Ссылки для упрощенного доступа

"Коль хочешь жить — нужна свобода". Забытые женские истории


8 марта 2019 года в Санкт-Петербурге
8 марта 2019 года в Санкт-Петербурге

Они выступали за мир и одновременно покоряли его своим умом и искусством. Первая чувашская писательница Марфа Трубина и актриса Тани Юн — сильные и смелые, но несправедливо забытые, как они боролись за свои права, ценили свободу и не боялись постоять за правду — в материале "Idel.Реалии".

ПЕРВАЯ ПИСАТЕЛЬНИЦА

Марфа Трубина (1888-1956)— первая женщина-писатель в Чувашии, а еще одноклассница по Симбирской учительской школе классика национальной поэзии Константина Иванова (1890-1915). О Трубиной в разговоре с корреспондентом "Idel.Реалии" вспоминает писатель Михаил Юхма:

— Мы познакомились с Марфой Трубиной в последний год ее жизни. Тогда я получал образование в чувашском пединституте. Ей очень хотелось встретиться с молодыми писателями. Она рассказывала нам о Константине Иванове, с которым она сидела за одной партой. Трубина вспоминала, что Иванов был стеснительным молодым человеком и все девушки в классе, конечно, были в него влюблены. Каждый раз вспоминаю трогательный для меня момент, как Марфа Трубина благословила на "добрый литературный труд" и стала пожизненным кумиром. Очень огорчает, что школа в селе Байгулово, в которой работала учителем Марфа Трубина, так и не стало носить имя выдающейся писательницы.

Литераторы отмечают, что инновационная идея творчества Марфы Трубиной заключена в том, что она смогла в своих произведениях рассказать о положении женщины-чувашки в обществе. Писательницу также волновала тема обычаев и революции. Также ее называют основоположницей чувашской детской литературы:.

Марфа Трубина
Марфа Трубина

— Как и поэт Константин Иванов в своей поэме "Нарспи", Марфа Трубина описывала историю о несчастном браке, как о трагедии в семье, — отмечает исторический писатель Михаил Юхма. — Так Марфа Трубина описывала историю о женщине-чувашке, которую насильно выдали замуж за марийского князя и когда они переплывали на другой берег Волги, невеста просит испить воды из родной реки. Но женщина решает потопить себя и опрокидывает в реку лодку с женихом и сватами. Право женщины на выбор, ее роль в семье, положение в обществе, о том что любое проявление насилия по отношению к женщине и есть зло, за которые бывают трагические последствия и расплата — думаю, что эти вопросы обсуждались в стенах Симбирской школы, если ее ученики так ярко описывают эту тему в своем творчестве. А самое главное, Марфа Трубина была очень благодарна Ивану Яковлеву, чувашскому просветителю, за возможность для чувашских женщин получать образование.

Известно, что любимыми произведениями Марфы Трубиной были произведения российских классиков – Николая Гоголя, Ивана Тургенева и Льва Толстого, из поэтов нравился Андрей Кольцов, который и вдохновил чувашскую писательницу на творчество. Первым опубликованным произведением Трубиной было стихотворение на русском языке "Над колыбелью". Оно было напечатано в июне 1917 года в газете "Чебоксарская правда". В первых чувашских стихотворениях писательницы раскрыла тему революции, высказывает сочувствие молодым людям. Свое антивоенное настроение тех лет Марфа Трубина выразила в стихотворениях "Горе девичье" и "Звезды". Через два года писательница выпустила сборник народных песен и сказок. В последующем прозаические ее произведения публиковались в журналах и газетах "Канаш", "Работница", "Будь готов", среди которых известная повесть "Детство", "Мучар", рассказы "Маленькие колхозники". В 1930 году ее избрали секретарем правления Чувашской ассоциации пролетарских учителей. При этом Марфа Трубина была скромной по своему нраву. Это видно по словам из ее сохранившихся писем: "Чебоксарская публика вообще любит одеваться крикливо, и опять у меня появилось чувство беспокойства, что среди разодетых я буду выглядеть как ворона среди пав".

В 30-х годах эта скромная женщина стала объектом для внимания НКВД, а ее многие товарищи были объявлены врагами народа. За это ее уволили с работы и лишили звания педагога. "Меня оклеветали", — так она писала в в Союз писателей. В декабре 1937 года Марфу Трубину восстановили в правах и вернули обратно на учительскую должность. Учителем она проработала с 1913 по 1956 год в Байгуловской школе Козловского района и написала за это время более 40 рассказов.

ПЕРВАЯ АКТРИСА ЧУВАШСКОГО КИНО ТАНИ ЮН

Тани Юн (настоящее имя Татьяна Бурашникова, 1903-1977) — первая актриса чувашского кино. Ее супруг — режиссер Иоаким Максимов-Кошкинский, который является основателем "Чувашкино" (организация в 2021 году была реорганизована). Свою первую главную роль Тани Юн сыграла в киноленте "Сарпиге" (по мотивам произведения Н.М. Гарина-Михайловского "Зора"). Известно, что съемки проходили в Чебоксарах, в деревнях Вурманкасы и Вачалкасы.

Тани Юн
Тани Юн

Тани Юн родом из Ядринского района Чувашии деревни Чербаи. После сельской школы будущая актриса приехала в Чебоксары, где ей суждено было "заболеть театром" и познакомиться с его художественным руководителем Иоакимом Максимов-Кошкинским. Сначала Тани Юн пригласили на работу в чувашскую труппу театра, а потом она начала сниматься в кино, которое получило мировой успех. Чувашские киноленты с Тани Юн увидели в странах Европы и Америки. Так "Чувашкино" смогло на весь мир рассказать об истории и быте чувашского народа.

В 1937 году сначала арестовали и осудили супруга Тани Юн. Ее саму вызывали на допрос в НКВД, обвиняя в связи с сотрудниками иностранного посольства. В своей автобиографии Тани Юн детально вспоминает, как за ней пришли: "Мы спим с дочкой на одной кровати. Слышу стук в дверь. Оделась, подхожу к двери, открываю. На пороге следователь НКВД и милиционер".

Актрису осудили по статье "контрреволюционная деятельность". В первый день Алатырской колонии Тани Юн репетировала сцену тюремного спектакля "Платона Кречета". В неволе актриса даже смогла поставить чувашский спектакль "Ялта" ("В деревне").

— На репетициях, а еще больше в спектаклях, я на два-три часа забывала о своей несвободе. Я жила жизнью моих героинь, не замечая высоких заборов, душных бараков. Скажу честно: моя профессия спасала меня от разных неприятностей и трудностей в течение двух лет, — написала Тани Юн в своих воспоминаниях в автобиографии "Дни и годы минувшие".

В 1940 году Юн была реабилитирована, вернулась из ссылки, но в Чувашии не осталась и переехала с семьей в Москву. Автобиография Тани Юн была опубликована в 1972 году на чувашском языке, позже переиздана в 2013 году и только в 2021 году переведена на русский язык. Одним из инициаторов о необходимости издать книгу Тани Юн на русском языке стали племянница актрисы Светлана Березкина и историк Владимир Долгов.

— Самое ценное в этой книге воспоминания Тани Юн об арестах, — говорит в беседе с "Idel.Реалии" историк Владимир Долгов. Здесь она богатым до деталей литературным языком описывает, как ее допрашивали, как ей приходилось общаться с уголовницами, как она сидела в чебоксарской тюрьме, как ее отправили в лагерь сначала в Казахстан, потом на Урал. Причем в первом чувашском варианте издания книги эту главу о репрессиях под названием "Время, которое не хочется вспоминать" не напечатали. А эта глава, на мой взгляд, центральная.

Отрывок из автобиографии Тани Юн:

— Вот уже два года и четыре месяца моей несвободы. Значит, жить мне здесь остается пять лет и восемь месяцев…Страшно, но умирать все же не хочется. Как бы не было тяжко, человек все равно стремится жить. Но коль хочешь жить — нужна свобода. И я, уповая на мою невиновность, дважды посылала жалобу в московскую прокуратуру. Жалобы мои отправляли в Чебоксары к прокурору Карзанову, который меня и посадил.

Похоронена актриса в 1977 году на Карачуринском кладбище в Чебоксарах. Внук чувашской киноактрисы Тани Юн и режиссера Иокима Максимова-Кошкинского — известный киноактёр, заслуженный артист России Андрей Градов.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG