Ссылки для упрощенного доступа

Более 20 изданий требуют аннулировать список "СМИ-иноагентов"


Задержание участницы пикета в защиту "СМИ-иноагентов" в Москве

Письмо публикуют СМИ, редакторы которых подписали обращение.

Главные редакторы и издатели более 20 независимых российских изданий потребовали аннулировать нынешний список СМИ-"иноагентов", а также смягчить действующее законодательство об "иностранных агентах". Они подписали открытое письмо президенту России Владимиру Путину, его пресс-секретарю Дмитрию Пескову и министру юстиции Константину Чуйченко с изложением своих предложений.

Письмо публикуют СМИ, редакторы которых подписали обращение. Среди них включённый в реестр "СМИ-иноагентов" "Дождь". Остальные издания, руководители которых подписали обращение, в этот реестр не включены. Письмо в частности, подписали главные редакторы "Новой газеты" Дмитрий Муратов, "Эха Москвы" Алексей Венедиктов, издатель Znak.com Аксана Панова, представители региональных изданий, в их числе Ирина Еникеева, и.о. главного редактора КоzaPress, Олег Звонов, издатель интернет-газеты "Пенза-онлайн", Елена Иванова, главный редактор ИА "Свободные новости. Free News-Volga".

Авторы письма не требуют полной отмены законодательства о "СМИ-иностранных агентах", но добиваются его пересмотра. Среди 12 предложенных ими поправок - возможность признания СМИ "иноагентом" только в судебном порядке и после предупреждения, установление порога иностранного финансирования СМИ, позволяющего не признавать его "иноагентом", отказ от произвольности при признании СМИ "иноагентами", смягчение условий для физических лиц-"иноагентов". Отдельным пунктом внесено предложение аннулировать нынешний список "СМИ-иноагентов".

Сейчас в этом списке 43 издания и физических лица. Понятие "СМИ-иноагента" появилось в российском законодательстве в 2017 году, тогда же в реестр были включены первые СМИ, в том числе Радио Свобода и его региональные проекты. Корпорация РСЕ/РС не согласилась с этим решением российских властей.

В последние месяцы в реестр были внесены ряд известных независимых СМИ, в том числе "Медуза", телеканал "Дождь", The Insider, "Важные истории", а также физические лица — в том числе журналисты изданий "Проект" и "Важные истории". Статус "СМИ-иностранного агента" налагает на СМИ и физических лиц серьёзные ограничения.

  • Движение "Голос", следящее за выборами, признали иностранным агентом 18 августа. "Голос" попал в новый реестр иностранных агентов, которые не имеют юридического лица.
  • 15 июля Генпрокуратура признала "нежелательной организацией" издание "Проект", а 8 журналистов — "иностранными агентами".
  • В конце апреля Минюст внес издание "Медуза" в реестр иностранных агентов. Редакция СМИ сообщала, что это ставит под угрозу ее работу и объявила сбор средств, так как рекламодатели отказались сотрудничать с изданием. В реестр также внесли "Первое антикоррупционное СМИ".
  • Издание VTimes, которое также было признано "иноагентом", закрылось через несколько недель после получения этого статуса.
  • Впервые Министерство юстиции РФ включило ​пять человек в реестр "иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента" в конце декабря 2020 года. В список попали правозащитник Лев Пономарёв, активистка Дарья Апахончич, главный редактор "Псковской губернии" Денис Камалягин, сотрудничающие с Радио Свобода журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов.
  • В январе-мае 2021 года Роскомнадзор составил и направил в суд несколько сотен протоколов о нарушении РСЕ/РС вступившего в силу минувшей осенью приказа Роскомнадзора о жестких правилах маркировки публикаций. ООО "РСЕ/РС" обжалует все без исключения принятые против него судебные решения, однако апелляции неизменно оставляются без удовлетворения Тверским районным судом.
  • Медиакорпорация РСЕ/РС, соблюдавшая все нормы российского законодательства, отказалась выполнять требования Роскомнадзора, расценивая их как попытку вмешательства в редакционную политику и политической цензуры.
  • В жалобе отмечается, что принятое в России применение законодательства о так называемых СМИ-"иноагентах" нарушает 10-ю статью Конвенции о правах, гарантирующую право каждого человека свободно выражать своё мнение, а также распространять информацию и идеи без какого-либо ограничения.
  • Президент РСЕ/РС Джейми Флай заявлял о решимости корпорации продолжать работать в России. "Мы продолжим противостоять попыткам Кремля цензурировать неприятную для российских властей правду", — заявил он.
  • В мае 2021 года Министерство юстиции России внесло в список СМИ–"иностранных агентов" сайт Meduza.io и деловое СМИ VTimes. "Медуза" пытается оспорить решение в судебном порядке, считая, что применение закона разрушает коммерческую бизнес-модель СМИ и ставит его на грань закрытия. Редакция VTimes объявила о закрытии сайта.
  • Представители российских властей считают, что действующее в стране законодательство о "СМИ–иноагентах" является зеркальным отражением действий правительства США "против российских журналистов в Америке". "Мы вынуждены действовать по принципу "око за око", — заявила недавно, выступая на мероприятии в рамках Международного экономического форума в Санкт-Петербурге, директор департамента информации и печати МИД России Мария Захарова. По ее мнению, "журналисты, представляющие СМИ–"иноагенты", не сталкиваются [в России] с ограничениями и пользуются теми же правами, что и все остальные работники этой сферы в России". Руководители РСЕ/РС и представители международных журналистских организаций неоднократно опровергали эту точку зрения, называя условия, в которых Радио Свобода действует в России, несопоставимыми с условиями работы телеканала RT и других проектов МИА "Россия сегодня" в США.
  • Российские власти штрафуют Татаро-башкирскую службу Радио Свободная Европа, в том числе татароязычный проект "Азатлык Радиосы" и русскоязычный портал "Idel.Реалии", а также телеканал Настоящее Время и другие русскоязычные проекты РСЕ/РС за неисполнение отдельных положений законодательства о так называемых СМИ–"иностранных агентах". Общая сумма штрафов по уже вынесенным судебным решениям составляет свыше 100 миллионов рублей. В мае представители РСЕ/РС обратились в связи с этим в Европейский суд по правам человека с жалобой против российских властей.

Если ваш провайдер заблокировал наш сайт, скачайте приложение RFE/RL на свой телефон или планшет (Android здесь, iOS здесь) и, выбрав в нём русский язык, выберите Idel.Реалии. Тогда мы всегда будем доступны!

❗️А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Комментарии (1)

XS
SM
MD
LG