Ссылки для упрощенного доступа

"Когда Путин напал на Украину, я лепил пельмени в Саранске"


Илья Бажан
Илья Бажан

Илья Бажан — 37-летний предприниматель из Мордовии. В последнее время он занимался лепкой пельменей под брендом "Кухня Крафтовой еды". После начала войны с Украиной мужчина понял, что пришло время строить новую жизнь и уехал из России в Ереван. Здесь саранцу удалось собрать команду единомышленников и начать работу над новым медиапроектом — "BAZHAN JOURNAL", который рассказывает об эмиграции россиян и украинцев. В интервью "Idel.Реалии" Бажан рассказал о жизни в Мордовии, бизнесе и войне.

Вы помните 24 февраля 2022 года?

— Когда Путин напал на Украину, я лепил пельмени в Саранске. Последний год, живя в Мордовии, я занимался проектом крафтовой еды — сам делал пельмени, сам их продавал. Я вообще изолировал себя от новостей. Жил в своем уединенном мире, из которого вылезал, чтобы поинтересоваться, что нового в искусстве, почитать какие-то статьи на общественную тематику, книги, художественную литературу. Но даже до меня 24 февраля дошли новости, что началась война.

Я почувствовал, что всему конец — всем планам, которые были

Что вы почувствовали в этот момент?

— Я почувствовал, что всему конец — всем планам, которые были. Хотя последние четыре года, живя в России, я понимал — скоро война. Это было предсказуемо. Когда один человек столько лет у власти и если он диктатор, он все равно в конечном счете развязывает войну. Я понимал, что в ближайшие три года мне придется из России уехать. Но 24 февраля я понял, что конец ближе некуда — и уезжать нужно сейчас. Наверное, в этот момент я понял, что родился заново.

Что вы имеете в виду?

— Мне 37 лет. И тут я оказался как в детстве. Потому что надо все начинать заново, по-другому разговаривать, заново изучать мир. Потому что того мира, на котором я пытался что-то строить, просто не стало. Я не испугался — скорее, разозлился и понял, что в России больше делать нечего. После начала войны планировал с мамой уехать сначала в Мексику. Но потом мы поняли, что маме лучше остаться в Саранске — здесь у нас близкие, друзья. Мама — в отличие от меня — любит Саранск и Мордовию.

Я не испугался — скорее, разозлился и понял, что в России больше делать нечего

— Как выбор пал на Ереван?

— Ереван я выбрал случайно. Два раза пытался улететь в Турцию. И оба раза неудачно — отменяли рейсы. И я взял билет в Ереван с планами поехать потом в Грузию. Но когда прилетел в Армению, обзавелся тут десятками новых друзей. Получил полное понимание как соотечественников, так и местных. Мне комфортно здесь. Вообще, думаю, россиянам здесь комфортно. Уже после пришла идея о медиапроекте "BAZHAN JOURNAL" (Bazhan — фамилия-псевдоним Ильи — "Idel.Реалии"), который пока представлен в Telegram, Facebook, Twitter, YouTube. Планируем запустить свой сайт.

"Я ДУМАЮ" В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ РОССИЮ ОТКЛЮЧАТ СОВСЕМ"

— Расскажите подробнее про ваш проект.

— Это небольшой пока проект, подписчики стабильно растут. 19 человек работают не просто так. Мы работаем сейчас над контентом: пишем про Россию, про эмигрантов, записываем истории, интервью, следим за федеральной повесткой. Хотим попробовать получить европейский грант под проект. Мы хотим освещать злободневные темы. Я вижу, что многих волнует тема эмиграции, тема войны — все то, о чем в России сейчас принято молчать. Планируем писать как на русском, так и на английском языках. Думаю, что в ближайшее время Россию отключат совсем — от интернета имею в виду. Все VPN-соединения будут блокироваться на подходе.

Думаю, что в ближайшее время Россию отключат совсем — от интернета имею в виду. Все VPN-соединения будут блокироваться на подходе.

Мы должны будем остаться конкурентоспособным информационным ресурсом, поэтому рассматриваем англоязычную версию издания. По моим прогнозам, Россию отключат от интернета полностью, как начнется атака на Киев.

— Как пришла идея писать об эмиграции?

— Эта идея появилась благодаря ребятам, с которыми я познакомился в Армении. Они сами захотели подключиться к проекту. Пока все мы работаем за идею. Я сам посвящаю изданию все свое время — 24/7. Благо — есть опыт. В Саранске, когда я занимался лепкой пельменей, находил время на написание аналитических статей. Одна из них — про тип людей, которых я назвал "Алкаши". Это люди, которые родились в советском гетто, когда рождаешься в хрущевских районах, блочных советских домах — и ты психологически проживаешь жизнь типа "алкаша". Для них норма — пить пиво под гитару у подъезда или разливая рюмку одну за другой, закусывая воблой из газеты. "Алкаши" могут, конечно, выбраться из этой истории, если захотят, но пока такая жизнь — это предел их мечтаний.

Илья Бажан в Армении
Илья Бажан в Армении

Другая моя статья про то, как сделать свое путешествие интересным. Или, например, про то, как Москва не стала Амстердамом — как уничтожались целые пространства столицы, как исчезли троллейбусы, как надоела собянинская плитка и вообще про то, как город живет лишь интересами о деньгах.

— На какие средства вы сейчас живете в Армении?

— Сейчас живу на немногочисленные сбережения, которых хватит на два месяца. Снимаю скромный хостел, да и мне много не нужно. Вчера получили первый донат на 15 долларов. Подаем документы на европейский грант. У нас нет другого выбора, кроме развития.

"МЫ ДОЛЖНЫ ИДТИ ПО АМЕРИКАНСКОМУ ПУТИ"

— Расскажите про Ереван.

— Уютный, красивый, добрый, хорошие запахи, уютные кафе, улицы, культурный, свойский, приветливый, исторический, устоявшийся, что очень интересно. Чувствуется, что люди здесь веками живут — и они нашли свой комфорт. А когда из некомфорта приезжаешь в комфорт, интересно так пожить. Интересно побыть в гостях. Я не уверен, что здесь останусь, я — сторонник свободного перемещения. Людям дана планета Земля, и мы должны ее благоустраивать, оберегать, исследовать, познавать. Я считаю, что нужно жить в мире, в комфорте, поэтому нужно жить там, где хочешь.

Когда из некомфорта приезжаешь в комфорт, интересно так пожить

Сейчас понял, что мне на пути чаще встречаются очень хорошие люди — даже в очень депрессивных регионах. Например, Пенза — очень депрессивный город. Вот Нижний Новогород — менее депрессивный, а Пенза — чуть более депрессивный, чем Саранск. И даже там я встречал больше позитивных людей. У нас в Саранске принято грустить во мраке. Это просто менталитет такой. Идеально — это когда государство не мешает жить людям, а пока в России все наоборот. Власти заинтересованы в том, чтобы народ бедствовал, воровал чуть-чуть. А если мы не воруем, мы становимся для них подозрительными — нас объявляют "иностранными агентами", шпионами.

— Вы говорите, что в Саранске грустить — "это менталитет такой". А как определить менталитет?

— Чтобы определить менталитет народа, достаточно проехать чуть более 50 км на рейсовом автобусе — например, из города в сельскую местность — и послушать, о чем там говорят люди. Там всю правду о народе можно узнать. Я такие разговоры часто слушал у себя в Мордовии…

— И о чем говорят в автобусах Мордовии?

— "Ну, как там на новой работе у тебя?" — спрашивает один пассажир другого. А он ему отвечает: "Зарплату мало платят, еще воровать невозможно". С советских времен так пошло: если сосед работает на мясокомбинате, то на балконе у тебя тухнет колбаса. Если на каком-нибудь заводе, то под его балконом лучше не ходить — может рухнуть под тяжестью гаек и прочего барахла. Тащить к себе — это почти как элемент культуры, трудно искореняется. Я бы даже сказал, что это — болезнь. А власть — она из народа. Путин откуда? Он не голубых кровей правитель, он тоже — из народа. Народ в России не готов жить хорошо и свободно от воровства.

— Что нужно для того, чтобы вы — рядовой россиянин — завтра захотели вернуться в Саранск?

— Если рассуждать глобально, у России прежде всего должна быть децентрализация власти. Мы должны идти по американскому пути, мы должны скопировать государственное устройство или большинство взять оттуда. Власть в регионах должна иметь полномочия. Почему этого нет в России? Потому что у людей преобладает рабский тип мышления, люди не хотят голосовать, даже работать не хотят. Они хотят, чтобы кто-то за них проголосовал, кто-то за них решил. Поэтому в Кремле пришла идея сделать царя — а-ля такого диктатора. Все это происходит благодаря централизации власти.

"МЕНЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ САРАНСКА НЕ ИНТЕРЕСУЕТ, ПОТОМУ ЧТО ЕЕ ТАМ НЕТ"

— Расскажите о жизни в Саранске?

— Любые инициативы здесь убиваются еще в зародыше, любой активизм, творчество. Об этом говорят в Мордовии художники в кулуарах. Раз они живут на родине, им приходится продавать свой патриотизм…

— Что изменилось с приходом к власти Артема Здунова (глава Мордовии с сентября 2021 года, кандидат экономических наук. Родом из Казани, по национальности — эрзя)?

Будут голодные 90-е. Люди начнут сажать картошку и помидоры. Кто не успел посадить, не сможет в супермаркетах ничего покупать.

— Перестали улицы вообще убирать. Снег из Саранска не вывозят вообще. Вывозят снег только из центральной площади, где сидит сам Здунов и несколько министров, которые ему нравятся. При этом снег в городе убирают карьерными самосвалами. И это элементарное, стоит ли говорить дальше… По слухам, начали Меркушкина (Николай Меркушкин — глава Мордовии с 1995 по 2012 гг. — "Idel.Реалии") дербанить, сына его "закрыли". В любом случае это все мои домыслы на основании комментариев жителей Саранска. Сам я аналитику по этому вопросу не проводил. Меня политическая жизнь Саранска не интересует, потому что ее там нет.

— Как вы думаете, что ждет Россию в ближайшие 3-5 лет?

— Будут голодные 90-е. Люди начнут сажать картошку и помидоры. Кто не успел посадить, не сможет в супермаркетах ничего покупать. Кто продал участки, будут покупать землю — чтобы выживать. Некоторые начнут пить, будет развиваться бандитизм, в том числе и в правоохранительных структурах. Будут группировки. Не было все эти годы нормального здравоохранения — сейчас его не будет совсем. Будут мошенники разного пошива. Будут смерти, которые превысят показатели в пандемию. Пойдут гробы с убитыми солдатами из Украины. А кто будет об этом говорить, того будут сажать. Будет нормально убивать несогласных. Будут концлагеря. Я не хочу сосуществовать в таких реалиях, любой нормальный человек не захочет. С Россией что-то не так...

Некоторые начнут пить, будет развиваться бандитизм, в том числе и в правоохранительных структурах. Будут группировки.

Когда стало понятно, что с Россией что-то не так ?

— Это было еще в районе 2010 года. Тогда я жил в Саранске. Зарегистрировался как индивидуальный предприниматель, предоставлял услуги консультаций по вопросам ЖКХ. Думал, что разбогатею (смеется). На тот момент проблемами ЖКХ никто не хотел занимался. Я увидел эту нишу и подумал, что дело перспективное. Но министерство ЖКХ в Мордовии увидело нашу деятельность — и меня вызвали в отдел "К" МВД. Можно сказать, попросили перестать заниматься этим делом или могут начаться проблемы.

Уже после я перебрался в Москву, пробовал заниматься разными проектами. Был менеджером по развитию гостиничного бизнеса. Я был бы счастлив иметь такой бизнес на старости лет, не думая ни о чем. У нас был стартап — сервис бронирования гостиниц для домашних животных, по типу Booking.com. Мы думали, что в России в лучшую сторону изменится ситуация с законодательством о домашних животных. Какой там — даже людей не щадят. И тут пандемия, опять кризис.

Владислав Новоселов
Владислав Новоселов

— Вы можете назвать себя активистом, участвовали в политической деятельности?

— Нет. Я не политик. Политиком был мой отец — Новоселов Владислав Семенович. Папа основывал в Саранске первую демократическую партию (партия ДПР). Он был депутатом Горсовета. Считай, что жизнь положил, чтобы поменять советскую власть на демократию в Мордовии. Я видел опыт отца и не хотел связываться с безумием под названием политика. Ведь в те 90-е годы в Мордовии творился абсолютный беспредел: человека за политику могли просто застрелить, повесить на шарфе — как соратников моего отца. Или просто могли вырезать всю семью — как это было с друзьями отца. И на моего отца было два покушения.

Нет, не хотел такой участи для себя. Хотя после школы думал пойти на политологию, но подумал, что не хочу умирать в 40 лет. Ведь я, как и отец, во всем иду до конца. И тогда я выбрал другой путь — занялся бизнесом, думал, что он-то в нашей стране будет иметь развитие. Я вообще сторонник того, чтобы открывать бизнес и платить все налоги — по-честному. Но в России так нельзя, поэтому нам не по пути.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG