова: еще в 2014 году чиновник татарстанского управления Росреестра оштрафовал собственников дома за нарушение земельного законодательства. По версии Росреестра, собственники незаконно оборудовали летний торговый павильон. "Заказчиком этого преступления", считает Хайруллин, "был мэр Казани", а "организатором исполком". Обращения в прокуратуру Татарстана и УВД Казани с требованием возбудить уголовное дело в отношении чиновника ничего не дали. В 2016 году Хайруллин вывесил плакат "Росреестр преступная структура". Полиция сняла плакат с автовышкой.

Марс Хайруллин считает, что судья Вахитовского районного суда Аида Давлетшина вынесла решение неправосудно.

Во-первых, в качестве ответчиков были привлечены собственники дома, а не автор панно. Они, убежден Хайруллин, являются ненадлежащими ответчиками. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" гласит, что "надлежащими ответчиками по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации являются авторы не соответствующих действительности порочащих сведений, а также лица, распространившие эти сведения". Хайруллин приводит такую аналогию: если бы кто-то написал на стене здания слово из трех букв, отвечал бы он, а не владелец здания.

Во-вторых, объясняет Хайруллин, ни одному из ответчиков истцы не направили исковых заявлений. Согласно ГПК РФ, суд не может принять иск к производству, если истец не докажет, что отправил иск ответчику. А тут судья не то что приняла иск, но уже и рассмотрела дело.

В-третьих, ответчикам не были направлены извещения о необходимости явиться на заседание, и решение было вынесено заочно, без присутствия ответчиков и самого Хайруллина как представителя ответчиков по доверенности. Из истцов, кстати, как следует из решения суда, присутствовали только представители Росреестра и полиции. Там же почему-то указано, что ответчики были извещены "надлежащим образом".

Соответственно, ответчики были лишены предусмотренного российским законодательством права доказать, что сведения достоверны.

Суд же, как следует из решения, ориентировался на толкование слова "мафия" в словаре Ожегова, где указано, что оно имеет следующее значение: "Тайная разветвленная террористическая организация крупных уголовных преступников".

"Таким образом, распространенные ответчиками сведения о том, что "Росреестр Исполком Увд Казани Мафия", являются сведениями носящими порочащий характер", — говорится в решении суда.

При этом во множестве других словарей содержатся определения, более близкие к тому, что, по всей видимости, хотел сказать автор. Например, словарь "Политическая наука" предлагает такое толкование: "незаконное, преступное воздействие на лиц, государственные и общественные объединения с целью достижения его инициаторами поставленных ими экономических, политических или кадровых результатов".

Более того, в том же словаре Ожегова указано второе, переносное значение слова —"организованная группа людей, тайно и преступно действующих в своих интересах".

В-четвертых, обращает внимание Марс Хайруллин, мотивировочная часть решения была изготовлена в тот же день, в который состоялось заседание — скорость для российского судопроизводства впечатляющая. Это, предполагает он, может свидетельствовать о том, что решение могло быть готово заранее.

В-пятых, согласно частям 1 и 11 ст. 152 ГК РФ опровергать порочащие и не соответствующие действительности сведения следует тем же способом, каким они были обнародованы. Или аналогичным, а аналогию между надписью на стене и публикацией в СМИ провести всё-таки довольно трудно. Тем не менее почему-то в качестве площадки для опровежения было избрано СМИ, не имеющее ни к автору панно, ни в владельцам здания никакого отношения.

(Власти не первый раз требуют опровержения написанного Марсом Хайруллиным на доме под кремлем в СМИ. В 2016 году Росреестр подал к Хайруллину иск, чтобы он опроверг написанную на плакате информацию через газету "Вечерняя Казань". Опровержения Хайруллин не дал).

В решении суд ссылается на то, что если опубликовать опровержение в форме панно, оно нарушит городские правила благоустройства.

Это не так, возражает Марс. В зоне с более строгим регулированием, размещен огромный, размеров в стену дома, баннер с рекламой Универсиады. Он почему-то никого не смущает.

Марс Харйуллин имеет в виду этот баннер рядом с казанской мэрией
Марс Харйуллин имеет в виду этот баннер рядом с казанской мэрией

Кроме дачи опровержения суд обязал собственников здания демонтировать надпись.

Панно "Росреестр Исполком УВД Казани Мафия" сооружено на стене чердака, который мэрия в судебном порядке обязала владельцев дома снести. Уничтожить послание можно будет только вместе со стеной.

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG