Ссылки для упрощенного доступа

"Россия — это больше, чем Путин". Язык страны агрессора на фоне войны


Дмитрий Мазалевский
Дмитрий Мазалевский

С 24 февраля российские власти неоднократно заявляли, что одна из целей так называемой "спецоперации" — защита русскоязычного населения от притеснения в Украине. Государственные СМИ охотно тиражируют информацию об "отмене" русского языка, русской культуры и притеснении россиян в различных странах — не только в Украине. "Idel.Реалии" поговорили с преподавателем Дебреценского университета (Венгрия) Дмитрием Мазалевским о новой реальности, помощи беженцам и будущем русского языка.

— Так как я не только преподаю русский как иностранный, но и учусь в аспирантуре, нам нужно участвовать в конференциях. В октябре прошлого года я узнал про конференцию Британской ассоциации, она должна была проходить в Кембридже. Я отправил туда аннотацию, и в декабре организаторы подтвердили мое участие, — вспоминает Дмитрий Мазалевский.

Я посмотрел обращение Владимира Путина в прямом эфире и после — несколько дней подряд — непрерывно читал новости

В тот момент у него истекал срок действия паспорта — Мазалевский дважды летал в Россию для оформления документов. В Венгрию он вернулся 21 февраля.

— В ночь с 23 на 24 февраля я ехал в поезде в Будапешт, чтобы подать документы на британскую визу. Не спалось, просто листал соцсети. Знаете, эта дурацкая привычка обновлять ленту, которую ты уже обновлял, зная, что ничего нового там ночью не появится. Но в этот раз все получилось иначе. Я посмотрел обращение Владимира Путина в прямом эфире и после — несколько дней подряд — непрерывно читал новости, — рассказывает Мазалевский.

Он родился в Казани. В 2017 году получил степень бакалавра на журфаке Казанского Федерального университета, в 2019 — степень магистра в Государственном институте русского языка им. Пушкина в Москве.

У меня было пять дней, прежде чем я зашел в аудиторию в новой реальности

— Во время учебы я прошел стажировку в венгерском университете, куда после и пошел учиться. Параллельно с аспирантурой начал преподавать морфологию, синтаксис, аспектологию и русскую литературу. У меня есть частные ученики и работа в вузе. На кафедре я работаю со вторника по четверг, так что после возвращения из Будапешта у меня было пять дней, прежде чем я зашел в аудиторию в новой реальности, — говорит Мазалевский. — Мне показалось, что я не могу начать рассказывать про глаголы так, словно ничего не произошло. Поэтому я начал с речи о том, что язык и политика — это разные вещи, что они должны быть разделены. Я выразил надежду на то, что происходящее не повлияет на их интерес к русскому языку.

Студенты, по словам Мазалевского, несмотря на то, что среди них много украинцев, отреагировали "адекватно и поддерживающе".

— Один из них даже подошел и сказал мне "Держись", хотя было очевидно, что держаться, в первую очередь, надо не мне.

Я начал с речи о том, что язык и политика — это разные вещи, что они должны быть разделены. Я выразил надежду на то, что происходящее не повлияет на их интерес к русскому языку.

За 80 дней войны, утверждает Мазалевский, никто из его учеников не отказался от изучения русского языка. Более того, по словам Дмитрия, за почти три года жизни в Дебрецене ни он, ни его русскоговорящие коллеги не сталкивались с какой-либо формой дискриминации.

— У нас есть институт славистики, там ребята изучают русский и польский языки. Здесь есть русский центр, где проходят разные мероприятия, связанные с русской культурой. Мы с коллегами проводим там разговорные клубы. Студенты как хотели изучать язык, так и хотят. Как готовились к экзаменам, так и готовятся, — отмечает Мазалевский. — Единственное — ну, вот визу в Британию мне так и не дали, но я связываю это с бюрократией, а не с паспортом Российской Федерации.

Венгрия — одна из немногих стран, которая блокирует шестой пакет санкций Евросоюза на фоне агрессии в Украине из-за ожидаемого кризиса в связи с эмбарго на покупку российской нефти. Об этом часто пишут местные СМИ, говорит Мазалевский.

— Недавно мне пришло письмо от венгерского правительства с объяснением мотивации властей в плане санкций. В нем отмечалось в том числе, что 85% домов в стране отапливаются газом, импортированным из России. Если Венгрия согласится на предложение ЕС, это может привести к разрушительным последствиям для венгерской экономики, — пересказывает Мазалевский.

"Некоторые лидеры в Брюсселе хотят любой ценой наказать Россию, а также хотят мер, которые лягут дополнительным неоплаченным бременем на европейских, в том числе венгерских граждан. Мы продолжаем осуждать российскую военную агрессию и выступаем за территориальную целостность Украины. Однако мы настаиваем на том, чтобы военные расходы не оплачивались венгерскими семьями", — говорится в письме венгерских властей (есть в распоряжении "Idel.Реалии").

Беженцы приезжают ночью с детьми, с животными, спят и утром уезжают дальше

По данным ООН, с начала военных действий Украину покинули уже более шести миллионов беженцев, 583 тысячи из них отправились в Венгрию.

— Беженцы, как правило, не останавливаются в Венгрии. Они едут отсюда на запад: в Австрию, Германию и другие европейские города. Дебрецен находится на востоке страны. Это крупный город и удобный перевалочный пункт, — рассказывает Дмитрий Мазалевский. — Несколько украинских беженцев останавливались у меня и моих русскоговорящих друзей. Они приезжают ночью с детьми, с животными, спят и утром уезжают дальше. Особенно разговориться у нас нет времени: после ужаса, от которого они бежали, и десятков часов пути единственное, чего им хочется — это просто поспать не в автомобильном кресле.

На вопрос, как украинцы воспринимают тот факт, что Мазалевский из России, он вспоминает недавний фильм Юрия Дудя.

— Там девушка Настя, помогающая украинцам в Будапеште, говорила про паузу, которая повисает в воздухе, когда эти люди узнают, что ты русский. Эта пауза, правда, есть, но в ней нет чего-то плохого. Помолчав, они спрашивают, чем я занимаюсь в Европе — и мы идем дальше. Все всё понимают и отделяют человека от государства. У меня недавно останавливалась пожилая пара, сколько лет бабушке, я не помню, а деду — 82 года. Я приготовил им ужин и застелил постель. Утром они оставили мне адрес своего дома в Харькове и пригласили в гости, когда все это закончится, — вспоминает Мазалевский.

Меня не пугает перспектива застрять в России. Просто мне кажется, что здесь я сейчас куда более полезен.

До переезда из Казани в Москву Дмитрий жил со своей семьей. Она осталась в России. Взгляды на происходящее, как утверждает Дмитрий, на отношения с родственниками не повлияли.

О поездке в Россию Мазалевскому сейчас рассуждать сложно.

— Ходят упорные слухи о возможном военном положении. Это значит, что я не смогу вернуться в Венгрию к началу учебного года. Меня не пугает перспектива застрять в России. Просто мне кажется, что здесь я сейчас куда более полезен, — объясняет преподаватель.

Мазалевский вспоминает свою студентку — она врач и работает в больнице.

— Была вероятность, что ее отправят на украинскую границу для помощи беженцам. Мы с ней несколько занятий учили фразы, без которых ей трудно было бы делать свою работу: "Где у вас болит? Лягте. Выпейте это. Съешьте это. Идите туда".

Преподавание языка и литературы, которые несут в себе гуманистические ценности, стали моей формой борьбы с последствиями этой ужасной войны

Мазалевский добавляет, что не чувствует себя в эмиграции или изгнании, так как "уехал до того, как все началось" и имеет теоретическую возможность вернуться на родину в любой момент.

— У меня есть мысль, что Россия — это больше, чем Путин. И больше, чем Российская Федерация. Преподавая здесь русский язык, русскую литературу и русскую культуру в целом, я стараюсь создавать положительные ассоциации со словом "Россия", чтобы услышав его, люди думали не о ракетах и танках, а о чем-то светлом. Для меня это и есть "быть со своей родиной в трудный для нее момент". Да, я не расшатываю сложившийся режим, не хожу по Манежной площади с плакатом. Случилось так, что 24 февраля я оказался тут. И преподавание языка и литературы, которые несут в себе гуманистические ценности, стали моей формой борьбы с последствиями этой ужасной войны, — резюмирует Дмитрий Мазалевский.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG