Ссылки для упрощенного доступа

"Письмо российскому солдату на Украину". Что задают самарским четвероклассникам


Иллюстративное фото
Иллюстративное фото

С начала войны появились десятки сообщений, что в российских школах учителя начали активно беседовать с детьми о "спецоперации" и о том, почему решение президента России Владимира Путина о вводе войск — необходимое и верное. О тематических уроках обществознания и выстраивании учащихся старших классов в букву Z (символ российских войск в Украине) родителей зачастую просто не предупреждают. Не предупредили и семью Алины, десятилетней сестре которой задают сочинения-письма "российскому солдату", патриотические стихи, а также пугают тем, что "все они умрут".

Жительница Самары Алина (имя изменено по её просьбе) рассказала "Idel.Реалии", что её сестре — ученице четвёртого класса — начали задавать домашние задания, не связанные с учебной программой. По её словам, около двух недель назад девочке и её одноклассникам сказали "написать письмо российскому солдату, воюющему на Украине". Со слов собеседницы, задание было дано "по желанию".

— Честно говоря, мне уже надоела эта "патриотическая" тема у них. Сестра мне говорит, что сейчас им активно начали задавать учить стихи про Родину, а недавно одна из учительниц зашла в класс и почему-то сказала, что "их всех убьют". Мама попросила классную руководительницу поговорить с коллегой. Та ответила, что "детки неправильно её поняли", — рассказывает Алина.

Ее сестра учится в обычной средней школе в Самаре. Алина считает, что девочка ещё слишком маленькая и не знает толком, что происходит. В последних числах февраля школьница ещё пользовалась соцсетью TikTok и увидела там ролики о войне. После просмотренного контента девочка позвонила Алине в слезах — над домом пролетел пассажирский самолёт, и ребёнку показалось, что это военная техника. После этого младшая сестра Алины сама решила удалить TikTok "для сохранности психики".

— Ей десять лет. У неё даже нет паспорта! Это что, целевая аудитория, у которой должна быть какая-то гражданская позиция? Недавно им задали другое задание — описать жизнь солдата в Великую Отечественную войну. Что опять-таки наводит на вопрос — а что ребёнок об этом может написать?

При этом девушка отмечает, что детей пока "к счастью, не выстраивают в букву Z". У Алины и её семьи взгляды, скорее, антимилитаристские. Девушка хочет помочь младшей сестре с заданием о солдате ВОВ — они решили, что в сочинении нужно раскрыть реальные, по их мнению, переживания военных: страх смерти, переживание утраты близких, желание оказаться дома.

— Война — она в этом. Не надо, я считаю, её как-то романтизировать и возвеличивать. Кто бы её ни начал — война в любом случае ужасна. В силу того, что наша мама сейчас работает в бюджетной организации, она, к сожалению, ничего не может говорить, жаловаться, так что мы стараемся не обсуждать политические темы дома. Но мы уже рассказываем младшей, что из-за войны экономическая ситуация ухудшилась, маме тяжело, и сейчас нужно быть скромнее в плане просьб что-то купить. Вообще, прежде чем говорить о войне ученикам, нужно как минимум обсудить с родительским комитетом, а нужно ли это вообще, хотят ли этого родители? — полагает Алина.

Детский и подростковый психолог Дина Палеха в беседе с "Idel.Реалии" поясняет, что детям действительно важно обсуждать тревожащие их вещи со "значимыми взрослыми" на доступном языке.

— Дети очень хорошо считывают наши эмоции, даже если мы о них не говорим. Особенно — если не говорим. При этом всем детям присуще чувство всемогущества: всё, что происходит вокруг — происходит из-за них. Всё возможно, если сильно захотеть. Обратная сторона такого магического мышления — чувство вины, если случилось что-то плохое: будь то развод, ссора родителей или значимая утрата. Это иррациональный, но очень сильный механизм, — поясняет собеседница.

Психолог также уточняет, что при недостатке информации дети склонны интерпретировать реальность порой более страшным образом, чем есть на самом деле.

— Сейчас — в условиях тотальной тревоги — складывается ситуация, в которой дети начинают испытывать примерно те же чувства, что и взрослые. Плюс усиливают это иррациональным чувством вины. Только причин дети не понимают. Выхода у них два: искать их в себе ("я плохой") или снаружи ("мир плохой"). И здесь очень важно дать ребёнку не только базовое чувство безопасности в семье, не только уверенность в том, что с ним всё в порядке, но и разрешение на проживание тревожных чувств.

Вместе с тем, поясняет Дина Палеха, школа и чужие люди не способны дать ребёнку то, что ему действительно нужно. Наоборот — учителя могут нагрузить его лишними смыслами, окончательно запутав и напугав.

— Только родитель знает, что и как сказать своему ребёнку. Только родитель может очертить те жизненные ориентиры, которые дадут ребёнку чувство тыла и способность критически мыслить. Да, в мире много несправедливости и горя. Да, не всё можно исправить, не на всё можно повлиять. Но то, что нам по силам, есть всегда. Так, только мы решаем, как относиться к тому или иному событию/явлению. Только мы решаем, верить ли всему, что нам говорят. Мы решаем, что можем сделать для себя и близких. "Я — твой взрослый и всегда поддержу тебя, помогу разобраться". Обо всём этом можно и нужно говорить с детьми. И не бойтесь задеть сложные чувства. Иначе это сделает кто-то другой, — резюмирует собеседница.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG