Ссылки для упрощенного доступа

Европейская защита: почему задержанные на протестных акциях ищут защиты в Европейском суде


Алексей Навальный в зале Европейского суда по правам человека. Архивное фото
Алексей Навальный в зале Европейского суда по правам человека. Архивное фото

В Казани январские протесты закончились штрафами и арестами. После неудачных обжалований решений суда десятки человек решили обратиться за помощью в Европейский суд по правам человека. "Idel.Реалии" обсудили с правозащитниками и участниками митингов, зачем и каким образом обращаться за защитой в Европейский суд, когда штрафы выплачены, а сутки уже отсижены.

Итогом проведенной работы стало желание большинства обратиться в Европейский суд, что и будет сделано

— Большинство задержанных, в целом, не знало о механизме работы как нашей судебной системы, так и Европейского суда по правам человека. Объяснение сложных вещей на понятном языке и юридическая консультация помогли большинству из них освободиться от предубеждений, что это долго, дорого и сложно. Аналогично и с надеждами на оправдание (прекращения дел) со стороны национальных судов. Итогом проведенной работы стало желание большинства обратиться в Европейский суд, что и будет сделано, — сообщили "Idel.Реалии" в "Апологии протеста".

Юристы правозащитной организации консультировали и защищали участников протестов и прохожих, оказавшихся в автозаках после акций 23 и 31 января в Казани. По данным "Апологии протеста", около 60 из них готовы обжаловать решения российских судов в ЕСПЧ.

Как объясняют правозащитники, по делам об административных правонарушениях участникам акций необходимо иметь на руках решение суда, которые рассматривал дело впервые (первая инстанция), и решение по апелляционной жалобе (вторая инстанция). В случае с участниками протестов в Казани — это документ из Вахитовского райсуда и Верховного суда РТ. После этого юристы готовы помочь с оформлением жалобы в ЕСПЧ. Она отправляется в печатном виде, а само заседание проходит без участия заявителя.

Многие не знали свои права и не ожидали острой реакции от правоохранительных органов

Если потенциальный заявитель не признал вину, он может сослаться в Европейском суде на нарушение его права на свободу слова и свободу собраний — статьи 10 и 11 Конвенции по правам человека.

Несколько задержанных рассказывали "Idel.Реалии", что в отделах полиции им советовали говорить суде о своей непричастности к протесту, называть себя простыми прохожими. По их словам, полицейские утверждали, что это поможет смягчить наказание. К примеру, подавляющее большинство задержанных 23 января говорили именно так. Как объясняют правозащитники, в этих случаях желающие обратиться в ЕСПЧ могут изменить свою позицию на стадии апелляции — указать в жалобе на решение суда, что действительно принимали участие в мирной акции.

— Многие участвовали в первый раз, о чем свидетельствуют социологические опросы. Многие не знали свои права и не ожидали острой реакции от правоохранительных органов. Жесткие задержания, психологическое давление, явно незаконное задержание на 1-2 суток, лишение связи и отказ в допуске защитников — все это повлияло на выбор такой позиции, — объяснили в "Апологии протеста", почему некоторые участники акций решили сойти за случайно задержанных прохожих.

Суды используются либо как аппарат точечных репрессий, либо как механизм палочной системы

Те, кто признали вину не смогут обратиться в ЕСПЧ, сославшись на нарушение права на свободу слова и свободу собраний. В этом случае правозащитники предлагают ссылаться на незаконное задержание и нарушение права на справедливое судебное разбирательство — статьи 5 и 6 Конвенции по правам человека.

— Цель обращения в ЕСПЧ по данным акциям — признать нарушение права на свободу слова и свободу собраний, а также показать системную проблему по реализации этого права в Российской Федерации. Европейский суд прямо сказал: "Перестаньте разгонять мирные акции и привлекать участников к ответственности". Но власти не только не прислушались к доводам Суда, но и начали делать это массово по всей стране, поднимая градус насилия: грубые задержания, применение дубинок и электрошокеров, — сообщили в "Апологии протеста".

"Idel.Реалии" спросили у участников протестов по каким причинам они лично для себя решили обратиться в ЕСПЧ. Активист Тимур Тухватуллин заявил, что суд был к нему несправедлив. Его задержали после того, как он развернул плакат. К тому же силовики повредили ему плечо, когда вели в автозак.

— Я решил подать жалобу потому, что не нарушал ни одну статью КоАП РФ или УК. Районный суд по беспределу вынес постановление по ст. 20.2 КоАП (Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования), а вышестоящий суд по беспределу не отменил постановление . Это [желание обратиться в ЕСПЧ] говорит об отсутствии правосудия в российских судах. Суды используются либо как аппарат точечных репрессий, либо как механизм палочной системы, не способной осуществлять защиту прав человека, — завил Тухватуллин.

У нас теперь открыто говорят, что не признают решения международных судов

Другой задержанный на акции — Илья Арефьев — рассказал "Idel.Реалии", что также хочет найти справедливости, но кроме этого получить денежную компенсацию за время, проведенное в отделе полиции и изоляторе.

— По моему мнению, я ничего не нарушал, а реализовывал свое конституционное право на мирный митинг, закрепленное в 31 статье Конституции РФ. Суды решили, что я должен платить штраф в 10 тысяч рублей за то, что решил пройтись по своему городу. В отделе [полиции] не принимали ходатайства на вызов правозащитника, суд был по видеосвязи за 3 минуты, защитить себя сам не мог, так как не владею всей юридической информацией. В этих условиях я понял, что в России я не могу рассчитывать на честный и справедливый суд, так как отношение к "политическим" предвзятое. Я видел статистику по Москве, там из четырех тысяч дел ни одного оправдательного. Так что, вижу возможность найти справедливость только в ЕСПЧ, — сообщил он.

"Idel.Реалии" также связались с несколькими участниками протестов, которые решили не обжаловать решение суда в ЕСПЧ. Трое из четырех отказались от публикации комментариев, сославшись на такие советы их адвокатов. Один из опрошенных представился Иваном и попросил не публиковать фамилию.

— Наблюдая за происходящим я пришел к выводу, что в этом нет никакого смысла. Я сам погасил свой штраф, даже не обжаловал его. Все эти решения суда однотипные, все решения по апелляциям однотипные. К тому же, у нас теперь открыто говорят, что не признают решения международных судов. Зачем тратить время на это? Скажет ЕСПЧ через 10 лет, что полицейские и суды были неправы, ну назначит мне тысячу евро, которую потом в России еще и выплачивать откажутся, — сказал Иван.

Речь идет не только о денежных компенсациях, но и о восстановлении нарушенного права

Еще до принятия поправок в Конституцию РФ решения ЕСПЧ носили рекомендательный характер, но тем не менее исполнялись. Один из последних случаев, когда российские власти отказались следовать указаниям Европейского суда связан с заключением Алексея Навального. ЕСПЧ в рамках 39 правила регламента потребовал освободить оппозиционного политика, приговоренного по делу "Ив Роше" на 3,5 года, до рассмотрения его жалобы.

Как сообщала "Русская Служба Би-би-си", правило 39 дает Европейскому суду право требовать от сторон разбирательства применения временных мер, необходимых для адекватного рассмотрения жалобы. При этом Россия де факто отказалась подчиняться этому требованию. Глава Минюста РФ Константин Чуйченко назвал его необоснованным и неправомерным.

— Есть определенный порядок, механизм. Если одна из сторон не исполняет решение ЕСПЧ, то дело, этот вопрос передается на рассмотрение в Кабинет министров Совета Европы. Соответственно, там могут наложить определенные санкции на страну [за неисполнение решения Европейского суда]. Смысл обращаться в ЕСПЧ есть. Речь идет не только о денежных компенсациях, но и о восстановлении нарушенного права, — прокомментировала юрист Эльза Нисанбекова.

  • Алексей Навальный 17 января вернулся в Москву из Германии, где он проходил лечение и реабилитацию после предполагаемого отравления в Томске боевым отравляющим веществом "Новичок". На паспортном контроле в аэропорту "Внуково" политика задержали и отвезли в ОВД города Химки. 18 января прямо в помещении ОВД над политиком состоялся суд — по ходатайству ФСИН судья Химкинского горсуда Елена Морозова арестовала Навального на 30 суток. После этого он призвал россиян выходить на улицы.
  • Позже Фонда борьбы с коррупцией опубликовал фильм о предполагаемом дворце Путина. Его посмотрели более 100 миллионов раз.
  • Штабы Алексея Навального объявили "масштабные акции" за освобождение оппозиционера и против коррупции. Протесты прошли 23 и 31 января в более чем 100 городах страны. По итогам акций были задержаны более тысячи человек. Сотни из них оказались под арестом.
  • 2 февраля, Симоновский суд Москвы изменил приговор Алексею Навальному по делу "Ив Роше". Суд заменил условный срок на реальный из-за пропуска дней регистрации. Часть этого срока Навальный провел на лечении и реабилитации в немецкой клинике Шарите после предполагаемого отравления боевым химическим оружием "Новичок". Политика осудили на 3,5 года колонии, но зачли время его нахождения под домашним арестом шесть лет назад, когда расследовалось дело. Так, Навального поместили в колонию на 2 года 8 месяцев.
  • После этого на улицы российских городов вышли сторонники политика. Самые массовые акции за освобождение Навального прошли в Москве и Санкт-Петербурге. Там же силовики с особой жестокостью разгоняли людей, используя дубинки и электрошокеры. Еще во время процесса у здания суда задержали сотни человек. На утро в отделах полиции оказались тысячи задержанных.

Если ваш провайдер заблокировал наш сайт, скачайте приложение RFE/RL на свой телефон или планшет (Android здесь, iOS здесь) и, выбрав в нём русский язык, выберите Idel.Реалии. Тогда мы всегда будем доступны!

❗️А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG